Тема: «Генеалогическое древо
моей семьи»
Форма
проведения: классный час. 4
класс.
Цель: развитие чувства собственной сопричастности
к своему роду через первичное создание родословной.
Задачи:
Воспитательные:
ü Воспитывать в
детях чувство гордости за свой род и причастность к истории своего рода,
истории страны;
ü Воспитывать положительный эмоциональный настрой при
прослушивании музыкальных произведений.
Развивающие
ü развивать умение составлять мини-рассказ из личного опыта
о своей семье.
ü Развивать умение выделять самые важные факты своего
рода, активизировать знания о своей семье.
ü Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой
гимнастики, формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом
Образовательные:
ü Дать понятие о роде, поколении, генеалогическом древе;
ü Формировать представление о генеалогическом древе.
Формировать умение выстраивать цепочку родственных взаимоотношений
Материалы:
Демонстрационный: Семейные фотографии, генеалогическое древо.
Раздаточный: план – шаблоны деревьев, карандаши, ножницы, клей,
фотографии.
Оборудование: ноутбук, экран для просмотра презентаций,
(интерактивная доска), CD-диски для прослушивания музыки.
Ход занятия.
Этапы занятия
|
Деятельность классного воспитателя
|
Деятельность учащихся
|
Методическое обоснование
|
1. Орг. момент
(введение в тему, выявление информиро-ванности детей по теме занятия).
|
Семья-словечко
странное,
Хотя не
иностранное.
-Как слово
получилось,
Не ясно нам
совсем.
Ну, «Я» - мы
понимаем,
А почему их
семь?
Не надо думать и
гадать,
А надо просто
сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама,
я
Сложили?
Получается семь человек
Семь «Я»
-А если есть
собака?
Выходит восемь
«Я»
-Нет, если есть
собака,
Выходит. Во!
семья!
-А что для вас
сесья?
Чтобы ответить на
этот вопрос, предлагаю
|
Дети слушают
художественное чтение стихотворения М.Шварца "Семья"
Дети прослушивают
стихотворение, обсуждают его содержание. Демонстрируют чувственное восприятие
к стихотворению
|
Слово учителя.
Пропедевтическая
беседа (репродуктивный метод).
.
Возникает
проблемная
ситуация.
|
2. Беседа о семье
|
Вопросы:
-Как можно
назвать этих людей, одним словом?
- Кто живёт в
этой семье?
-С кем ты
живёшь?
-Кем ты
доводишься маме (папе, дедушке, бабушке)
-Если в одной
семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая
семья. А вы как думаете?
-Кто живёт в
большой семье?
-У кого есть
братики, сестрички? Они старше или младше вас?
|
Дети отвечают на
поставленные вопросы.
Делятся
информацией о своих семьях. Определяют родственные взаимоотношения между
членами семьи.
Используют в
активной речи прилагательные для характеристики своих близких.
Ведут диалог.
|
Аналитическая
беседа (эвристический метод).
Формирование
субъективного опыта учащихся.
Организация
мыслительной деятельности учащихся по результатам беседы
|
3.Тренинговая игра «Исправь
ошибку»
|
Послушайте, ребята! Сейчас я
прочитаю предложения, в некоторые закралась ошибка и её нужно исправить.
-Внук старше дедушки
-Сын старше сестры
-Бабушка моложе внучки
-Папа младше сына
-Мама старше дочки
-Дедушка в семье самый молодой
- Бабушка в семье самая старшая
|
Находят ошибки в предложениях,
высказывают своё мнение.
Эмоционально реагируют.
|
Объяснение правил
игры.
Использование
наглядных объектов.
Методика
тренинговых занятий и упражнений.
Метод
стимулирования интереса к учению – игра.
На основе игры идет
подготовка учащихся для восприятия основной идеи занятия.
|
4.Организация работы по
составлению творческих рассказов на тему: «Моя дружная семья»
|
Дети, а давайте
сами составим небольшие рассказы о своей семье.
|
Составление детьми рассказов на
тему «Моя дружная семья» из личного опыта. Строят сложноподчиненные
предложения по заданной теме. Составляют небольшие рассказы. Используют для
составления рассказа план-схему.
Используют в активном словаре
слова, характеризующие членов их семей.
|
Организация
аналитико-синтетической деятельности.
Метод мозгового
штурма (аналитический метод).
Формирование у
детей умений составления рассказа из личного опыта.
|
5.Пальчиковая
гимнастика «Десять внучат»
|
Немного отдохнем:
будем разминать наги пальцы и дружно проговаривать слова.
У нашей бабушки
десять внучат
Две Акульки сопят в
люльке
Две Аринки спят на
перинке
Две Алёнки глядят
из пелёнки
Два Ивана на лавках
сидят
Два Степана учиться
хотят
Десять внуков
(показывают
А бабушка одна
|
(руки сжимают в
кулаки)
(разжимают кулаки и
показывают десять пальцев)
(шевелят мизинцами)
(шевелят
безымянными)
(шевелят средними)
(шевелят
указательными)
(шевелят большими)
(все (прижимают
ладони к груди) десять пальцев)
Дети проявляют
эмоциональный отклик. Согласовывают движения со словами.
|
|
6. Работа с
презентацией
|
У Древа есть два основных корня: Род матери и Род отца. Наши родители
тоже имеют родителей, и корни Древа разветвляются до бесконечности, потому
что каждый из нас имеет очень древний род, уходящий в глубину веков. Все наши
прародители — это наша сила. В нашем теле, на клеточном уровне записана вся
информация о прошлом, она раскрывается в виде способностей и неосознанного
опыта. Наши предки чтили свой род, светлая память о прародителях придавала им
невероятные силы, здоровье и защиту. Ствол Древа — это сам человек, ветви —
потомки: дети, внуки, правнуки… Листья и плоды Древа — это плоды труда,
благие деяния человека, плоды творения не для себя, а для других. Чем шире,
раскидистей Родовое Древо, чем больше плодов на нём, тем больше хороших дел
совершил Род.
|
Просмотр
презентации "Генеалогическое древо". (Приложение №1).
|
Наглядный метод
|
7.Рефлексия - выполнение
творческого задания «Генеалогическое древо моей семьи»
|
- Настало время
заполнить шаблоны и создать генеалогическое древо своей семьи.
|
Дети заполняют шаблоны
деревьев, используя фотографии, создавая композицию семейного древа. Дети
делятся своими впечатлениями после деятельности, рассказывают, что
понравилось больше всего. Выстраивают общую композицию.
|
Организация
обратной связи в системе «учитель-ученик». Переход
отдельных учащихся
в новое рефлексивное состояние формирования субъективного опыта с целью
получения навыков создания генеалогического древа своей семьи.
|
Самоанализ классного часа в 4 классе
по теме «Генеалогическое древо моей семьи»
Данное воспитательное занятие строилось с учетом обобщенных
психолого-педагогических данных: ведущей системы восприятия и типа нервной
системы. На основании исследований педагога-психолога ведущей системой
восприятия у 9 учащихся является визуальная, у 3 учащихся - смешанная, у 1
ученика- аудиальная.
Тема занятия соответствует цели воспитательной работы с классным
коллективом по направлению «Личностно-ориентированное развитие».
Задачи воспитательного занятия сформулированы, исходя из особенностей
интеллектуального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: : развитие чувства собственной сопричастности
к своему роду через первичное создание родословной.
Задачи:
Воспитательные:
ü Воспитывать в
детях чувство гордости за свой род и причастность к истории своего рода,
истории страны;
ü Воспитывать положительный эмоциональный настрой при
прослушивании музыкальных произведений.
Развивающие
ü развивать умение составлять мини-рассказ из личного
опыта о своей семье.
ü Развивать умение выделять самые важные факты своего
рода, активизировать знания о своей семье.
ü Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой
гимнастики, формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом
Образовательные:
ü Дать понятие о роде, поколении, генеалогическом древе;
Формировать представление о генеалогическом древе. Формировать умение
выстраивать цепочку родственных взаимоотношений
В начале занятия была создана атмосфера заинтересованности
каждого ученика к предстоящей деятельности, посредством художественного
чтения стихотворения М.Шварца "Семья". Перед учащимися была
поставлена проблема, которую предстояло решить.
Структура занятия была выстроена на основе технологии
личностно-ориентированного подхода. На воспитательном занятии использовались
разнообразные формы и методы организации работы учащихся, способствующие
актуализации их субъективного опыта в соответствии с предложенной темой.
Система методов и приемов определялась характером предлагаемого материала,
образовательными и коррекционно-развивающими задачами, возможностями и
индивидуальными особенностями детей.
·
метод чтения
художественного произведения (использовался для постановки главной проблемы
занятия, а также имеет коррекционное значение: развитие мышления и внимания);
·
групповая самостоятельная
работа (использовалась для актуализации знаний учащихся при проведении
дидактической игры);
·
коммуникативные игры с
элементами тренинга (использовались для подготовки учащихся к восприятию
основной идеи занятия, а также для создания непринужденной доброжелательной
обстановки в классном коллективе, для повышения внутригруппового доверия и
сплоченности членов коллектива);
·
беседа (использовалась при
обсуждении проблематики темы занятия с целью организации мыслительной
деятельности учащихся, а также способствовала развитию фразовой речи детей);
·
наглядность как метод
воспитания (имеет коррекционное значение);
·
принцип доступности
(занятие ведется в зоне ближайшего развития учащихся, то, что ученик может
сделать совместно с воспитателем).
В заключительной, рефлексивной части занятия каждый из
учащихся получил задание заполнить шаблон самостоятельно. Это помогло детям
перейти в новое рефлексивное состояние формирования субъективного опыта с целью
получения навыков самостоятельного составления генеалогического древа своей
семьи.
Все поставленные цели и задачи классного часа были успешно реализованы.
Каждый ребенок принял посильное активное участие в ходе классного часа.
На протяжении всего занятия удалось поддерживать интерес детей на
достаточно высоком уровне, что говорит о правильном выборе методов и приемов.
Данное занятие имеет практическое значение для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья в плане их дальнейшей социализации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.