Внеклассное занятие «Нравственные
ценности»
Цели:
Обучающие:
-организовать
деятельность детей по обобщению, систематизации и расширению знаний о
нравственных качествах личности
-содействовать
сознательному пониманию таких нравственных качеств как «доброта», «мужество»,
«честность», «чуткость»
Развивающие:
-содействовать
развитию умения формулировать собственную точку зрения, умения вести диалог
Воспитывающие:
-развивать
способности к общению, работе в коллективе
-повышать
уровень рефлексивности ребенка, помочь ему соединить понятие и собственное
поведение
Оборудование:
1.Анкета
(раздается заранее):
«Продолжи
фразу:
Добрый
человек-это человек, который……
Мужественный
человек- это человек, который….
Честный-………..
Чуткий………
2.Карточки
с напечатанными качествами личности: отзывчивый, добрый, сильный, смелый,
искренний, гуманный, доброжелательный, тактичный, благоразумный, трудолюбивый,
терпеливый, сдержанный, умеющий дарить, скромный, обаятельный, справедливый,
внимательный, стеснительный, отважный (эти же понятия занесены в таблицу).
3.Таблица
(распечатана на каждого ученика) «Нравственные качества человека».
В
левом столбике нравственные качества, в правом – определения.
3.Толковый
словарь В.И.Даля
Ход
занятия:
Педагог:
-Добрый
день! Прочитайте тему. Объясните, как вы понимаете значение этих слов:
нравственность, ценность. В каком значении мы их употребляем? Приведите примеры.
От каких слов они образовались? Подберите однокоренные (нравственный,
безнравственный, цена, ценный, нрав). Как думаете, о чем мы сегодня будем
говорить? Ответ начинайте со слов: «Я думаю……..» (ответы детей).
Педагог:
Обобщение:
нравственность- правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества,
необходимые человеку в обществе; цена- роль, значение чего-то, важность.
Нравственные
качества-важные духовные и душевные качества человека, основанные на добре,
справедливости к людям и природе. Впервые слово «нрав» появилось в русских
толковых словарях в 18 веке. Античные мудрецы (8 в. до н.э.) главными добродетелями
считали- доброжелательность, патриотизм, благоразумие, мужество,
справедливость, честность, уважение к старшим, трудолюбие.
Именно
с нравственностью связано различие добра и зла. Подумайте и ответьте на вопрос,
почему маленьким детям читают и рассказывают сказки? Для чего? (обмен
мнениями). Правильно, сказки учат как правильно себя вести, что такое хорошо и
что плохо. Когда человек не умеет соотносить свое поведение с нравственными
нормами, это приводит к проступкам и правонарушениям, конфликтам с окружающими
детьми и взрослыми.
Разрушение
нравственных качеств приводит к распаду, катастрофе. Почему? (обмен мнениями).
Первое
понятие, о котором вы писали в анкете, было «доброта». Как понимаете, что
значит «доброта» - это…….. (обмен мнениями). Прочитайте определение из
толкового словаря. Кто из учеников нашего класса подобрал более точное
определение? Приведите примеры из заполненных вами анкет (обмен мнениями). А
как в вашем поведении проявляется такое ценное качество как доброта? Кто из вас
может назвать себя добрым? (ответы детей).
Мы
читаем книги, которые учат как себя вести, каким человеком надо быть. Приведите
примеры из литературных произведений.
Запишите
определение слова «честность» (аналогичная работа ведется со всеми
предложенными понятиями-мужество, честность, чуткость).
Педагог:
Взрослый
человек- человек с устоявшимися нравственными качествами, имеющим этические
черты по отношению к людям.
Вы
должны в своей жизни ими обладать, или к ним стремиться.
Перед
вами лист с таблицей, прочитайте слова в левом столбике. Что это за понятия?
(нравственные качества человека), а в правом столбике? (определения эти
качеств). Прочитайте определения.
Выделите
(подчеркните) в таблице нравственные ценности, которые привлекают вас в людях,
которыми вы хотели бы обладать (ученики выполняют работу).
Педагог:
Что
же такое нравственные ценности? Почему мы должны обладать теми или иными
качествами? Какие наиболее ценны для вас, а значит и для общества? (ученики зачитывают
выбранные качества).
Какие
еще ценности, кроме нравственных, мы можем выделить? (материальные, духовные,
культурные). Приведите примеры (обмен мнениями).
Итог:
Какими
нравственными качествами должен обладать человек, с которым вы в дальнейшем
хотели бы строить отношения, который будет находиться рядом с вами в вашей
жизни? (ответы детей)
Какие
нравственные качества вы будете воспитывать в своих детях? (ответы детей)
Тренинг
общения. «Какой ты человек?»
Педагог:
Предлагаю
вам попробовать дать характеристику своим одноклассникам, и каждому узнать
какой он человек.
На
столе карточки. На карточках записаны нравственные качества. Ученик берет
карточку, читает, отдает однокласснику, если считает, что он обладает данным
качеством. Если по каким-то причинам не отдали карточку, возвращают ее
педагогу. И так несколько раз, пока все карточки не окажутся у детей.
Каждый
ученик по очереди зачитывает полученные карточки (обмен мнениями).
Анкета:
1.Если
кто-то плачет, то я:
А)
попытаюсь ему помочь
Б)подумаю
о том, что могло произойти
В)Необращу
внимания
2.Кто-то
расстроился, что проиграл в игру:
А)ты
не обратишь внимания
Б)Скажешь,
что он нытик
В)Объснишь,
что нет ничего страшного
Г)скажешь,
что надо учиться лучше играть
3.Если
твой одноклассник на тебя обиделся:
А)подумаешь
о его чувствах, о том что можно сделать в данной ситуации
Б)обидешься
в ответ
В)докажешь,
что он не прав
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.