4 класс
Внеклассное
мероприятие (конкурс)
Тема: Знатоки права
Вид: комбинированный
Формы работы: групповая
Цель: Обобщить
знания о правах ребенка, человека и гражданина.
Задачи:
- формировать правовую культуру учащихся;
- способствовать осознанию прав и обязанностей;
- воспитывать уважение к правам других людей;
- развивать познавательную активность,
стремление узнать новое, сообразительность, быстроту мышления, навыки анализа и
синтеза предложенного материала (работа с раздаточным материалом), кругозор,
умение работать в команде.
Оборудование: презентация, музыка.
Ход занятия
I. Орг. момент
–
Приветствие учителя. Сегодня
мы проведем конкурс знатоков права. Класс делится на 2 команды. Школьникам
предлагается выбрать капитана и определить название команды.
–
Итак, команды
готовы? Команды получают задания. Ответы предоставляются жюри. За каждый правильный ответ команда получает балл.
Задание 1. Календарь правовых дат
В конверте находятся даты и названия праздников. Участники команды
должны найти их соответствие.
Всемирный день
прав ребенка
|
|
День Конституции
Республики Казахстан
|
|
Международный
день детей – жертв агрессии
|
|
Задание
2. «Наши права
и обязанности»
Республика Казахстан, провозгласив себя правовым
государством, поставила на первое место человека, который обладает правами,
свободами и обязанностями. Конституция РК защищает и гарантирует права и
свободы человека-гражданина, регламентирует его обязанности.
Сейчас одна команда напишет права человека и
гражданина, а вторая – его обязанности.
1 команда (права)
|
2 команда (обязанности)
|
право на жизнь
|
уважать государственные символы Республики
|
право на отдых
|
соблюдать законы
|
право на образование
|
защищать Родину
|
право на получение юридической помощи
|
платить налоги
|
право на защиту чести и достоинства
|
уважать права, свободы, честь
и достоинство других лиц
|
право на личную свободу
|
получить среднее образование
|
право на охрану здоровья
|
охранять природу
|
право на свободу труда, свободный выбор рода
деятельности и профессии
|
заботиться о сохранении исторического и
культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
|
Задание 3. Определите право по иллюстрации
Командам даются иллюстрации, по которым участники должны определить,
какое право они отражают. Заполнить таблицу.
|
|
|
|
|
Свидетельство
о рождении
|
Сердце
|
Домик
|
Конверт
|
Учебник
|
Право
на имя
|
Право
на любовь и заботу
|
Право
на имущество
|
Право на тайну корреспонденции
|
Право
на образование
|
Задание 4.
«Собери предложение». Кто первый?
Каждая команда из
отдельных слов должна собрать предложение.
обязан права человек людей других каждый
уважать
1
команда Каждый человек обязан уважать
права других людей.
и соблюдаться человека должны везде права
всегда
2
команда Права человека должны
соблюдаться всегда и везде.
Задание
5. «Песня о
правах»
Для каждой команды исполняется
песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
– «Песня бременских музыкантов» слова Ю.Энтина, музыка Г.Гладкова (право на свободу передвижения, мирных собраний);
–
«Чему учат в школе» слова
М.Пляцковского, музыка В.Шаинского
(право на образование);
–
«На крутом бережку» из м/ф
«Приключения кота Леопольда» слова А.Хайт, музыка Б.Савельева (право на отдых);
–
«Я у бабушки живу» слова И.Шаферана, музыка Э.Ханка (право на заботу и воспитание родителями);
–
«Мы маленькие дети» слова Ю.Энтина, музыка Е.Крылатова (право свободно выражать свои мысли, взгляды);
–
«Пусть всегда будет
солнце» слова Л.Ошанина,
музыка А.Островского (право на жизнь);
–
«Ты да я, да мы с тобой» слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского (право на личную
жизнь);
–
«Рыжий, рыжий, конопатый»
из м/ф «Весёлая карусель» слова Э.Успенского,
музыка Е.Ботярова (право на
сохранение своей индивидуальности).
Задание 6. «Продолжи пословицу»
Если команда затрудняется,
то ответ предоставляется следующей команде.
1
команда Учись
смолоду – … (не помрешь под старость с голоду)
2
команда Ученье –
свет, а… (не ученье – тьма)
1 команда Грамоте учиться – … (всегда пригодится)
2 команда Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться)
1 команда Без терпенья нет – … (ученья)
2 команда Ученье – путь … (к уменью)
Задание 7. «Вопрос-ответ» для капитанов
Капитанам по очереди будут заданы вопросы:
–
Кто является главой
нашего государства? (Президент)
–
Назовите Президента РК? (Нурсултан
Абишевич Назарбаев)
–
Какое событие состоялось 30
августа 1995 года? (принятие Конституции РК)
–
Столица нашей страны? (Астана)
–
Кто является единственным
источником государственной власти? (народ)
–
Какой язык является
государственным в РК? (казахский)
–
Назовите символы РК? (Герб,
гимн, флаг)
–
Что
такое Конституция?
(Конституция –
это основной закон нашего государства)
Задание 8.
«Сказочная
викторина»
–
Какие права нарушены в
сказке «Приключение Буратино»?
1.
Схватив Шушару
за хвост, Буратино нарушил ее право
на ...? (личную неприкосновенность)
2.
Буратино продал свою
азбуку и не воспользовался правом на...? (бесплатное образование)
3.
Буратино хотел попасть
в театр, у него было право...? (наслаждаться искусством)
4.
Напавшие на Буратино
кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино ...? (принадлежащего
ему имущества)
5.
Полицейские,
ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на...? (неприкосновенность
жилища)
6.
Папа Карло жил очень
бедно, не имел постоянной работы, потому что не имел права на...? (свободный
труд и вознаграждение за него, защиту от безработицы)
Задание 9.
«Диалоги»
Защитите права сказочного
героя в диалоге. Дайте ответ сказочного героя,
основываясь на статьи Декларации прав человека.
На каждый диалог вызывается по 2 представителя из
каждой команды. Первому дается заранее подготовленный текст, который он читает.
Второй герой – самостоятельно дает ответ.
Диалог 1
Представитель 1
команды:
–
Лиса Алиса: «Буратино,
отдай мне эти денежки!».
Ответ представителя 2
команды:
–
Буратино: … Не имеешь
права лишать меня имущества.
Диалог 2
Представитель 2
команды:
–
Волк: «Колобок, колобок, я
тебя съем!».
Ответ представителя 1
команды:
–
Колобок: ... Не имеешь
права посягать на мою жизнь.
Диалог 3
Представитель 1
команды:
–
Жаба: «Дюймовочка, завтра
ты выйдешь замуж за моего сына».
Ответ представителя 2
команды:
–
Дюймовочка: ... Не
имеешь права нарушать мое право на свободный брак.
Диалог 4
Представитель 2
команды:
–
Волк:
«Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Ответ представителя 1
команды:
–
Козлята: ... Не имеешь
права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно.
Диалог 5
Представитель 1
команды:
–
Медведь: «Машенька, будешь
у меня жить, печку топить, кашу варить».
Ответ представителя 2
команды:
–
Маша: ... Не имеешь
права посягать на мою свободу.
Диалог 6
Представитель 2
команды:
–
Шерхан: «Человеческий
детеныш мой, отдайте мне его».
Ответ представителя 1
команды:
–
Волчица: ... Не имеешь
права лишать его жизни.
Итог занятия.
Жюри подсчитывает результаты. Объявляет команду победителя.
Награждение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.