Классный час
"Узоры Пармы"
Класс: 2
Тема занятия: Узоры Пармы
Цель: Развитие
эстетическо-нравственных ценностей и знакомство с культурой русского народа.
Задачи:
Обучающиеся:
- изучение жанров фольклора и народного прикладного искусства;
Развивающие:
- развитие у детей творческих способностей;
- развитие навыков коллективного творчества в групповой работе.
Воспитывающие:
- воспитание эстетического вкуса учащихся;
- воспитание нравственной культуры поведения учащихся;
- воспитание толерантных отношений между детьми;
- связь народного творчества с современной жизнью.
Тип занятия
– практическо-познавательный
7. Используемые приемы, методы: словесные,
наглядные, практические методы;
8 Технологии обучения: ИКТ,
компьютерные.
9. Используемые формы организации
познавательной деятельности учащихся: групповая.
10. Оборудование и основные
источники информации: мультимедия, презентация
11. Прогнозируемый результат
(формируемые компетентности):
познавательные:
обучающийся узнают элементы коми-пермяцкого орнамента, как они появлись;
обучающийся получит возможность научиться:
-
выбирать языковые средства в соответствии
с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-
участвовать в диалоге, учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
участвовать в работе совместно со своими
товарищами;
личностные:
обучающийся
-
проявляет учебно-познавательный интерес к
познавательному материалу.
Оборудование для проведения занятия:
- свеча в подсвечнике и зажигалка;
- раздаточный материал для рефлексии.
- красные полоски для узоров;
- деревянные макеты саней;
- леденцы для призов;
- картофельные пироги с чаем;
- элементы избы;
- деревянная посуда.
Список использованной
литературы
- Зубова
Е.А., Пахоруков Н.В. В школе праздник. Кудымкар: Кудымкарская типография
издательств , 1991.
-
Климова Г.Н. Текстильный
орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1994.
Столы в центре класса подготовлены для групповой работы (3
группы).
Ход классного
часа
1. Оргмомент. (1 мин.)
Учащиеся рассаживаются на стулья.
Мотивация к деятельности.
- Бур лун, дона ёрттэз! Пым
привет тіянлö Верх-Иньвинскöй му вылын!
- Добрый день, ребята! Какое у
вас настроение? У вас на партах есть картинки, поднимите картинку по своему
настроению. (Веселое Солнышко, солнышко приуныло, грустное солнышко).
Пусть мы с вами почти не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймем,
А поможет нам в этом игра,
Путешествие вам предлагаю, детвора!
- Ребята, я
хочу пригласить вас в путешествие во времени, в прошлое нашей Родины, к истокам
народного творчества. А нашей путеводной звездой в этом путешествии станет
свеча. Сейчас я зажгу эту свечу, и мы перенесёмся в стародавние времена. Вы
желаете отправиться в путешествие? Можно зажигать свечу?
II. Вступительная беседа. (2мин.)
Слайд 2. Итак, мы с вами попали в стародавние времена. В те времена, когда
не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни электричества, да и книг тоже не
было. И жили наши предки в густом лесу. А люди жили мастеровые да веселые, речи
их были мелодичными, да неспешными, как течение полноводных рек.
Сегодня на
занятие мы с вами пройдём народною тропой из стародавних времён в современный
мир и проверим, не растратили ли мы, жители современной России, умения наших
предков.
III. Актуализация знаний и
беседа о прикладном искусстве
коми-пермяков. (7 мин.)
1. Актуализация
знаний об устном народном творчестве.
Слайд
3. - Хорошо зимой в деревне… Собрались
мы с вами в теплой деревенской избе. А на улице вьюга да снег, мороз такой, что
звери забились в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы.
А нам вместе
уютно и хорошо. Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает свечка. Вот
такие зимние вечера и становились вечерами мастерства, загадок, шуток да
прибауток. И вы попробуйте отгадать загадки.
Есть загадки в Коми крае,
До того мудреные
Кто загадку отгадает,
Тот награду получает.
Да и сложены они,
Так хитро и гладко,
Ну, смекалкою блесни,
Вот они – загадки.
(Кто отгадает загадку, дать леденец).
(Дети отгадывают загадки, картинки-отгадки учитель вывешивает на
доске)
·
Всё она по волосам,
Ходит тут и ходит там,
Где проходит, не спеша,
Там причёска хороша! (Расчёска)
·
Длинный хвост и с белым боком,
А летает невысоко.
Хочет все стащить с наскока
Эта хитрая … (Сорока)
·
Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно всё в дырках. (Сито)
- Ах, какие молодцы! Всё это
вы знаете!
2. Беседа о прикладном искусстве коми-пермяков.
- А знаете ли вы какой месяц
на дворе? (Февраль)
Слайд
4. - В феврале, последнем зимнем
месяце, издавна устраивались всенародные гуляния. Назывался этот зимний
праздник – масленица. Веселый и раздольный он продолжался целую неделю. На
следующей неделе и в наши края придет масленица.
- А что
делают на масленицу? (Пекут блины, веселятся, катаются с горы).
Снежные горки
в эти дни поливали и раскатывали. Санки для катания готовили, разукрашивали.
Вот и у нас есть саночки. Как вы думаете, что мы будем делать? (Разукрашивать)
- Украшать их
желательно коми-пермяцкими узорами. Одной из основных частей народного
творчества у коми-пермяков был орнамент. Им украшали одежду, мебель, посуду.
Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение.
Элементы
орнамента имели свои названия. Названия давались или по какому-нибудь признаку,
или по ее внешнему сходству с каким-нибудь предметом.
На
сегодняшнем занятии мы познакомимся с тремя элементами коми-пермяцких узоров.
IV. Творческая работа в
группах.
Давайте
вернемся к загадкам. Я предлагаю отгадки изобразить с помощью вот этих красных
полосок. Посмотрим, что же у нас получиться? Чтобы с узорами управиться
быстрей, будем работать в группах. Вы, ребята, знаете правила работы в группах.
Давайте вспомним!
Слайд
5.
-
В группе должен быть ответственный.
-
Один говорит – другие слушают.
-
Если не понял – переспроси.
-
Своё несогласие выражай вежливо.
-
Работать должен каждый на единый результат.
|
Узоры наклеим
на доску с помощью воды. Намочите одну полоску, наклейте ее на доску. И так
каждую полоску. При работать не забывайте о правилах работы в группах. (Дети
работают у доски, учитель помогает. корректирует)
- Посмотрите
друг у друга, что получилось. Вот так и в стародавние времена составляли элементы
узоров. У каждого элемента было свое название:
- этот узор называется СЫНАН СЕР (гребень)
- этот катша кок (сорочья нога)
- а это радз (сито)
Слайд
6. - Это только несколько
элементов, которые использовал наш народ в орнаменте. Есть еще много разных
элементов. Рассмотрите их, посовещайтесь в группах и украсьте сани
коми-пермяцким орнаментом, наклейте его с помощью красных полосок, которые
лежат у вас на столе.
(Работа детей в группах. Во
время работы звучит русская народная музыка).
V. Подведение
итогов.Рефлексия.
- Ну что, ребята, красивые
саночки получились. Покажите всем гостям, своим одноклассникам, пусть
полюбуются.
- Ой!
Смотрите, ребята, свеча догорает. Пора наше путешествие заканчивать и
возвращаться в современный мир. А с чем вы вернулись из прошлого в
современность? Что вам понравилось из прошлого?
- В начале
урока все вы показали свое настроение. А какое настроение у вас по окончанию
занятия.
Слайд
7. - Коми-пермяки любят
принимать гостей, угощать всем лучшим, что у них есть. И я буду рада, если вы
попробуете мои угощенья. (Всем раздать картофельные пирожки).
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех.
Час прошел в веселом гаме,
Как же короток был он.
Хорошо мне было с вами,
Вот прощальный вам поклон.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.