Ход мероприятия:
I Орг. момент:
Звучит вальс П.И.Чайковского
1 – й слайд
Учитель: Я приглашаю всех в литературный салон 19 века. Что представляли собой литературные
салоны? Это были места встреч, приятных бесед, обсуждений литературных новинок
писателей, поэтов и любителей литературы. Сопровождались эти встречи чтением
известных, любимых или своих произведений. Происходило всё это в приятной
домашней обстановке . Отсюда и пошли названия этих встреч – «Литературные
салоны».
Сегодня мы находимся в одном из таких литературных
салонов и примем участие в обсуждении ярких стихов, басен этого периода.
II Основная часть:
Учитель: Каких поэтов и
писателей 19 века вы знаете?
Предполагаемые ответы учеников: (А.С.Пушкин, И. А. Крылов, Антоний Погорельский, Вас. Андр. Жуковский,
Пётр Павлович Ершов, М. Ю. Лермонтов и.т.д.)
2-3 – й слайды
Учитель: Слово предоставляется А.С.Пушкину.
Ученик (А.С.Пушкин)
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Учитель: Скажите, пожалуйста, кому Александр Сергеевич
посвятил это стихотворение?
Предполагаемые
ответы учеников: (Няне)
Учитель: Как вы догадались?
Предполагаемые
ответы учеников: Здесь есть такие строчки:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Суровые дни –
это время с 1824 по 1826 г, когда А.С. Пушкин находился в ссылке в селе
Михайловском, и единственным человеком кто с ним жил – это была няня, Арина
Родионовна.)
Учитель: Как относился А.С. Пушкин к няне?
Предполагаемые
ответы учеников: А.С.Пушкин очень любил свою няню. С ней были связаны у него самые
тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она
скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское).
Учитель: Спасибо Вам, А.С. Пушкин, за чудесные стихи.
4 - слайд
Учитель: Василий Андреевич Жуковский, вы что-то хотите спросить?
Ученик ( В. А. Жуковский )– « Спасибо А.С. Пушкину, но у меня вопрос к И.А. Крылову: очень
интересны мне Ваши басни. Они поучительны. А пригодны ли они для детского
чтения?»
Ученик (И.А.
Крылов) – « Милостивый государь, я видел, как
читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный
сюжет, где мало описаний и много диалогов . Басни чем–то напоминают сказки.
Дети любят разыгрывать басни, передавать интонацию героев, подражать их
голосам. И потом многие басни смешны, а с помощью смеха легко довести до
детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.
«Вот послушайте басню «Квартет».
Инсценировка
басни.
Квартет
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать
сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час
терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
Учитель: Скажите, пожалуйста, понравилась
бы такая басня детям?
Почему?
Предполагаемые
ответы учеников: (Басня интересная, смешная, понятен её смысл.)
Учитель: Какие же свойства человеческого
характера описаны в этой басне?
Предполагаемые
ответы учеников: (Крылов высмеивает болтунов, способных только на слова, а не на дела)
( Здесь
описаны хвастливые и самоуверенные люди. Они считают, что за какое дело они не
возьмутся у них всё получится, но есть такие дела, которые требуют не только
кропотливый труд, но и талант. )
Учитель: Какова мораль басни?
Предполагаемые
ответы учеников: ( Мораль басни в том, что талант необходим во всех делах. Басня
высмеивает не только музыкантов, она описывает людей, которые берутся не за
свои дела, об этом им говорит Соловей).
(
Только мудрый Соловей знает, что для хорошей игры нужен профессионализм)
5 -6 –й слайд
Учитель: Спасибо за Ваши умные мысли.
Следующее слово я хочу предоставить
удивительному человеку . Он участвовал в двух военных компаниях, турецкой и польской,
был чиновником, хирургом – окулистом, ветеринаром , географом, моряком,
инженером, писателем, а самое главное он создал «Толковый словарь живого
великорусского языка». Но больше всего он любил русское слово, в его огромной
копилке пословицы, поговорки, прибаутки, песни, сказки, легенды, верования,
предания, присказки, даже игры.
- Вы догадались кто это?
Предполагаемые
ответы учеников: (Владимир Иванович Даль)
Ученик : (В.И.Даль ) – « Хочу представить вам несколько новых
прибауток и самое главное – иллюстрации молодых, ещё неизвестных художников к
моим книгам.
(На доске вывешены иллюстрации детей к
прибауткам)
Прибаутки.
***
Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил.
Его мухи выдирали,
Животы все надорвали.
***
Скрип, скрип, скрипачок,
Купи новый башмачок:
Кошке Машке,
Коту Николашке,
Кобылке Нениле,
Мерину Гавриле,
Утке Анютке,
Селезню Васютке,
Кочету Никите,
Курице Улите.
***
- Постой, куколка!
-Постой, барынька!
- Некогда стоять.
Пора мне бежать,
Сову снаряжать.
У Совы-то свадьба,
У совы в усадьбе:
Мушка – стряпушка,
Комар – полетушка,
Синица – сестрица,
Сорока – девица,
Кукушка – рябушка,
Чечётка – подружка,
Воробушек – шурин
Глазки прищурил,
Ворона невеста
Села на место!
Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое
прибаутка?
Предполагаемые
ответы учеников: ( Прибаутка – складная поговорка, острое словцо. В
прибаутках ярко описывается событие, которое стремительно развивается)
( В прибаутках, в отличие от пословиц не
содержится глубокий смысл и народная мудрость, они заставляют людей
задумываться над тем как надо поступать.
( Прибаутки делают речь рассказчика
привлекательной, яркой)
Учитель: А нужны ли прибаутки в нашей жизни?
Предполагаемые
ответы учеников: ( Думаю, что нужны. Прибаутка легко входит в нашу жизнь с
самого раннего возраста. Например, когда мама рассказывает своему ребёнку прибаутку,
она вызывает у него улыбку и весёлое настроение)
Ученик (В.И.Даль) – а я хочу сказать, что прибаутка
доставляет радость не только ребёнку, но и взрослому человеку. Так, что
используйте, господа, прибаутки в своей жизни.
ИТОГ:
Учитель: Хотела бы спросить, господа, ваше
мнение о сегодняшней встрече. Нужны ли нам такие встречи в будущем?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.