Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект внеклассного мероприятия по литературе к 200 - летию М.Ю.Лермонтова (5-9 классы)

Конспект внеклассного мероприятия по литературе к 200 - летию М.Ю.Лермонтова (5-9 классы)

Скачать материал

 

Литературно – музыкальная композиция « Мятежная душа поэта», посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

 

 

1ведущий

 

Казался ты и сумрачным,  и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил:

Но ты мечтал об ангельски прекрасном,

Ты демонски мятежное любил.

 

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил.

 

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих, как будто кованых,  стихах!

 

 

2 ведущий

 

Добрый день,  дорогие друзья, мы собрались здесь сегодня, чтобы поговорить о Великом поэте – М.Ю. Лермонтове -  в год  200-летия со Дня его рождения. Предлагаем вашему вниманию литературно - музыкальную композицию

« Мятежная душа поэта». Эпиграфом нашего мероприятия станут слова, произнесенные однажды М.Ю. Лермонтовым:

                                               «Поверь мне – счастье только     там,

                                                                        Где любят нас, где верят нам»

Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования, ссылки, непонимание  и жизнь изгнанника в последние годы. 

( романс «Белеет парус одинокий» )

 

1ведущий

Как в прошлый век, печально и светло,

Слетает лист берёзы в день осенний,

Как будто в мире не произошло

С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

 

Но лист коснулся гробовой плиты,

И содрогнулся мир, покой разрушив,

И нас вернул из плена суеты

Вот в этот день

К живым и мёртвым душам.

 

И я гляжу с тоской на облака,

Плывущие сквозь вечность над планетой,

И прихожу к подножью Машука,

Чтоб ощутить трагедию поэта.

 

Мятущийся, как парус над волной,

И жаждущий неистовейшей бури,

Он оборвал на взлёте голос свой,

Шагнув навстречу смертоносной пуле!

 

...Богаты мы ошибками отцов!

Как страшно вдруг понять сквозь годы это.

Не  сгинувшее в сонме голосов

Жестокое пророчество поэта.

 

2 ведущий

Вся жизнь поэта неразрывно связана с Кавказом, там же он встретил свою смерть.  В истории его короткой жизни, 27 лет, и гибели  есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.

 

                       

                           Опальный ангел, с небом разлученный,

 

                          Призывный демон, разлюбивший ад,

                          Ветров и бурь бездомных странный брат,

                          Душой внимавший песне звезд всезвонной.

 

                           На празднике – как призрак похоронный,

                           В затишье  дней – тревожащий набат,

                           Нет, не случайно он среди громад

                           Кавказских – миг узнал смертельно-сонный.

 

                         

                            Где мог он так красиво умереть,

                            Как не в горах, где небо в час заката - 

                            Расплавленное золото и медь,

                            Где ключ, пробившись, должен звонко петь,

                            Но также должен в плаче пасть со ската,

                            Чтоб гневно в узкой пропасти греметь… 

 

1ведущий

М.Ю. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии.  Но прежде чем погрузиться в  его своеобразный поэтический мир, мы предлагаем совершить путешествие по страницам жизни поэта.

 

2 ведущий

 В ту ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали свою дорогу.

 

 Зато почти всю ночь в самом доме горел свет, и суетились люди.

 Поздно ночью капитану Юрию Петровичу Лермонтову сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.

 1ведущий

Тяжело перенесла роды мать.

 От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец.  Но была в доме женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твердую решимость. Она, молча, без суетливости, подавала воду или лекарство, не теряя присутствия духа, отдавала распоряжения прислуге.

 2 ведущий

  В эту тревожную ночь в доме у Красных ворот мы знакомимся с главными действующими лицами семейной драмы, перипетии которой окажут существенное влияние на характер, душу, а, может быть, и на всю судьбу  одного  из   величайших   поэтов  России Михаила  Юрьевича Лермонтова.

 Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович.  Елизавета Алексеевна Арсеньева поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.

 1 ведущий

Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна, ее мать, произнесла слово «нет».

2 ведущий

Но ради дочери она пошла на уступки. Неприязнь к Юрию Петровичу сохранилась на всю жизнь.  Лермонтову не было еще и трех лет, но день похорон матери он запомнил на всю свою жизнь.

1 ведущий

 

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

Отец стоял в молчание...

Спустя положенные по христианскому обычаю девять дней, Юрий Петрович вынужден был покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна ему не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан должен был уступить...

( стих. «Ангел»)

Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой.

 

 2 ведущий

Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с сыном, но изменить ничего не мог.

Позднее Лермонтов напишет:

 

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя.

От них остался только я.

 

Ужасная судьба отца и сына

Жить разно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь.

На родине …

1 ведущий

Строки из стихов - воспоминаний великого поэта:

…И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою…

2 ведущий

 

Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.

1 ведущий

Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.

 

 

Из воспоминаний поэта:

“Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал, она бы произвела прежнее действие, ее певала мне покойная мать”.

 

 

2 ведущий

Стихи он начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

 

Единственной настоящей любовью М.Ю. Лермонтова была Родина, поскольку во всем остальном поэт был не понят окружающими, обществом. А отсюда и одиночество, которое не давало Лермонтову покоя, угнетало его. Именно поэтому множество произведений великого русского поэта показывают  любовь к Родине, не безразличие к ее судьбе.

 

( стих. «Родина»)

 

В 1831 году поступает в Московский университет. Будучи студентом, он был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную и восхитительную Варвару Александровну Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и  симпатичная. Эту любовь Лермонтов пронес через всю свою жизнь.

 Варенька вышла замуж. Тяжело перенес поэт это известие.

( стих. «Нищий»)

 

 Однажды на экзамене Лермонтов, продемонстрировав начитанность сверх программы, неожиданно вступил в пререкание с экзаменатором.

1 ведущий

 

Из воспоминаний однокурсников: «Он садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотившись, по обыкновению, на один локоть и, углубившись в чтение принесенной книги, не слушал лекции».

 И после объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов - появилась угрожающая запись: « Посоветовано уйти»!

Когда-то на вопрос Катеньки Сушковой о том, какую карьеру изберет бабушка своему внуку, Елизавета Алексеевна ответила: «А какую он хочет, матушка, лишь бы он не был военным». Но как часто происходит в жизни: то, чего мы больше всего не хотим, как правило, и случается.

 

 А дальше Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

 

2 ведущий

Прежде всего, надо было полностью изменить уклад жизни.

 Как можно глубже спрятать свои «ученые наклонности».

Как можно лучше подогнать к своей невоенной внешности мундир и постараться стать настоящим гусаром, бесшабашным, свято чтящим традиции своего полка, вплоть до самых нелепых и глупых.

Единственный друг Михаила Юрьевича – его дневник. Одно за другим появляются новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца.

Казалось, литературная слава поэта вот-вот достигнет своего зенита. Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания ... Внешне он доволен происходящим, но внутренне... Нет, он не был счастлив. Тема одиночества и непонимания звучит в его произведениях.

( романс  «Выхожу один я на дорогу»)

 

 

1 ведущий

И вдруг на всю Россию прогремел злодейский выстрел: 27 января в Петербурге, за Черной речкой, был смертельно ранен Александр Пушкин.

( стих. «Смерть поэта»)

 

 Как только стихи его стали известны читающей публике, о нем заговорили громко: все были готовы принять его вторым Пушкиным.

Но поэт не хотел быть «вторым». Он желал одного: пусть его полюбят самого. В 16 лет Лермонтов напишет:

«Мне нужно действовать».

 

А в 24 из сердца  вырывается признание:

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно».

А между этими строками - вся жизнь Лермонтова, вся жизнь людей его поколения.

( стих. «Дума»)

 

2 ведущий

 19 февраля 1837 г.  императору  доложили о стихах Лермонтова, как о чрезвычайном происшествии.

Высочайшее повеление последовало 25 февраля 1837 г.: «Корнета Лермонтова перевести тем же чином в драгунский полк». Тот самый, что стоял на Кавказе: царю не терпелось отправить дерзкого поэта под пули горцев.

 К счастью, первая ссылка продолжалась недолго.

Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же, как Пушкин, погибнуть на дуэли.

( стих. «Дубовый листок»)

 

1 ведущий

Лермонтов оказался на чужбине. Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища.  Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной. Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине.

 

2 ведущий

 Надвигалась катастрофа. Она разразилась 16 февраля 1840 г. на балу у графини Лаваль.

И снова дуэль. А за ней арест и новая ссылка.

И вновь Лермонтов едет на Кавказ,  на сей раз уже в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами.

Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведет его в походах и сражениях. Смерть будет ходить по пятам. Поэт  героически сражался. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба.

1 ведущий

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни.

Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено  стать классиком русской литературы.

 

(стих. «И скучно, и грустно»)

 

2 ведущий

Еще раз бабушка добьется для него разрешения приехать в Петербург. Как мгновение, пролетит трехмесячный отпуск. В последний раз обнимут его друзья, провожая на Кавказ.

 

Конфликт со  старым приятелем, снова дуэль. Неужели в Мартынове Лермонтов видел врага, неужели в нем слились и российское крепостничество, удушливое самодержавие, цензура, жестокий свет - словом, все, что он ненавидел?

1 ведущий

Эти условия дуэли - непременно стреляться до трех раз и пистолеты самого крупного калибра! Был ли враг ему Мартынов? Если был, то зачем стоял Лермонтов у барьера с пистолетом, поднятым вверх? Или он хотел еще раз испытать свою судьбу? Это остается загадкой.

 Весьма вероятно, что умелая, скрытая рука жандармов сделала свое черное дело. Трагедия свершилась.

Ему  шел 27  год.  Убийство - всегда убийство,  и нет для  него оправдания.

2 ведущий

Но, убивая Лермонтова, убивали не только человека - вычеркивали блестящую главу из русской национальной истории.

Он был человеком необычайно одаренным. Ему была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собст­венные стихи. До нас дошли блестящие образцы его живописи: пейзажи, портреты, рисунки.

 

1 ведущий

Специалисты считают, что всесто­ронне одаренный Лермонтов мог бы стать замечательным ху­дожником. Живописное наследие Лермонтова в настоящее вре­мя насчитывает 30 работ маслом, 51 акварель и около 450 ри­сунков пером и карандашом в альбомах и на отдельных листах. Кроме того, Лермонтов слыл хорошим шахматистом и матема­тиком, знал несколько иностранных языков. Вернее будет ска­зать так: Лермонтов был наделен единым даром - гением ху­дожника, в котором сливается все: и слово, и музыка, и цвет.

 

2 ведущий

Мы надеемся, что наше мероприятие оставит след в душе каждого присутствующего, и вам, наверняка, захочется еще раз перелистать томик стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться акварелью Лермонтова-художника.

 

 

 


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект внеклассного мероприятия по литературе к 200 - летию М.Ю.Лермонтова (5-9 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литературно – музыкальная композиция « Мятежная душа поэта», посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

« Мятежная душа поэта». Эпиграфом нашего мероприятия станут слова, произнесенные однажды М.Ю. Лермонтовым:

                                               «Поверь мне – счастье только     там,

                                                                        Где любят нас, где верят нам»

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 900 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку "Синтаксический разбор простого предложения" (7 класс по программе I вида)
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Синтаксис. Синтаксический разбор
  • 06.10.2020
  • 1441
  • 57
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 531
    • DOCX 68 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Калашникова Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16864
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 617 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 239 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе