Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока внеклассного чтения на тему :"Волшебное слово" В.Осеева ,(2 класс)

Конспект урока внеклассного чтения на тему :"Волшебное слово" В.Осеева ,(2 класс)

Скачать материал

Жукова Елена Борисовна 

Конспект урока внеклассного чтения

Класс 2-Б   

 

 Тема:Волшебная сила слов и поступков в рассказах В.А. Осеевой.

Рассказ «Волшебное слово»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Осеевой ;

научить вдумываться в текст при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею;

привлекать детей к целеполаганию.

На основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его эмоционально-ценностной сферы и индивидуальности.

Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.            

Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формирование умения взаимодействовать с одноклассниками. - определять положительные  и отрицательные черты характера    главных героев;                

- личностную позицию каждого учащегося,

навык конструктивного общения;

            

познания, культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование: плакаты с пословицами;портрет В.А.Осеевой;

 карточки для работы по группам, ноутбук,телевизор, ватман, заготовки для газеты;

выставка книг В.Осеевой, выставка рисунков , словарь настроений для составления характеристики героев;

рисунок солнышка,  презентация.

текст произведения  напечатан на листах для каждого ученика розового и белого ;

Формы организации познавательной деятельности:

·       групповая,

·       индивидуальная,

·       фронтальная,

·       парная.

Методы обучения:

·        словесные, практические;

·        частично - поисковый;

·         аналитический, сравнительный.

 

І Духовно-эстетический

1.Орг. момент (Слайд 1)

Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

- Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь! Садитесь.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями

ІІ Установочно-мотивационный

Речевая разминка

1.Да - да - да - из трубы бежит вода.

 Та - та - та - в нашем классе чистота.

 Са - са - са - под кустом сидит лиса

 Жа - жа - жа - есть иголки у ежа

 Ра - ра - ра – на уроке детвора

 Кра - кра - кра – в разговоре чистота

 

2.Дыхательная гимнастика.

«В цветочном магазине»

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируя вдыхание цветочного запаха 2 – 3 раза).

«Именинный торт»

На торте горят 8 свечей. Задуем пламя воображаемых свечей так, чтобы сразу погасло. Сделать глубокий вдох носом. Задержали дыхание. Выдох через рот. Повторить 2-3 раза.

Скороговорка: Наварила щука щей.

                            Угощала двух лещей.

·       Загибаем пальцы.

·       Опускаем и поднимаем поочерёдно руки.

 

3.Мотивация обучающей деятельности.

 

Учитель: (Слайд 2)

 В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

 

Сегодня у нас урок внеклассного чтения. У нас праздник. Праздник встречи с книгой.

(Слайд 3)

1 ученик: В одиночестве, в покое,

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам друзья и карты в руки.

Пусть герои оживут!

 

2 ученик: Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

 

3 ученик:Ум и сердце в работу вложи,

 Каждой секундой в труде дорожи.

 Пусть книги друзьями заходят в дома.

 Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

 

Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги.

·       чтобы интересное рассказать

·       чтобы научить своих читателей чему-то

·       заставить задуматься над собой, своим поведением.

 

4. Сообщение темы и задач урока

 

   - На этом уроке мы будем говорить о произведениях, которые вы прочитали дома сами и прочитаем ещё одно произведение в классе. Проведем мы наш урок  вместе с замечательной писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой. (Слайд 4)

   Работа наша будет проходить в творческой мастерской, в которой есть группа «Артистов», «Поетов» , «Редакторов», «Художников оформителей»

    Давайте поближе познакомимся с  замечательной писательницей- Валентиной Александровной Осеевой и прослушаем сообщения ребят.

 

ІІІ Содержательно- поисковый

 

Знакомство с биографией В.Осеевой

 

Сообщения учащихся

 

Сообщение  об авторе, это материал для рубрики нашей газеты «Автор детских коротких рассказов»

 

І учащийся

 

    Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы   нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад.. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась.

 

ІІ учащийся

   Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства. Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными

 

ІІІ учащийся

     Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо».  Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.

 

ІVучащийся                1. Родилась 28 апреля 1902 года.

                                       2. Первый рассказ «Гришка».

                                      3. Первая книга «Рыжий кот».

                                      4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

 

-  Готовясь к уроку ,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к  читателям, послушайте я его прочитаю:

 «Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

 Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

- Что посоветовала, автор письма?

-  Мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

-Увидим наш общий результат –газету, которую сами и создадим на этом уроке

- И первую заметку я помещу  на нашу газету.

Мало уметь читать, надо уметь думать.(приклеить на ватман)

ІІІ группа  Мы предлагаем поместить эти сведения на нашу газету.

Добрая, честная, смелая и по рыцарски благородная ,так говорили о ней ее друзья.

 

Работа с выставкой книг В. А.Осеевой (Слайд 5) (Слайд 6)

-Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке)

Произведения, которые вы читали, помещены в этих книжках, представленных на этой выставке. Выставка рисунков.

 

 - А какие рассказы вы читали? («Волшебное слово», «На катке», «До первого дождя»,

 «Синие листья», «Сыновья», «Хорошее», «Три товарища»).

 

 Эти рассказы читали в школе ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. И я думаю, что многим из них эти книги очень помогли в жизни.

ІV Адаптивно-преобразующий

 

1.Работа по теме урока

 

 Осеева написала очень много разных рассказов, главными героями которых были дети, их дела и поступки.

 

 Но поговорим сегодня только о некоторых из них.

 

 Отгадайте, героев каких рассказов вы сейчас увидите, услышите, которых я сейчас оживлю своей волшебной палочкой.

 

 -Ну-ка, палочка, взмахни и картинки оживи!

 

«ЖИВЫЕ КАРТИНКИ»

 

Картинка первая:

·       Все уселись за стол

·       Дели по одному,

·       Бабушка, налей нам чаю!

·       Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу

 

Назовите героев и название произведения? (Миша, Вова,мама,бабушка. «Печенье».) (Слайд 7)

 

Картинка вторая:

·       1.Ну что, позволил тебе брат?

·       2.Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

·       1.Я осторожненько.

·       2.Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

 

 (Разговор Лены и Кати из рассказа «Синие листья»). (Слайд 8)

 

Картинка третья:

 

·       Няня:Убери посуду, Юрочка

·       Юра:Убери сама - некогда мне.

·       Юра:Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.

·       Собака: «Пи-и – ить…»

·       Юра:Пошел вон! Не мешай думать!

 

 (Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»). (Слайд 9)

 

- Ребята, поступки каких героев, которых я оживила, вы одобряете, а каких осуждаете?

 

 Поделитесь своими мыслями. Учащиеся высказывают свои мнения.

 

 1)-Вова и Миша были жадные и невоспитанные мальчики. Они думали только о себе

 2)- Катя - жадная девочка. Она не умеет дружить. Катя не выручила подругу в трудную минуту.

 

3) - Юра мечтал о многом… В мыслях был спасителем, защитником, а на деле не только не помогал, но и был грубым, доставлял огорчения близким.

 

 - Дети, которые в «живых картинках» представляли героев произведений, показали себя хорошими артистами. Молодцы, ребята!

 

 

Давайте  поиграем в игру «Доскажи словечко» (Слайд 10)

Цель игры: активизация словарного запаса.

 «Словарь вежливых слов»

      Растает даже ледяная глыба, от слова теплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Если больше есть не в силах; скажем маме мы: СПАСИБО.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь. ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости, говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании, на прощание говорим ДО СВИДАНИЯ!

 

-Как можно назвать эти слова?(Слова вежливости.Волшебные слова).

-Как мальчика изменило всего лишь одно такое слово-мы узнаем, познакомившись с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»

 

Знакомство с рассказом «Волшебное слово»

 

Словарная  работа.

-Прежде чем читать рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» мы поработаем  над трудными словами и объясним  их  значение.

 Чтение  трудных  слов  по  слогам  и целым словом, объяснение  их  значений.

Упражнение «Эхо»

про - бор - мо-та-ла 

про-ти-вень

 сняла с про-тив-ня

под-дал

стря-па-ет

 

Значение незнакомых слов можно выяснить в словаре.

(Демонстрация «Толкового словаря русских слов» Сергея Ивановича Ожегова)

Ученики экспертной группы получили опережающее задание-найти в словаре значения слов.

Послушаем их.

 

 

 

Сообщения учащихся

Пробормотала - сказать  быстро и невнятно. (Слайд 12)

 

Чуть не поддал хорошенько-- чуть не ударил.

Стряпает- готовит пищу.

Противень – металлический  лист с загнутыми  краями  для жарения, печения в духовом шкафу.

 

Знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»

 

·       Прослушивание отрывка(видео презентация) (Слайд 13)

 

·       Чтение продолжения рассказа учащимися «жужжащее чтение»

 

Вопросы по осмыслению текста:

-Понравилось вам стихотворение? Какие чувства вы испытывали при прослушивании?

– Какое у Павлика было настроение?

 

Выборочное чтение

Подберите слова  из  текста по иллюстрации(Презентация): (Слайд 14)

Маленький  старичок  с длинной  седой  бородой  сидел  на скамейке  и зонтиком  чертил  что-то  на песке.

Картинка 34 из 232

 

 

    (Слайд 15)         Я  скажу  тебе  это  слово.  Но  помни:  говорить  его  надо       тихим  голосом, глядя  прямо  в глаза  тому, с кем  говоришь…

 

 

 

(Слайд 16)

Картинка 9 из 232Внук  подбежал  к  ней, обеими  руками  повернул  к  себе  красное морщинистое  лицо,  заглянул  в глаза  и прошептал:

                  - Дай  мне  кусочек  пирожка…, пожалуйста!

 

 

 

 

 

 

 

 

Каким был Павлик до встречи со стариком?

Работа в паре.(Найти слова и подчеркуть их.)

Карточки с характеристикой Павла

                          Характеристика Павла

 

Добрый,обидчивый,злой,любящий,назойливый,

уважительный,непослушный,грубый,внимательный,

вежливый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Составление причинно-следственных связей (технология «Кластер»)

 

 

 

 

 

(Слайд 17)

 

Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

– Какое волшебное слово говорил Павлик?

-Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?

-Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?

 

-Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?

 

 

 

 

 

 

 

-Какими словами можно охарактеризовать Павлика после того, как он последовал совету старика?(Презентация)Слайд 18

 

 

- Как слово может действовать на поведение человека?

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

 

Работа по группам.

 

1.Группа « Артисты»

При помощи пантомимы показать отрывки из рассказа. Дети угадывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Гуппа « Поеты».

Восстановить стихотворение.

 

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке,
В школе и дома.
Слова: «До свиданья!»                                                          
«Спасибо», «Простите»,
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
 


Слова: «До свиданья!»                                                         

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»-

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке,

В школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

 

 

3.Группа «Редакторы»

Оформляет газету «Вера Александровна Осеева- «Автор детских коротких рассказов»

 

4.Группа «Художники оформители»

Из набора слов подобрать волшебные слова и украсить солнышко на доске

 

 

Правила работы в группе

(Слайд 20)

 

 

 

 

На парте слова: здравствуйте,пока,простите,спасибо,здрасьте,пожалуйста,немедленно,

извините,доброе утро,добрый день,дай,благодарю,до свидания.

 

Презентация групп.

1.    «Редакторы»

2.    «Артисты»

3.    «Поеты»

4. «Художники оформители» (Слайд 21)

 

– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

Возвратимся к теме нашего исследования: в чём волшебная сила слов и поступков.

- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.

Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было стыдно за свои поступки? Умеете ли вы вовремя исправиться? Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?

 

Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того, чтобы стать вежливыми, нужно пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

 

 Если вам бывает трудно это сделать, то пусть вам помогут герои рассказов Валентины Александровны Осеевой.

 

 В этом и заключается ценность литературы, книг, которые мы читаем.

 

 

 

 

VІІ Контрольно-рефлексивный

 

Рефлексия  (Слайд 22)

 

Упражнение «Продолжи  предложение»

 

1.    Было интересно …

2.    Было трудно…

3.    Я понял(а), что …

4.    Теперь я могу …

5.    Я приобрел …

6.    Я научился …

7.    У меня получилось …

8.     Меня удивило …

9.     Мне захотелось …

10. Я бы не повторил такой ошибки, как …

Оценивание.

Домашнее задание (Слайд 23)

Продолжаем читать о своих сверстниках

Читаем

рассказы Николая Носова

 

VІІІ Духовно- эстетический

 

Спасибо за урок ( Слайд 24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока внеклассного чтения на тему :"Волшебное слово" В.Осеева ,(2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока внеклассного чтения
Класс 2
  Тема:Волшебная сила слов и поступков в рассказах В.А. Осеевой. 
Рассказ «Волшебное слово»

 

 Конспект урока внеклассного чтения

Класс 2-Б   

 

 Тема:Волшебная сила слов и поступков в рассказах В.А. Осеевой.

Рассказ «Волшебное слово»

Цель:познакомить учащихся с творчеством В. Осеевой ;

научить вдумываться в текст при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею;

привлекать детей к целеполаганию.

На основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его эмоционально-ценностной сферы и индивидуальности.

Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.          

Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формирование умения взаимодействовать с одноклассниками. - определять положительные  и отрицательные черты характера    главных героев;                

- личностную позицию каждого учащегося,

навык конструктивного общения;

            

познания, культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование: плакаты с пословицами;портрет В.А.Осеевой;

 карточки для работы по группам, ноутбук,телевизор, ватман, заготовки для газеты;

выставка книг В.Осеевой, выставка рисунков , словарь настроений для составления характеристики героев;

рисунок солнышка,  презентация.

текст произведения  напечатан на листах для каждого ученика розового и белого ;

Формы организации познавательной деятельности:

·       групповая,

·       индивидуальная,

·       фронтальная,

·       парная.

Методы обучения:

·        словесные, практические;

·        частично - поисковый;

·         аналитический, сравнительный.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 824 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1047
    • DOCX 314.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жукова Елена Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жукова Елена Борисовна
    Жукова Елена Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3887
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 12 человек