Дата_________
«Согласовано»_________
№28 Виды сказуемого и способы
его выражения. 8-й класс
Цель:
Создание
условий для:
·
Развития лингвистической компетенции через умение анализировать
текст, строить устное связное высказывание по теме “Виды сказуемых и способы
его выражения”;
·
Развитие коммуникативной компетенции на основе технологии обучения
в сотрудничестве;
·
Воспитания эстетических чувств и эмоциональной сферы личности.
Ход урока
Презентация
Слайд
1
1. ОНУ
Добрый
день, ребята. Я очень рада вас видеть. Желаю вам и себе хорошего настроения на
уроке. Надеюсь,
Вы
находитесь в группах по пять человек. У каждого из вас есть рабочий лист.
Подпишите его. Мы будем использовать его в качестве рабочей тетради. К листам
прикреплены номера. Они нужны будут нам для работы. На уроке нам понадобится
учебник русского языка, ручка, карандаш, дневник.
2.
Актуализация знаний.
Слайд
2
Перед
вами несколько высказываний. Прочитайте. Подумайте, что их объединяет?
Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова.
1.
Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а
осень – мозаика из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная... Но она становится тёплой и
уютной, если ты в ней не один.
-
Ребята, что вы знаете о грамматической основе предложения?
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.
3.
Целеполагание.
- Ребята,
во всех ли предложениях вы без затруднений обозначили грамматическую основу или
где-то возникли сомнения? … А почему? (Не всегда сказуемое выражено
глаголом).
- Что вы знаете о сказуемом? На рабочем листе есть шкала, напоминающая
градусник. Заштрихуйте часть градусника, представив, что это ваши знания по
данной теме.
Как вы
думаете, чему будет посвящен наш урок? (Сказуемому)
Слайд
3
- Наша
задача – провести небольшое исследование с целью выявления грамматических
особенностей сказуемого.
- А для чего, по-вашему, нам нужны эти знания? …. (Для
совершенствования вашей речи). Итак, тема урока: “Виды сказуемого и
способы его выражения”
4.
Изучение нового.
Слайд
4
Перед
вами соответствующая схема. Как видите, она пуста. Нам необходимо ее заполнить
теоретическими сведениями. Работа в группах, на мой взгляд, поможет нам это
осуществить. У каждого из вас есть стикер с номером. Это номер вопроса, над
которым вы будете работать. В каждой группе 5 человек и столько же вопросов по
теме.
Слайд
5
1. Что
обозначает сказуемое? (стр. 132)
2. Какие
виды сказуемых существуют? (стр.132)
3. Каковы
особенности простого глагольного сказуемого? (стр.133)
4. В
чем отличие составного глагольного сказуемого? (стр.133)
5. Каковы
особенности составного именного сказуемого?
Предлагаю
обратиться к “интеллектуальному самоучителю?”. Что я имею в виду? (учебник)
параграф 17, стр.132-136.
В
течение 5 мин. каждый из вас погружается в теоретический материал, чтобы найти
ответ на поставленный вопрос. В рабочих листах вы представляете схему-опору по
изучаемому вопросу.
Я буду
выступать в роли вашего помощника.
Этот
этап работы завершен. Каждый из вас стал своего рода экспертом в своем вопросе.
Предлагаю организовать “Встречу экспертов” Ваша цель: сравнить схемы- опоры,
обсудить и выбрать оптимальный вариант представления информации. Время - три
минуты.
Я
вновь ваш помощник, консультант. ….
Время
истекло. Экспертам необходимо собраться в первоначальные группы для следующего
этапа работы.
Наступил
этап взаимообучения. Обменяйтесь приобретенными знаниями обо всех особенностях
сказуемого так, чтобы было понятно каждому. Задача ясна?
В
своих рабочих листах вы можете сделать дополнительные записи.
!!!!!
во время работы групп прикрепить дополнительные стикеры учащимся, которые будут
отвечать…
5.
Микроитог.
А
теперь подведем итоги. Вернемся к схеме. Слайд 6
Ответить
предстоит тем, у кого оказался прикреплен к стулу цветной стикер. Посмотрите,
кому из вас улыбнулась удача.
1. Что
обозначает сказуемое? Слайд 7
2. Какие
виды сказуемых существуют? Слайд 8
3. Каковы
особенности простого глагольного сказуемого? Слайд 9
4. В
чем отличие составного глагольного сказуемого? Слайд 10
5. Каковы
особенности составного именного сказуемого? Слайд 11
6.
Закрепление.
Напомните,
какой теме были посвящены высказывания, с которыми мы работали в начале урока.
Предлагаю
вам поэтический текст на эту тему. Слайд 12
-
Перед вами стихотворение неизвестного автора. Позвольте мне его прочитать.
Послушайте и подумайте, каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с
вашим восприятием осени?
Осень
золотая! – говорят поэты.
Я скорее ржавой назову её.
Пусть меня презреньем наградят эстеты,
Но, увы, такое мнение моё…
Вижу я
повсюду слякоть, дождь и лужи,
Лица недовольных, сгорбленных людей.
Треть из них чихает, голос их простужен
(Семьдесят процентов – женщин и детей!).
Осень
- это скука... И темнеет рано:
В пять уж ночь настала, тело хочет спать,
Тело покидает мягкости дивана,
К чёрту телевизор - шагом марш в кровать!
Был бы
я медведем, я б не знал заботы –
Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны,
И к восьми не мчался б рысью на работу,
Спал бы лишь и видел розовые сны.
Напоминаю
вопрос: каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим
восприятием осени?
- В
стихотворении есть строки: “Пусть меня презреньем наградят эстеты”. Кто такие
“эстеты”? И почему лирический герой думает, что они “наградят его презреньем”?
Эстеты
(древнегреч. “чувствующий”) – поклонник искусства, ценитель изящного.
Понравилось
ли вам стихотворение?
-
Вспомните поэтические строки, где тема осени звучит по-иному.
Но
вернемся к исходному тексту.
- Как
можно соотнести этот поэтический текст с тем языковым материалом, который мы
исследовали?
- Приведите примеры простого глагольного, составного глагольного и составного
именного сказуемых.
Какова
их роль в тексте?
Есть
такое высказывание “ Сказуемое- это рельсы, по которым движется мысль” Как вы
его понимаете?
7.
Домашнее задание: напишите небольшое
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: “ Сказуемое – это рельсы, по
которым движется мысль”
Вернемся
к шкале знаний. Заполните ее настолько, насколько глубже стали ваши знания по
теме “Сказуемое и способы его выражения”
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.