Репина Татьяна Ивановна
МБОУ «ТСШ№2» с. Таштып
Республика Хакасия
учитель начальных классов
конспект урока
«В
декабре, в декабре все деревья в серебре…»
Цели деятельности педагога: создать условия для уточнения представлений о признаках зимы;
способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за
объектами природы.
Планируемые результаты
образования:
Предметные: научатся определять последовательность времён года, кратко характеризовать
зимние изменения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами
природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки
компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные
– ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные –
уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе
наблюдений за объектами природы.
Коммуникативные: взаимодействие
– слушать собеседника; управление коммуникацией – оказывать
взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование –
осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: загадки и пословицы о зиме, фотографии природы Хакасии
Ход урока
I.
Организационный момент. Целеполагание.
Ветви белой краской
разукрашу,
Брошу серебро на крышу
вашу.
Теплые весной придут
ветра
И меня прогонят со
двора.
II.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Загадки подскажут вам тему нашего урока:
Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам .. (мороз)
На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий … (лед)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а … (снежинки)
Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и … (коньки)
Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- С каким словом, связаны все отгаданные вами
слова?
- Они связаны со словом "зима".
- Отгадаете следующую загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
- Это зима и зимние месяцы.
- Кто назовёт зимние месяцы?
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный
месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые
короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так
и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.
Январь - это первый месяц года, но второй,
средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную
погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду
щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это
мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и
повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке –
холодно, при тучах – тепло.
Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый
глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие
сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто
дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка,
Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.
Физкультминутка
Правила игры: отвечать на вопросы можно только словами «да» или «нет», при этом
совершать прыжки на месте.
- В декабре в лесу
листопад. Да?
- Медведь в берлоге спит.
Нет?
- Ёжик зимой под листиками
прячется. Да?
- В декабре в лесу тихо,
никого нет. Да?
- Снег сверкает на солнце.
Да?
- В декабре бывают дождь и
слякоть. Нет?
- Снегири ловят мошек и
мух. Да?
- Дятел стучит клювом по
коре, отыскивает вредителей. Нет?
III.
Совместное "открытие" новых знаний.
- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие
изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы?
- Зимой становится холодно, природа надевает
снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще
покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи
длиннее).
- Послушайте и скажите, о чем так говорят:
Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
- Так говорят о снежинке.
- А кто из вас знает, как образуются снежинки?
Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из
водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще
не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец, становятся красивыми
звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
Снежинки
имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы!
- Мы
с вами живем в уникальном по красоте крае, в котором есть богатейшие леса и разнообразный
по своему составу животный мир. Это наша Республика Хакасия. Давайте
«прогуляемся» по нашему краю.
-Рассмотрите
зимний лес. (Дети рассматривают фотографии природы родного края: лес, животных
и птиц)
-
Что вы видите?
- Что
в нем необычного?
- Каковы
особенности жизни деревьев зимой?
Деревья
почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под
корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты
чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Но
не все деревья сбрасывают листья.
-
Какие деревья не сбрасывают листья?
- Какие трудности испытывают звери зимой, чем они питаются?
(учащиеся рассказывают о жизни животных в зимнем лесу)
- Не только звери подготовились пережить холод. Многие птицы
осенью улетели в теплые края. Иволги, стрижи, ласточки улетают в тёплые края.
Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм.
А вот снегири и клесты наоборот прилетают к нам зимовать.
- Какие птицы остаются зимовать?
Воробьи, вороны, сороки, синицы. Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух
очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.
- Как мы можем помочь им? ( Рассматривание фотографий кормушек)
IV. Закрепление
изученного материала.
1. Объясните пословицы и поговорки:
-Декабрь
год кончает, зиму начинает.
-Декабрь – полночь года.
-Зимой
солнце, что мачеха: светит, да не греет.
2. Работа
в тетради. Стр.34-35.
1)Речевая
разминка.
-Отвечай
на вопросы только словами «да» или «нет».
2)
Соображалки:
-Что
относится к природе?
-Найдите
одинаковые варежки.
Оцените
свою работу.
V. Итог урока.
– Какие изменения
происходят в природе с приходом зимы?
Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая
весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не
поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой
пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь
сна, время необычно белой и тихой природы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.