Тема
урока: Правописание н и нн в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
Цель: формирование навыка
правописания Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от
глаголов .
Задачи:
1.
Знать причины возникновения трудностей при
написании Н-НН в причастиях и условиях выбора Н-НН в суффиксах причастий; уметь
строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных.
2.
Работать над навыками грамотного письма;
3.
Воспитывать ответственность за результаты
своего труда и труда своего товарища; воспитывать умение работы в коллективе.
Тип урока: урок первичного
предъявления новых знаний.
Оборудование:
мультимедийная презентация, раздаточные карточки.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглаголные
прилагательные.
Поучат
возможность научиться: грамотно писать орфограммы с Н-НН в страдательных
причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
Ход урока
1.
Оргмомент. (1 мин)
Звонок
звенит, зовет ребят,
И
мы все стали смирно,
И
русский наш родной язык
Познать
мы рады снова.
-
Здравствуйте, ребята, тихо садитесь.
2. Актуализация знаний.
-
Ребята, давайте вместе вспомним, что мы проходили на предыдущих уроках. (Дети
отвечают на вопросы учителя).
1.
Образуются от основы глаголов настоящего времени 1 спряжения с помощью суффикса
–ем (ом-) и 2 спряжения с помощью суффикса –им-. (страдательное причастие
настоящего времени)
Для
образования причастий нужно: (дети дают полный ответ).
1.
отбросить личное окончание глагола, чтобы
получить основу настоящего времени
2.
добавить суффикс причастия
3.
присоединить нужное окончание:
реша
– ют – реша – ем – ый; хран – ят – хран – им – ый.
2.
Образуются от основы инфинитива (или основы
глагола прошедшего времени) с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т- (страдательные
причастия прошедшего времени):
Прочита
–ть – прочита –нн – ый; выучи – ть – выуч – енн – ый.
Страдательные
причастия имеют полную и краткую форму: Прочитанный рассказ. – Рассказ
прочитан.
В
кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н: прочитан, рассказана.
3. Постановка цели и задач урока.
Посмотрите
на экран. Внимательно прочитайте слова. В каждой строчке надо найти лишнее
слово.
Найди лишнее слово.
1.
Играющий, побледневший, совершённый.
2.
пишущий, золочёный, слышащий.
3.
любящий, зимний, испечённый.
-
Прочитайте первую строчку слов. Какое лишнее слово? Ответ ученика: совершённый.
-
Докажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что это слово совершённый? (потому что
это страдательное причастие прошедшего времени, образовано от основы инфинитива
с помощью суффикса ённ).
-
А почему золоченый? (потому что слово золоченый – отглагольное прилагательное,
обозначает постоянный признак). Аналогично поработать над 3 строчкой слов.
-
Таким образом, какие слова мы выделили? СОВЕРШЕННЫЙ, ЗОЛОЧЕНЫЙ и ИСПЕЧЁННЫЙ. С
помощью каких суффиксов образованы эти причастия? Правильно.
-
Теперь, как вы думаете, ребята, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Подумайте и
определите тему урока. Молодцы! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число
и тему нашего урока.
-
Ребята, какие цели мы поставим перед собой? Чего мы хотим добиться на этом
уроке?
(Уметь
строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных,
образованных от глагола; отличать такие причастия от омофоничных отглагольных
прилагательных. Работать над навыками грамотного письма).
Главное
в этой теме – научиться различать полные страдательные причастия прошедшего
времени отглагольные прилагательные. На слух они часто одинаковы, то есть
являются омофонами. Сравните два словосочетания, запишем их на доске и в
тетрадях: тушеное мясо и тушенное с овощами мясо.
В
первом случае тушеное – отглагольное прилагательное, во втором тушенное
– полное страдательное причастие прошедшего времени от того же глагола
несовершенного вида тушить. В обоих словосочетаниях определяемое слово –
мясо. Второе слово, причастие, имеет при себе пояснительные слова, то есть
является причастным оборотом: тушённое овощами.
Если
же слово образовано от глагола совершенного вида, то оно точно является
причастием, у него нет пары – омофона – прилагательного. И не важно, одиночное
это причастие или причастие, образующее причастный оборот.
Чаще
всего такие причастия имеют приставки: сгущённое молоко, скошенная трава,
затраченные средства и т.д.
4.
Изучение нового материала.
-
Открываем учебник на стр. 127, параграф 39.
-
Ребята, как вы поняли правило? А условия, при которых мы пишем Н-НН? В этом
правиле много слов исключений, написание которых нужно запомнить. Они даны вам
на листах. Эти листы лежат перед вами (смотрим слайд).
5. Первичное закрепление. Устная работа.
-
Ребята, давайте мы теперь закрепим то, что узнали на уроке. Вы должны устно
образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени,
назвать изучаемую орфограмму.
Сварить – сваренная (в
слове сваренная пишем НН, так как причастие имеет приставку с-(кроме не);
вспахать – вспаханное (приставка
в-);
мариновать –
маринованные (причастие образовано от глагола с
суффиксом ова)
асфальтировать
– асфальтированные (причастие образовано от глагола с
суффиксом ова-);
варить – вареное (если
слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним Н-).
Примечание: Слова с одним Н –
это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный,
кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый,
путаный.
5.
Физминутка (слайд)
Ребята
выполняют зарядку для глаз.
6. Игры-упражнения.
1. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.
Работа по карточкам.
Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и
графически объясняя свой выбор.
Пече..ые
яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки,
жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.
2. Упражнение «Кто лучше знает правила?»
Выборочно-распределительный диктант.
НН
|
Н
|
Брошенная собака (сов. вид)
Экранизированная повесть (ова-)
Скованные движения (ова-)
Выполненная работа (сов. вид)
Дрессированный зверь (сов. вид)
Организованный отряд (ова-)
маринованные грибы (ова-)
решённая задача (сов. вид)
крашенный известью (завис. слова)
кипячённая в кастрюле (завис слова)
прочитанная книга (сов. вид)
застеклённая веранда (сов. вид)
|
Варёная рыба, кипячёная вода, сушёные грибы,
копчёная колбаса, солёные огурцы, жареная рыба, пуганая ворона – это
причастия, перешедшие в прилагательные.
|
3.
Индивидуальное задание.
Распределить на Н и НН.
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные
повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке
картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное
белье, асфальтированное шоссе,
7. Итог урока. Рефлексия.
-
Ребята, скажите, пожалуйста, где в жизни могут пригодиться добытые сегодня на
уроке знания? (на экзаменах, дать объявление, оформить вывеску).
-
Что мы узнали на уроке?
-
Что вам было понятно, а что нет?
Домашнее задание:
Параграф
Упражнение
-
Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.