Дата: 25.10.12
Предмет: география
Класс: 5
Цели:
1.
Учащиеся должны знать
общую характеристику материков.
2.
Учащиеся должны уметь
показывать на карте материки и острова.
3.
Воспитание бережного
отношения к природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, контурная
карта.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы:
1) Охарактеризуйте внутреннее строение Земли.
2) Почему землетрясения особенно опасны в горах и
крупных городах? (Потому что в горах и крупных городах дополнительную
опасность создают крупные постройки и горные хребты, при разрушении которых под
завалы могут попасть люди, они же затрудняют передвижение людей как собственным
ходом, так и на транспорте).
3) Почему на Камчатке и Курильских островах много
действующих вулканов? (Потому что здесь располагаются границы плит
Земли).
2) Задания на знание фактов. Выбери правильный ответ (карточка 1).
1. Толщина мантии:
а) 10 км; б) 65
км;
в) 2900 км; г) 3500
км; д) 1800км.
2. Максимальная мощность земной коры?
а) 800 м; б) 8
км;
в) 80 км; г) 800
км.
3. Укажите радиус Земли
а) 3500 км; б) 1800
км;
в) 1500 км; г) 70
км;
д) 2600 км.
4. Из каких слоев состоит земная кора? Какие типы ее ты знаешь?
5. Какой слой отсутствует в океанической земной коре?
3) Задания на проверку усвоения понятий.
- Что такое мантия? Перечислите существенные признаки мантии.
- Зная, что такое ядро, перечислите его признаки.
4) Задания на проверку умений
1. Разделите предложенные горные породы на три группы по
происхождению?
Гранит, мрамор, известняк, пемза, уголь,
песчаник, базальт, глина.
2. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t = +
8˚С, а глубина шахты 750 м.
3. Почему необходимо изучать земные глубины? Каким образом ученые это
делают?
III. Изучение нового материала.
1. В процессе работы над первыми абзацами текста на с.
68 учебника учитель вместе с учащимися обсуждают ряд вопросов:
1) Сколько материков на Земле? Назовите их.
Шесть материков: Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Учащиеся под руководством учителя находят все шесть
материков на физической карте полушарий.
2) Что такое часть света? Какие части света различают
на Земле?
Часть света - это материк или часть материка с
расположенными вблизи островами. Различают следующие части света: Европа, Азия,
Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Океания.
Все части света учащиеся под руководством учителя
находят на физической карте полушарий.
2.Работа над текстом на стр.68-69 учебника,
заполнение таблицы:
№
|
Название материка
|
Его рельеф и климат
|
Горы, равнины, пустыни и т. д.
|
Реки, озера
|
1
|
Евразия - самый
большой материк
|
Разнообразен
|
1. Горы Гималаи - самые высокие горы. 2.
Равнины — Восточно-Европейская; Западно-Сибирская
|
1. Река-Янцзы,
2. Озеро - Байкал
|
2
|
Африка - самый
жаркий континент
|
1. Преобладают равнины.
2. Времена года отличаются количеством выпавших осадков
|
Пустыня Сахара
|
Река Нил (6671 км самая длинная река нашей
планеты
|
3
|
Северная Америка
|
1. Преобладают равнины.
2. Климат разнообразен: от сурового на севере до жаркого,
влажного на юге
|
Горы Кордильеры
|
1. Река -Миссисипи.
2. Озера: Великие озера (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио)
|
4
|
"Южная Америка - самый
влажный континент
|
1. На востоке-равнины, на западе -
горы.
2. Климат теплый на равнинах и суровый горах
|
Горы Анды
|
Река - Амазонка самая
многоводная река плвнеты
|
5
|
Австралия - самый маленький и сухой материк
|
Климат сухой
|
|
Река Муррей, Озеро-
Эйр
|
6
|
Антарктида - самый холодный материк
|
Покрыт мощным ледяным
щитом
|
|
|
Примечание. Материал о Евразии и Африке
учащиеся под руководством учителя вносят в таблицу. Последующую информацию
извлекают из текста учебника самостоятельно же заполняю таблицу.
3. Проверка самостоятельной работы учащихся.
IV. Работа с атласом.
Остров – часть суши, окруженная со всех сторон водой (найдите
в атласе).
Архипелаг – группа островов, имеющих одно и то же
происхождение (найдите в атласе).
Крупнейшие острова: Крупнейшие
архипелаги:
1) Гренландия; 1)
Филиппинские о-ва;
2) Великобритания; 2)
Гавайские о-ва;
3) Мадагаскар; 3)
Шпицберген;
4) Калимантан; 4)
Канарские о-ва;
5) Новая Гвинея 5)
Алеутские о-ва;
6) Куба;
6) Курильские о-ва;
7) Новая Зеландия; 7) Маршалловы
о-ва;
8) Исландия;
8) Азорские о-ва;
9) Шри-Ланка; 9)
Багамские о-ва;
10) Гаити
10) Фолклендские о-ва
V. Работа с контурной картой.
Подписать на контурной карте материки – Евразия,
Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
VI. Игра «Третий лишний».
А) Евразия, Африка, Северная Америка.
Б) Австралия, Южная Америка, Евразия.
В) Антарктида, Австралия, Гренландия.
Г) Мадагаскар, Великобритания, Южная Америка.
Д) Европа, Азия, Северная Америка.
VII.
Кроссворд.
1) Самый жаркий континент.
2) Самый большой материк.
3) Часть света, на которой расположена наша страна –
Казахстан.
4) …….. - самый маленький и сухой материк.
5) Антарктида – это самый …….. материк.
6) Участок суши, окруженный со всех сторон водой.
7) Континент, покрытый мощным ледяным щитом.
8) Группа островов, имеющих одно и то же
происхождение.
9) Крупнейший остров на Земле.
|
|
|
4А
|
|
|
|
|
|
1А
|
|
|
В
|
|
|
|
|
|
Ф
|
2Е
|
|
С
|
|
|
|
|
9Г
|
Р
|
В
|
|
Т
|
|
|
7А
|
|
Р
|
И
|
Р
|
3А
|
Р
|
|
6О
|
Н
|
|
Е
|
К
|
А
|
З
|
А
|
5Х
|
С
|
Т
|
8А
|
Н
|
А
|
З
|
И
|
Л
|
О
|
Т
|
А
|
Р
|
Л
|
|
И
|
Я
|
И
|
Л
|
Р
|
Р
|
Х
|
А
|
|
Я
|
|
Я
|
О
|
О
|
К
|
И
|
Н
|
|
|
|
|
Д
|
В
|
Т
|
П
|
Д
|
|
|
|
|
Н
|
|
И
|
Е
|
И
|
|
|
|
|
Ы
|
|
Д
|
Л
|
Я
|
|
|
|
|
Й
|
|
А
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г
|
|
VIII.
Закрепление полученных на уроке знаний.
Беседа по вопросам:
1) Где расположена и как называется высочайшая
вершина мира? Гора
Джомолунгма, или Эверест, 8848м, расположена в горах Гималаи в Евразии.
2) Где зарегистрирована самая низкая
температура на Земле?
В Антарктиде была
зарегистрирована самая низкая температура
3) Какой остров на нашей планете самый
крупный? Самый большой
остров мира - Гренландия.
4) Что такое архипелаг? Архипелаг - это группа островов.
IX. Подведение
итогов. Выставление оценок за
урок.
X.
Домашнее задние: параграф
16, подписать на контурной карте крупнейшие острова.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.