Заработанный рубль
Грузинская
народная сказка
Цель
урока: Развивать навыки осмысления прочитанного текста.
Формировать функциональную грамотность на основе текста сказки и
дополнительного материала
Развивать умения излагать мысли.
Воспитывать трудолюбие и уважение к родителям.
Оборудование:
компьютер, интернет, иллюстрации, костюмы
Методы урока: беседа, исследовательская работа,
опережающие задания.
Тип урока: объяснение нового материала
Эпиграф «Труд человека кормит, а
лень портит.»
Пословица.
Ход
урока
Организационный момент.
Объяснение новой темы. Новую тему
начнем с названия темы
Заработанный рубль
Грузинская
народная сказка
Словарная работа: заработанный
(перевод на казахский язык) рубль - денежный знак в
России. Как называется грузинская валюта? Учащиеся
находят с помощью интернета информацию о денежной единице Грузии. (Лари).
Грузинский
–Грузия (государство),
Грузия
– это…
Учащимися
проведена исследовательская работа. Они подготовили информацию о танце, о
географическом расположении Грузии, о столице, о национальной одежде и кухне.
Был оформлен буклет и исполнен фрагмент танца.
Учитель.
Ребята! Вы теперь имеете представление о Грузии. Начнем работу с эпиграфом «Труд
человека кормит, а лень портит.»
Скажите, как
вы понимаете смысл этой пословицы?
Чему учит
нас эта пословица? (трудолюбию)
Как
вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о труде)
Правильно.
Вы сами выявили тему нашего урока. Сегодня мы познакомимся с
грузинской народной сказкой «Заработанный рубль», будем
говорить о честном труде.
Пересказ
содержания текста учащимися (опережающее задание).
Работа с непонятными словами.
Вопрос-ответ:
Что
сказал кузнец, когда почувствовал, что смерть близка?
Как
ответил сын отцу? Хотелось ли ему получить наследство?
Как отнеслась мать лентяя к
предложению отца?
Что
посоветовала она сыну?
Что
из этого получилось?
Заработал
ли сын деньги в третий раз?
Как
поступил отец?
Что
сделал сын?
Почему
мальчику было жалко своих денег? Может быть это так много денег? Сколько будет
денег, если перевести грузинский лари в тенге. Учащиеся с помощью интернета
находят соотношение лари к тенге, который составляет 98 тенге.
Почему
отцу было важно заставить сына работать?
Учитель. Ребята!
Внимательно ли вы читали сказку?
Разве
можно заставлять детей работать? Закон о правах ребенка гласит, что запрещается
привлекать ребенка на тяжелые физические работы. Отец нарушает закон. (Учащиеся
опровергают это утверждение. В тексте они находят предложение, где сыну уже
двадцать лет, и никакого нарушения закона здесь не наблюдается.)
Найдите
предложение, в котором заключена основная мысль сказки.
Закрепление
материала.
Пословицы
и поговорки о труде «Найди продолжение»
Имя жигита славится трудом
Не сиди сложа руки так и не будет скуки
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Будешь лениться - узнаешь голод.
Делаешь
наспех - делаешь на смех ор
Терпенье
и труд всё перетрут
Дерево
узнают по плодам, а человека - по делам.
Прочитайте
статью (приложение № 2) о семейных ценностях из
выступления
президента РК Н.А.Назарбаева на конкурсе «Мерейлі
отбасы»
(ноябрь 2014)
и свяжите со сказкой.
Заполните диаграмму Венна. Общие слова: родители, престарелые,
дети, семья.
Различия: сказка – статья
Выдуманная – достоверная информация
Что называем мы семейными ценностями? (теплые отношения, любовь и
уважение к родителям и близким, забота о младших и пожилых.)
В чем заключается связь статьи и сказки?
Ответы учащихся:
- В сказке сын должен уже сам зарабатывать и заботиться о
престарелых родителях.
- Президент Н.А.Назарбаев призывает заботиться о пожилых родителях
и не сдавать их в дома престарелых.
- Мы должны быть приученными к труду, чтобы могли обеспечивать
своих родителей в пожилом возрасте.
Пословицы и поговорки о родителях:
Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность..
Семейное
согласие всего дороже.
Материнская
ласка конца не имеет.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
На
свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Бывает,
что родители заботливы, а детки не работливы.
Пословицы и поговорки о родителях наполнены чувствами любви,
доброты, уважения к матери, отцу, старикам. Пословицы учат ценить родителей,
гордиться ими, любить детей, какими бы они ни были, призывают гармонии в семье.
так и не
Рефлексия. Выполнить задания (Приложение 3,4)
Подведение итогов урока. Ребята, вот
вы ознакомились со сказкой «Заработанный рубль». Чтобы людям жилось хорошо
, они должны работать. Об этом и говорит наш эпиграф сегодняшнего
урока: «Труд человека кормит , а лень портит». А ваш труд - учеба, вы должны
хорошо учиться , помогать своим родителям, близким.
Оценивание (В течение урока ответы учащихся
отмечались плюсами. В конце урока плюсы суммируются и выставляются
соответствующие оценки)
Домашнее задание. 1. Инсценирование
отрывка сказки.
2.Нарисовать
иллюстрации к сказке.
Приложение1.
Закон
«О правах ребенка в Республике Казахстан» гласит, что каждый ребенок имеет
право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Дети с
четырнадцатилетнего возраста вправе, по разрешению родителей, в свободное от
учебы время участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию
здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и
психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии.
Запрещается принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и
работы с вредными и (или) опасными условиями труда (Статья 16 Закона).
Приложение
2.
Президент Нурсултан Назарбаев призвал
казахстанцев к укреплению семейных ценностей в обществе. Глава государства
обеспокоен ростом количества брошенных детей и пожилых людей в домах
престарелых. В Казахстане насчитывается около 34 тысяч детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, более семи тысяч пожилых людей живут в
престарелых домах. "У казахского народа никогда не было такого, чтобы
бросали детей и родителей. Это чуждо нашим традициям", - добавил
президент.
Приложение 3.
На
уроке я работал (-а) активно / пассивно
На уроке я узнал(-а)… (что?)
На уроке я получил новую информацию (какую?)
Приложение 4.
Задание №1
Сказка
«Заработанный рубль» учит нас не бояться……….
Лень — плохой человеческий порок. Когда заболел старый отец из сказки, вся
…………должна была лечь на плечи его сына. Но сын был ……и ничего не хотел делать.
Он не привык………… родителям, и отца это очень беспокоило.
Слова для справок:
работать, мужская работа, ленив, помогать
Задание
№2
К труду человека
нужно приучать……….., ведь изменить взрослого очень сложно. Нужно………. родителям,
чтобы они не боялись постареть и стать………….. Ведь в этом возрасте им особенно
нужна………
Слова для справок:
с детства, помогать, беспомощными, забота.
Задание
№3
Мне очень понравилась
сказка «Заработанный рубль». Она учит не только ………….старших, говорить………..,
ценить свой труд и труд других людей, но и …………., делать правильные выводы.
Верно
говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Слова для
справок:
уважать, правду, размышлять
Задание
№4
О
чём эта сказка? _______________________________
2.
Сколько раз уходил сын работать? ____________________________________________
3.
Как бы ты озаглавил эту сказку? ___________________________________________
4.
Что ты думаешь о поступке матери? ______________________________________
5.
Какая пословица соответствует этой сказке?___________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.