Организация
рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления.
Цель: Научить
учащихся правильно организовывать свое рабочее место для ручных работ.
Познакомить с инструментами и
приспособлениями для выполнения ручных работ.
Задачи:
Обучающая:
Познакомить учащихся с инструментами и приспособлениями, используемыми при
ручных работах.
Развивающая: Развить у
учащихся навыки работы с инструментами, дать сведения из истории появления
инструментов для ручных работ.
Воспитательная: Воспитать
у учащихся аккуратность, практичность.
План урока:
Распределение ролей среди учащихся,
раздача слов каждому выступающему. Учащиеся самостоятельно готовят для себя
костюмы.
Роли на уроке:
- учитель – сказительница,
- учащаяся 1 – принцесса «Иголочка»
- учащаяся 2 – графиня «Булавка»
- учащаяся 3 –граф «Ножницы»
- учащаяся 4 –король
«Наперсток»
- учащаяся 5 –гость- «Умелые
ручки»
Ход урока:
Презентация
- Организационный
момент
приветствие учащихся
проверка готовности к уроку.
Рефлексия на
начало урока. (Смайлики)
2. Изложение
нового материала
объявление темы урока (Слайд №1)
объявление цели и задач урока (Слайд
№2, 3)
правила безопасной работы, при
выполнении ручных работ. (слайд №4,5,6) раздать памятки.(приложение
№1)
Учитель: Сказка о
принцессе иголочке (Слайд № 7).
Я приглашаю
желающих, рассказать эту сказку вместе со мной.
В некотором царстве, в некотором
государстве жила - была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестящая, на
головке – ушко, сзади – длинная коса. Всем она была хороша, только характер
имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с иголочкой
во дворце жили ее родственники, король Наперсток, граф Ножницы и графиня
Булавочка – веселая подружка принцессы Иголочки.
Основными развлечениями жителей
дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а ее преданная свита
старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно
отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться.
Однажды дверь во дворце
распахнулась, и в тронный зал вошел гость – маленькие Ручки. «Как так, без
доклада, без приглашения?» - вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький
пальчик. Король наперсток поспешил на помощь гостю. Ручки обиделись, но не ушли
– это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и
водрузили на трон – специальную подушечку - игольницу. Ножницам, наперстку и
даже подружкам Булавочкам, тоже нашлись почетные места.
«Довольно капризничать и
бездельничать, ведь все вы много знаете и умеете, сказали Умелые Ручки, - пусть
каждый из вас поведает нам свою историю».
Учитель: я буду загадывать загадку
или называть инструмент или приспособления, а вы подходите к столу, находите его
среди предметов, называете и показываете.
Загадка:
Маленького роста
я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе
ищу,
За собою хвост
тащу. (Иголочка)
Ученица 1: (ИСТОРИЯ
первая, об ИГЛЕ Слайд № 5)
Что появилось
раньше – иголка или одежда? Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно
без иголки сшить одежду? Оказывается, можно. Первобытный человек сшивал
звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Так выглядели древние
шила. (Слайд № 6).
Когда же осколками
кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки,получились иглы. (Слайд
№ 7).
Через много тысячелетий на смену
костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и
серебряные иглы.
Около шестисот лет назад арабские
купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые
колечками концы.
Кстати, а где у иголки ушко? Смотря
у какой. У обычной – с тупого конца, а у машинной – с острого. Впрочем,
некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток –
они склеивают ткань. А вот люди без иголки обойтись не могут. Игла – это
настоящая помощница, и поэтому славят ее в стихах, песнях, не забывают в
пословицах, поговорках и загадках.
Загадка о булавке
Ученица 2: (История,
вторая, о БУЛАВКЕ Слайд № 8 )
Булавка такая же острая, как игла,
только нитку в нее не вдеть, и служит она для временного скрепления деталей.
Самым древним родственником булавки
были, по всей видимости, шипы растения. Не случайно в некоторых языках слово
«булавка» происходит от латинского «шип» или «колючка».
У маленькой булавки богатая
история. Делали их из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли
драгоценностями, ведь иногда булавки использовались больше для украшения, чем
для скрепления одежды.
В том виде, в каком мы их знаем,
булавки стали производить в конце 15 века. Тогда они были такой ценностью, что
набор булавок считался достойным подарком к празднику. И до сегодняшних дней сохранилось
у людей бережное отношение к иголкам и булавкам, их стараются не терять,
убирать на место.
Загадка:
«Два конца, два кольца, посередине
гвоздик» Что это такое?
Ученица 3: (История
третья, о НОЖНИЦАХ Слайд № 9)
Правильно, ножницы.
Сейчас эту загадку каждый ребенок
отгадает. А ведь было время, когда даже взрослые не то, что загадки – самих
ножниц не знали. Потому что их еще не изобрели.
Когда требовалось что - нибудь
разрезать, брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад
кто - то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые
ножницы – для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи».
А больше тысячи лет назад другой
человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент,
про который сложена загадка.
Всякий инструмент, состоящий из
двух подвижных половинок, скрепленных в одной точке, - рычажной инструмент. И
первая особенность этого инструмента заключается в том, что, когда ты
прикладываешь к его ручкам сравнительно небольшую силу, на рабочей части
возникает сила очень значительная.
Загадка о Наперстке.
Кто выйдет и покажет, как он выглядит? (Слайд №10)
Сантиметровая лента. Кто выйдет и
покажет, как она выглядит? (Слайд №11)
Лекала. Кто выйдет и покажет, как
они выглядят? (Слайд №12)
Колышек. Кто выйдет и покажет, как
он выглядит? (Слайд №13)
Резец. Кто выйдет и покажет, как он
выглядит? (Слайд №14)
Портновские мелки. Кто выйдет и
покажет, как они выглядят? (Слайд №15)
Манекен. Кто выйдет и покажет, как
он выглядит? (Слайд №16)
Я раздам вам
карточки, что означают и какие функции несет каждый инструмент и
приспособление. (приложение №2)
Закрепление
изученного материала.
Предложить на выбор по желанию:
1. разгадать кроссворд (Слайд №17)
(индивидуально)
2. верталину (Слайд №18) по
партам.
Практическая работа.
«Классификация инструментов и приспособлений» стр.20 учебника.
Заполнить таблицу в рабочей
тетради.
Выставить и
объявить оценки за урок.
Д/з стр.14-21 учебника.
Рефлексия со
смайликами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.