Урок
самопознания во 2 классе.
Тема:
«Учимся прощать»
Провела: учитель
начальных классов Цымбал О.В.
Хотите
сохранить друзей, умейте прощать.
Из
литературных памятников древнего Египта
Цель: расширение
представления о прощении как ценности.
Задачи:
– раскрывать
значение понятия «прощение»;
– развивать
способность понимать и умение прощать;
–воспитывать
великодушие, терпение в общении с другими людьми.
Ресурсы:
аудиокассета с записью песни из мультфильма «Автомобиль кота Леопольда»,
фломастеры, гуашь или краски; карточки с отдельными строками стихотворения
«Доброе утро солнцу и птицам»; набор иллюстраций с изображением человека, в
радости, печали, обиде, гневе; индивидуальные фотографии детей класса.
Ход
урока.
Круг радости
Доброе утро солнцу
и птицам,
Доброе утро
улыбчивым лицам,
И каждый
становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
длится до вечера.
Дети
построчно проговаривают строки стихотворения вместе с учителем
Мы рады видеть
каждого из Вас!
И пусть прохладой
осень в окна дышит,
Нам здесь уютно,
ведь наш класс
Друг друга любит,
чувствует и слышит.
Строки
стихотворения читает учитель
Учитель сообщает
тему урока и предлагает разделиться на группы.
Упражнение
«Угадай-ка»
Каждая группа
получает иллюстрации, на которых изображено лицо человека, выражающего разные
эмоциональные состояния. Задача детей: определить лица, выражающие обиду.
Разминка
«Не стоит
обижаться – лучше рассмеяться»
Учитель просит
детей встать в круг и показать пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся.
Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена,
лицо хмурое.
– А теперь,
расправьте плечи, губы улыбаются, ладони - свободны, живот мягкий, голова
высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать!
Беседа
Учитель говорит о
том, что люди постоянно ощущают самые разные эмоциональные состояния. Есть
такие эмоциональные состояния, которые нравятся всем людям, например веселье,
радость, а есть такие, которые вообще не хотелось бы ощущать - злость, зависть,
гнев. К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека.
Учитель предлагает детям подумать и закончить предложение: «Когда я обижен (а)
я чувствую...».
– Послушайте
стихотворение о мальчике, который переживал обиду.
Чтение
стихотворения Агния Барто «Обида»
Моей
сестренке двадцать дней,
Hо все
твердят о ней, о ней:
Она всех
лучше, всех умней.
И
слышно в доме по утрам:
– Она
прибавила сто грамм!
Hу,
девочка, ну, умница!
Она
водички попила –
За это
снова похвала:
– Hу,
девочка, ну, умница!
А мама
шепчет: – Прелесть!
В
восторге от Аленки.
–
Смотрите, разоделись
Мы в
новые пеленки.
–
Смотрите, мы зеваем,
Мы ротик
разеваем! –
Кричит
довольный папа,
И он
неузнаваем:
Он всю
цветную пленку
Истратил
на Аленку.
|
Я гвоздь
в сарае забивал,
И то не
слышал я похвал!
Обиду
трудно мне скрывать,
Я больше
не могу.
И вот я
тоже лег в кровать
И стал
кричать: – Агу!
Взглянул
мой папа на меня:
– Ты что
вопишь средь бела дня?
Тогда я
лег лицом к стене,
И ждал я
нахлобучки.
Вдруг
мама бросилась ко мне:
– Давай
возьму на ручки?
А я в
ответ: – Я не грудной!
Ты
просто так побудь со мной...
|
·
Чему радовались родители?
·
Что чувствовал сын, когда родители чаще обращали внимание на малышку, чем на
него?
·
Как бы вы поступили на месте мальчика?
·
Нужно ли обиду держать в себе? Почему?
·
Трудно ли прощать?
(ответы детей)
Цитата урока
Учитель подводит
детей к пониманию, что чувство обиды – неприятное, очень тяжелое чувство. Она
мешает радоваться, удивляться, дружить. Об этом говорили еще в древнем Египте.
Учитель обращает внимание детей на цитату, написанную на доске «Хотите
сохранить друзей - умейте прощать» (Из литературных памятников древнего
Египта).
Поэтому важно
научиться прощать! Человек, который умеет прощать, облегчает жизнь, прежде
всего, самому себе, своим друзьям, близким людям!
Наедине с собой.
Учитель просит
детей удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда они обижались на
кого-то.
– А теперь
представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою
обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.
Представьте, что с
вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились
от обиды. Вам стало легко и весело.
Учитель делает
вывод о том, что обиды надо прощать и забывать!
Можно обиды
мысленно «отпускать» на ветер или «пускать» по воде, представлять, как они
исчезают, растворяясь как соль или сахар в воде. Каждый может этому научиться.
Творческая
деятельность «Мой дневник»
(При организации
творческой деятельности детей учитель может использовать как вариант работы с
личным дневником («Мой дневник»), так и вариант «Дневник класса»).
Учитель сообщает
детям, что он получил письмо от Великого Мудреца и предлагает послушать его
содержание:
«– Дорогие ребята,
я хочу каждому из вас подарить дневник, в котором вы сможете писать о себе
то, о чем не всегда можно сказать другим. В дневнике у вас могут быть самые
разные странички, например: «Это я», «Мои близкие», «Мой день рождения» и т.д.
Расскажите на одной из страничек вашего дневника о том, кого вы простили, и
кто простил вас, нарисуйте свое настроение в тот момент.
Помните! Простить
человека – это значит освободить его и себя от обид, взглянуть на другого
человека с добротою и любовью!
Спасибо вам всем,
ребята, за стремление быть добрыми и милосердными!
До свидания.
Ваш Великий
Мудрец.»
Дети изготавливают
дневники.
Учитель предлагает
им оформить дневник, используя фломастеры, краски, аппликацию, а также выбрать
страничку для темы «Я умею прощать» и подумать над тем, что они напишут, как
будут иллюстрировать.
После того, как
дети заполнят страничку дневника, учитель спрашивает, кто бы хотел показать
одноклассникам страничку из своего «дневника» и рассказать о своих эмоциях.
Круг «От сердца к
сердцу».
Дети становятся в
круг и поют песню о том, что надо уметь преодолевать трудности. Например, песню
из мультфильма «Лето кота Леопольда».
Аркадий Хайт
«Неприятность эту мы переживем»
В
небесах высоко
Ярко
солнце светит,
До чего
ж хорошо
Жить на
белом свете!
Если,
вдруг, грянет гром
В
середине лета,
Неприятность
эту
Мы
переживем,
Между
прочим, это
Мы
переживем.
Мелкий
дождь бьет в окно,
Хмурится
природа,
Но
известно давно -
Нет
плохой погоды.
Все
желтеет кругом
И уходит
лето,
Неприятность
эту
Мы
переживем,
Между
прочим, это
Мы
переживем.
|
Я иду и
пою
Обо всем
хорошем.
И улыбку
свою
Я дарю
прохожим.
Если в
сердце чужом
Не найду
ответа,
Неприятность
эту
Мы
переживем,
Между
прочим, это
Мы
переживем.
|
Домашнее
задание:
1.
Внимательно рассмотрите рисунки, подумайте, кого обидели и как можно попросить
прощение у тех, кто был обижен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.