Конкурс
«Компьютер и школа»
Номинация:
Лучший урок с использованием программных продуктов в
операционной системе Linux.
Урок
окружающего мира по УМК «Планета Знаний» (2 класс)
Брусова
Ирина Владимировна
учитель
начальных классов
МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №9
с
углубленным изучением иностранных языков
города
Дубны Московской области»
e-mail:BIV0612@yandex.ru
ТЕМА: «Что такое глобус».
Тип урока: изучение
новых знаний
Цель: познакомить учащихся с глобусом – моделью Земли.
Задачи: 1. Способствовать формированию основных понятий, умений работать с
глобусом.
2. Содействовать развитию умственных и познавательных способностей учащихся с
опорой на эмпирическое мышление.
3.
Создать на уроке атмосферу сотрудничества, содействовать формированию
элементарных умений строить свои межличностные отношения.
4.
Развивать первичные навыки ИКТ – компетенции.
Методы: словесно –
наглядный, практический
Форма
организации учебной деятельности учащихся: фронтальный опрос, групповая работа.
Основные понятия
темы: «модель», «глобус», «океан», «материк», «море»
Оборудование:
§
настольный глобус (4 шт. для работы групп);
§
игрушки: самолет, вертолет, машинка, мяч, воздушный
шарик;
§
компьютер,
§
мультимедийный проектор, экран;
§
презентация, программный продукт «Настольный глобус
- атлас» (OS Alt Linux)
Используемые технологии при
подготовке и проведении урока:
§
работа с Интернет – ресурсами,
§
создание учебной презентации,
§
работа с программой «Настольный глобус - атлас» (OS
Alt Linux)
План урока:
I. Организационный
момент.
II. Формулирование
темы и цели урока.
III. Изучение новой
темы.
VI.Физкультминутка
V. Практическая работа. Работа в группах.
VI. Самостоятельная работа в тетради
VII Подведение итогов урока. Запись домашнего
задания.
ХОД
УРОКА
I.
Организационный момент.
Вступительное
слово учителя:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам
впрок,
Постарайтесь все
понять,
Учитесь тайны
открывать,
Ответы полные
давать,
Чтоб за работу
получать
Только лишь оценку
«пять»!
II.
Формулирование темы и цели урока (Работа с
презентацией. Фронтальная беседа с классом – ответы на вопросы, разгадывание
загадки)
1.
Ответьте на вопросы.
§
Кто изобрёл первый телескоп? (Галилео Галилей)
§
Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
§
Каких космонавтов вы еще знаете?
Учитель: Ребята!
Отгадайте загадку:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь -
В
руках унесёшь
- Как вы думаете, с
чем мы познакомимся сегодня на уроке? Чему будем учиться?
Учащиеся
(отвечают на вопрос, мультимедийный экран закрывается шторкой)
III. Изучение
новой темы.
1. Формирование
понятий «модель», «глобус» (фронтальная беседа с классом)
- Как назвать
предметы, лежащие на столе?
(лежат
игрушки: самолет, вертолет, машинка)
- На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? …
машинка?
- Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи
- формой)
- Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются
- размером)
Дети
пробуют сформулировать понятие «модель»
- Как вы понимаете значение слова «модель»?
- Модель – это уменьшенное изображение
предмета.
- Как называется предмет, который стоит у меня
на столе? (Глобус)(демонстрация глобуса)
- Можно ли воздушный шарик (показать) и мяч
(показать) назвать глобусом? Почему?
- Что такое глобус?
- Глобус – это модель Земли. Шар, на который
нанесены очертания суши и воды, так как они расположены на нашей планете. Шар
насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.
2. Формирование
понятий «океан», «материк».
Учитель: Ребята посмотрим на модель Земли на
экране (демонстрация программного продукта
«Настольный глобус - атлас» (OS Alt Linux)
Технология использования: с помощью мыши, возможно, осуществлять движение виртуального глобуса,
увеличивать и уменьшать масштаб объектов, задав название географического
объекта, можно его найти.
Примечание: необходимо предупредить
учащихся, что географические названия – на английском языке и сфокусировать их
внимание на визуальных объектах (полная версия Приложение 1).
Объяснение
учителя:
- Какого цвета на
глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)
- Что обозначают
цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый,
коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – лёд.)
- Посмотрите на
глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и
океаны. Океан – это часть водного покрова Земли.
Всего на Земле 4
океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический. Морей больше.
Темно-синим обозначены самые глубокие моря.
- Большие
участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками.
Их шесть: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка,
Антарктида. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. Эти
цвета показывают высоту суши высокие места обозначают коричневым цветом, а
низкие – зеленым.
Извилистые нити на
материках - это реки.
(По окончании
объяснения, мультимедийный экран закрывается шторкой)
VI.Физкультминутка двигательная.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
V. Практическая работа. Работа в
группах (состав групп сформирован заранее,
учащиеся занимают места в своих группах.)
- Сегодня на уроке
вам предстоит изучить глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.
1)Найдите на глобусе
океаны. Запишите их названия.
1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
2) Определите самый
большой и самый маленький океаны.
Самый большой океан
- ________________________________________________
Самый маленький
океан - ______________________________________________
3) Найдите на
глобусе материки. Запишите их названия.
1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
5. _______________
6. _______________
4) Определите самый
большой и самый маленький материки.
Самый большой
материк - ________________________________________________
Самый маленький
материк - ______________________________________________
Учитель: А
теперь проверим, что у нас получилось? (демонстрация правильных ответов на
слайде)
VI. Запасной методический приём (при наличии
времени): самостоятельная работа в тетради с. 37
задание 41.
VII . Подведение итогов урока.
Благодарность учащимся за активную работу на уроке.
- Кому было интересно на уроке?
- Что нового вы узнали? Что особенно
запомнилось?
Запись домашнего задания.
Д/З С. 56-57 читать, вопрос №4(учебник), зад.
42 с. 37 в тетради
Приложение 1.
Программный продукт «Настольный глобус -
атлас» (OS Alt Linux) позволяет при наведении мыши на объект узнать расположение данного
объекта. Это мы сможем увидеть в левом нижнем углу.
Например, Россия – 100о45|
33,5|| В,59о39| !
Если навести мышью на легенду – высветится
обозначения городов, населенных пунктов и т.д.
При наведении мышью на слово карта
высвечиваются слова проекция, небесное тело. Если нажать курсором на
проекцию мы увидим две проекции: глобус и карта. Можно смотреть в проекции
глобуса и в проекции карта.
При наведении мышью на слово небесное тело
можно выбрать Земля или Луна. Так же в этом разделе мы сможем увидеть разные
виды глобуса или карты: со спутника, атлас, вид ночью.
Если навести курсор мыши в левый верхний угол,
мы увидим слово настройка. С помощью настройки можно настроить настольный
глобус: расстояние, угол, качество карты, компас, координатную сетку, масштаб,
навигацию, фотографию.
Фрагменты программного продукта «Настольный глобус -
атлас»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.