МБОУ «Хиславичская
средняя общеобразовательная школа»
Курсовая работа
(Урок литературы с
мультимедийным сопровождением)
Выполнила:
Дорошева В.П.,
учитель русского языка и литературы
Хиславичи
2014 г.
Тема урока: Поэзия природы.
Стихотворения Ф.И.Тютчева. 5 класс.
Цели урока:
1. Развивать навыки выразительного и внимательного чтения.
2. Формировать коммуникативно-речевые умения и
навыки учащихся.
3. Показать связь поэзии с изобразительным
искусством.
4. Развивать творческое воображение и логическое
мышление.
5. Формировать навык анализа
стихотворения;
6. Воспитать уважение и любовь к родной природе.
Методы: слово учителя, беседа.
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация,
репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», И.И.Левитана «Весна-большая вода»,
«Золотая осень», Орловского «Летний день», фонохрестоматия к учебнику, сборники
стихов Ф.И Тютчева.
Ход урока
Оргмомент. Эмоциональный настрой.
-Хорошо
у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У
нас луга зелёные (слайд
1), реки синие (слайд 2) У
нас поля бескрайние (слайд
3), у заводей берёзки белые (слайд 4), в лугах
цветы лазоревые (слайд 5).
У нас заря с зарёю сходится (слайд
6), месяц на небе звёзды пасёт (слайд 7). У нас
росы медвяные (слайд 8),
ручьи серебряные (слайд
9). ( Из русской народной сказки.)
Формулировка темы и цели урока.
-
Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить? (О
природе.)
-
О какой? (о родной природе.)
(слайд 10. Поэзия природы)
- Скажите,
кто в своём творчестве обращается к этой вечной теме - теме природы? (поэты,
художники, музыканты.)
-
А что вы ждёте от сегодняшнего урока? (познакомимся с творчеством русских
поэтов, научимся выразительно и внимательно читать и т. д.)
-
А самое главное, через красоту стихотворений, репродукций картин мы будем учиться
чувствовать красоту природы. И, конечно, мы будем учиться выразительно читать,
понимать стихи и анализировать их.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о стихах знакомого
вам поэта Федора Ивановича Тютчева (слайд11). Попытаемся увидеть красоту природы во все времена года.
Работа над новым материалом.
Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года в имении
своего отца Тютчева Ивана Николаевича, который принадлежал к древнему
дворянскому роду. Еще мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал
писать стихи. Многие стихи Тютчева о красоте природы. В его стихотворениях
природа живая и одухотворенная.
Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать
природу. Умел находить прекрасное в самом скромном ее уголке и ярким,
эмоциональном языком описать виденное, выразить свое отношение к
изображаемому.
И мне кажется, что нет более точного
определения природы, чем слова из стихотворения Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Я
предлагаю вашему вниманию сказку – загадку, отгадайте её и посчитайте сколько
загадок в этой сказке?
СТАРИК – ГОДОВИК,
Вышел
старик- годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим
именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы.
Повеял холод, мороз. Махнул старик – годовик и полетела вторая тройка. Снег
стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – и
полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный
ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
-
Итак, сколько загадок в сказке? Сколько раз махнул старик-годовик? Сколько птиц
вылетело из рукава старика каждый раз? Что это за птицы? (Времена года.)
Совершим путешествие по календарю и посмотрим,
какой увидел природу Тютчев в разные времена года.
Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром
закутал землю. Деревья в лесу словно одеты в белые шубы и шапки.
А каким же увидел зимний лес Тютчев? Об этом нам
расскажет … Он прочитает стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою…» (ученик
читает стихотворение).
- Как же поэт называет зиму? (чародейкою).
- Кто такая чародейка? (волшебница).
- Какие слова, строки рисуют сверкание леса в
солнечных лучах?
- В каких словах, строках показан покой заснувшего
леса?
- Почему автор говорит о лесе не мертвец и не
живой? Какие слова, стоящие рядом, помогают ответить на этот вопрос?
- В каких словах стихотворения «Чародейкою зимою…»
звучит мотив чародейства, волшебства?
- Рассмотрите картину И.Шишкина «Зима» (слайд 12). Что сближает ее со стихотворением «Чародейкою зимою…»?
Опишите лес словами из стихотворения.
- Какие слова можно взять из стихотворения в
качестве эпиграфа к картине Шишкина «Зима»?
- Для Тютчева зимний лес ассоциируется с чем-то
таинственным, сказочным? Лес зимой спит и терпеливо ждет прихода весны. Пройдет
еще немного времени, и ласковое солнце возвестит о приближении весны. Но зима
не хочет уступать свои права и спорит с весной. Об этом споре нам расскажет… Он
прочитает стихотворение Тютчева «Зима недаром злится…» (учебник стр.287),
(звучит стихотворение).
-Тема этого стихотворения? Идея? Найдите
олицетворения, которые помогают представить нам Зиму и Весну?
- В стихотворении «Чародейкою зимою…» Тютчев
называет зиму чародейкой. А как он называет зиму в этом стихотворении?
(ведьмой, врагом).
- Почему поэт ее так называет?
- Да, зима уже всем надоела, хочется весны. Как
показаны характеры зимы и весны в стихотворении «Зима недаром злится…»?
- Представьте весну в образе молодой девушки и,
используя стихотворение «Зима недаром злится…», опишите, какой вы ее видите?
- Девушка-весна дарит природе жизнь. Как бы зима не
сопротивлялась, все равно потемнеет и начнет таять снег, побегут и зашумят
ручьи, лес наполнится радостным криком птиц. Наступит весна.
- Прочитайте стихотворение «Зима недаром злится..»
так, чтобы все слушатели почувствовали ваше отношение и к хохотунье Весне, и к
ворчливой Зиме.
- О пробуждении природы Тютчев говорит в
стихотворении «Весенние воды» (стр.289).(слайд 13)
Чтение стихотворения учителем.
-Вы прослушали ещё одно стихотворение Тютчева о
весне Оно наполнено бурными, радостными звуками весеннего многоголосия. Как эту
радость, оживление, многозвучность передаёт поэт средствами поэтического языка?
Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов (шумят, бегут, будят,
гласят и т.д.)?
-
В своих стихотворениях Тютчев стремился понять природу, превратив ее в часть
своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческой
души объясняется страсть Тютчева к олицетворению. В стихотворении «Весенние
воды» ручьи «бегут и блещут, и гласят». Они наделены человеческими качествами и
даже речью.
-Можем ли мы сказать, что радостное, возбуждённое настроение
чувствуется во всём этом стихотворении или нет? Различается ли общая
тональность этого стихотворения? Как вы думаете? (возбуждённое настроение в
первых восьми строках, и спокойное, умиротворённое ожидание «тихих, тёплых
майских дней» в финале произведения).
Спокойная,
умиротворенная картина майских дней в последней строфе стихотворения также
одушевлена.
-
Как вы думаете, зачем поэт использует так много олицетворений?
( Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь
мира природы с жизнью человека).
Стихотворение подбором звуков и радостных восклицаний передает стремительный
ток и напор шумных, бурных сил весны. Они пробуждают природу и человека к новой
жизни и влекут их к румяному хороводу теплых майских дней с их неизбежной, все
очищающей грозой.
-
Ребята, вы знаете, что существует прозаическая и стихотворная речь. Благодаря
чему мы можем назвать это произведение стихотворным? (Ритм и рифма )
-Какая
рифмовка в этом стихотворении? Перекрёстная, парная или опоясывающая?
(Перекрёстная.)
-Рассмотрите картину художника Левитана «Весна –
большая вода» (уч., стр.288) (слайд 14).
- Какие чувства и настроение вызывает у вас эта
картина?
- Посмотрите на картину еще раз. А теперь закройте
глаза и представьте, что сейчас весна. Вспомните, каков весенний воздух? Звуки
весны? Краски?
- Весна – это чудо природы, которое приносит нам
много света, тепла, радости. Но это не последнее чудо. Пойдемте по страницам
нашего календаря дальше. И мы увидим, что природа набрала сил и живет полной
жизнью. Наступило лето. Прочитает стихотворение Тютчева о лете «В небе тают
облака…»… (звучит стихотворение)
(Записано на слайде
15)
- Опишите летний пейзаж, каким его видит Тютчев?
- Какие слова в стихотворении «В небе тают облака…»
передают томление жаркого дня?
- Рассмотрите картину Орловского «Летний день». (Слайд 16)
- Опишите картину словами из стихотворения.
-Тютчев и художник Орловский попытались показать
нам покой знойного летнего полдня.
- Но вот что-то случилось в природе? Празднично
запылали золотом кроны берез и их нежно-белые стволы. Это пришла задумчивая
осень и осыпала все золотом. Прекрасна природа в осеннем наряде. Это не мог не
заметить и Тютчев. Послушаем стихотворение Тютчева «Есть в осени
первоначальной…» (звучит в записи)
-Внимательно послушайте музыкальное сопровождение.
- Какие оттенки настроения добавляет музыка к тем
чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая стихотворение?
-В каких строках поэт передает необыкновенное
ощущение света, прозрачность, сияние дня и вечера?
- Как Тютчев выражает легкое ощущение пустоты и
простора?
Как красиво, музыкально звучатслова6 «хрустальный»,
«лучезарны вечера»! Как переливаются звуки л,р в исполнении актёра!
Постарайтесь так прочитать стихотворение, чтобы передать прелесть плавной
мелодии стиха, светлое, ясное настроение.
- Тютчев называет осень дивной порой. А какой
увидел осень художник Левитан? Рассмотрите картину Левитана «Золотая осень».
(Слайд17) (Простым и привычным кажется нам осенний пейзаж Левитана.
Художник изобразил неширокую речку, которая спокойна и несет свои воды между
невысоких берегов. Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья.
Наш взгляд движется как бы вслед за течением; вдали открываются осенние леса,
а в просвете между ними на высоком пригорке – деревня. Небо синее, ясное,
покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и, кажется, что ее
густо-синяя вода медленно движется. Перед нами расстилается земля, которая
покрыта побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и
красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние
дали полей и лесов).
-Тютчев и Левитан показали, что осень – это не
увядание и не сон природы, природа вечно жива и вечно прекрасна.
Рефлексия.
- На этом заканчивается наше путешествие по
календарю.
-Скажите, каким вы теперь после чтения
стихотворений представляете себе русского поэта Ф. И. Тютчева? Каким человеком
нужно быть, чтобы так писать о природе?
( Узнали, что он любил родную природу и посвятил ей
стихи, которые помогли увидеть нам, как прекрасна природа. Поэт говорит о ней с
восхищением и гордостью.)
- Испытывали вы сами когда-нибудь подобные чувства
к природе? Были ли в вашей жизни моменты, когда вы по-настоящему гордились тем,
что живите в России? Как вы думаете. Почему очень часто, уехав в другие места
или страны, человек вновь стремится на родину, туда, где он родился и рос?
Иные дни полны тоски щемящей,
Какой не пожелаешь и врагам.
В такие дни ты выходи почаще
К знакомым рощам, нивам и лугам.
Послушай птиц, напев реки и поля,
Вдохни в себя земную благодать.
Природа, словно доктор, снимет боли
И воскресит все радости, как мать.
- Понравился ли вам урок?
- Что больше всего понравилось?
- Чему он вас научил?
Мы очень хорошо поработали сегодня. Я довольна
вашей работой. Оценки за урок…
Домашнее задание: Слайд18 выучите
наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева , создайте иллюстрацию к нему, проанализируйте
стихотворение, учимся рассуждать стр. 300
Слайд 19
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.