Инфоурок Физика Другие методич. материалыКонспект урока с презентацией по физике на тему

Конспект урока с презентацией по физике на тему

Скачать материал

Биологическое действие радиации

Цель урока: доказать необходимость защиты от радиации, провести сравнительную характеристику.

Ход урока.

1.      Слайд № 2 Урок начинается колокольным набатом или отрывком  из песни «Бухенвальский набат» «Люди мира на минуту встаньте». На экране картинка - ядерный взрыв.

Учитель: «Война, что может быть страшнее? В конце Второй мировой войны в августе 1945 года США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, что привело к большой трагедии». (слайд : люди поражённые лучевой болезнью, животные и растения мутанты).

Слайд № 3 В наше время использование ядерного оружия в военной сфере стало заметно сокращаться. Ведь «атом» несёт вред как экономике так и всему человечеству.

Только от человека зависит когда настанет «конец света», а может он и не наступит никогда.

 Слайд № 4

«Смерть каждого Человека умаляет

                                          и меня, ибо

Я един со всем человечеством,

                                          а потому не

Спрашивай никогда, по ком звонит колокол.

Он звонит по тебе».

              ( английский поэт Д.Донна)

 

Сегодня мы с вами будем говорить о действии радиации на окружающую среду, которую вырабатывают АЭС.

2.      Слайд № 5  Ученик 1:  В пределах России размещено 9 АЭС, которые дают примерно 12% электроэнергии. Всего на территории России действует 29 энергетических реакторов. Несколько сотен их установлено на атомных подводных лодках, снабженных ракетами с ядерными боеголовками. В России имеется 4 базы таких подводных лодок: две на Северном Ледовитом океане, две на Тихом океане. Кроме ядерного подводного флота, существует надводный флот с энергетическими реакторами, представленный ледоколами, базирующимися в Мурманске.

Ученик 2: Слайды № 6-8 Наш Духовницкий район граничит с  Балаковским районом на территории которого расположена Балаковская АЭС.  Балако́вская АЭС — атомная электростанция, расположенная в 8 км от города Балаково Саратовской области, на левом берегу Саратовского водохранилища. Является крупнейшей АЭС в России по выработке электроэнергии — более 30 млрд кВт·ч ежегодно, что обеспечивает четверть производства электроэнергии в Приволжском федеральном округе и составляет пятую часть выработки всех АЭС России. Среди крупнейших электростанций всех типов в мире занимает 51-ю позицию.

Учитель: Энергия - это основа основ. Все блага  цивилизации,  все  материальные сферы деятельности человека - от стирки белья до исследования Луны  и  Марса - требуют расхода энергии. И чем дальше, тем больше.      На сегодняшний  день  энергия  атома  широко  используется  во  многих отраслях экономики.

Слайд № 9 – 12 Ученик 3:

3.      Энергетика «против»:презентация

*      «против» атомных станций:

*      а) Ужасные последствия аварий на АЭС.

*      б) Локальное механическое воздействие на рельеф - при строительстве.

*      в) Повреждение особей в технологических системах - при эксплуатации.

*      г) Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты.

*      д) Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС.

*      е) Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

4.      Учитель рассказывает о дозиметре и как им пользоваться. Выполняют двое учащихся. Практическая работа: измерить радиационный фон около компьютера, рядом с сотовым телефоном , у открытого окна, у двери в класс и т.п. с помощью индикатора радиоактивности «нейва ир-002». Результаты измерений записать на доске.

Учитель: Слайд № 13

D -поглощенная доза;
E- поглощенная энергия;
m-масса тела

Сравнить полученные данные с данными на слайдах.

*      Типичные значения радиационного фона:

*      на улице (открытой местности) – 8-12 мкР/час;

*      в помещении – 15-20 мкР/час. Сделать сравнение с полученными результатами.

*      Допустимая норма радиации – 25-30 мкР/час;

*      Нормы гамма-излучения:

*      для открытой местности - не больше 0,3 мкЗв/ч,

*      в помещениях жилых и общ. зданий не должен превыщать мощность дозы на открытой месности более чем на 0,2 мк3в/ч,

*      3 рад   Облучение при рентгене зубов.

*      0,1 рад (0,001 Гр.) в год  Доза облучения, получаемая средним россиянином.

*      0,1-0,2 рад в год    Естественный радиационный фон Земли.

*      84 микрорад/час    Полёт на самолёте на высоте 8 км.

*      1 микрорад    Просмотр одного хоккейного матча по телевизору.

*      Значение поглощенной дозы, рад

*      Степень воздействия на человека     10000 рад (100 Гр.)

*      Летальная доза, смерть наступает через несколько часов или дней от повреждения центральной нервной системы.

*      1000 - 5000 рад (10-50 Гр.)

*      Летальная доза, смерть наступает через одну-две недели от внутренних кровотечений (истончаются клеточные мембраны), в основном в желудочно-кишечном тракте.

                     300-500 рад (3-5 Гр.)

*      25 рад (0,25 Гр.) Доза оправданного риска в чрезвычайных обстоятельствах.

*      10 рад (0,1 Гр.)   Вероятность мутации увеличивается в 2 раза.

 

5.      Учитель: Радиация действительно опасна: в больших дозах она приводит к поражению  тканей,живой клетки,в малых-вызывает рост онкологических заболеваний и способствует генетическим изменениям. Облучение бывает как внешним так и внутренним

Слайд № 14 Ученик 4: Внешнее облучение

Радиационный фон,  создаваемый  космическими  лучами,  дает  чуть меньше  половины всего внешнего облучения (0,65 мЗв/год),  получаемого населением.  Земная  радиация,  дающая  ориентировочно  0,35   мЗв/год внешнего облучения,  исходит в основном от тех пород, которые содержат калий-40,  рубидий-87, уран-238, торий-232. Естественно, уровни земной радиации  на  нашей планете неодинаковы и колеблются большей частью от 0,3 до 0,6 мЗв/год.  Есть такие места, где эти показатели во много раз выше .

     Слайд № 15   Ученик 5: Внутреннее облучение

Внутреннее облучение населения от естественных источников на  две трети  происходит  от  попадания  радиоактивных  веществ  в организм с пищей,  водой и воздухом. В среднем человек получает около 180 мЗв/год за счет   калия-40,   который   усваивается   организмом   вместе  с нерадиоактивным калием,  необходимым  для  жизнедеятельности.  Нуклиды свинца-210,  полония-210  концентрируются в рыбе и моллюсках.  Поэтому люди,  потребляющие  много  рыбы  и  других   даров   моря,   получают относительно высокие дозы внутреннего облучения.

Рак - наиболее серьезное из всех последствий облучения человека при малых дозах, по крайней мере, непосредственно для тех людей, которые подверглись облучению.

Слайд № 16 Мутации – это внезапные скачкообразные стойкие изменения в структуре генотипа.

Чаще всего мутации очень вредны для человека и практически несовместимы с жизнью. Если же организм-мутант остался жить, то при этом у него возникают тяжелые болезни. Например, болезнь Дауна,  синдромы: Тернера, Клайнфелтера, Патау, Эдвардса, синдром "Кошачьего крика" (плачь ребенка напоминает мяуканье кошки) и др.

Слайд № 17- 18 ученик 5 Последствия радиационных излучений и ядерных взрывов

1)  ухудшение медико-демографической ситуации;                                                    

2)значительный рост онкопатологий;

3) негативные тенденции в здоровье детского населения;.

4) снижение иммунитета у детей, проживающих в зоне влияния ядерного взрыва.

5)злокачественные новообразования;

6)сокращение средней продолжительности жизни;

7)генетические последствия;

Отвлекитесь от того, что вы услышали и увидели

Посмотрим, какую пользу приносит атомная энергия.

Методы  и  средства  защиты  от  ионизирующих излучений

1)увеличение  расстояния  между  оператором  и  источником;

2) сокращение  продолжительности  работы  в  поле  излучения;

3) экранирование источника  излучения;

4) дистанционное  управление;

5) использование  манипуляторов  и  роботов;

6) полная  автоматизация  технологического  процесса;

7) постоянный  контроль  за  уровнем  излучения  и  за   дозами   облучения персонала.

6. Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

  Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

  Теперь в океане дельфином плывете,

  Теперь в саду яблоки спелые рвете. 

  Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

7.       Посмотрим какую пользу приносит атомная энергия.

 

Применение ядерной энергии

n  Слайд № 19 6 ученик   В гидрологии ядерные методы играют в настоящее время ключевую роль, особенно важны они для поиска источников грунтовых вод, которые в странах с засушливым климатом служат иногда единственным источником питьевой воды. Различие в содержании изотопов в пробах воды могут свидетельствовать о происхождении этой воды и с учетом ландшафта района исследовательских работ сигнализировать о способах существования водоносного слоя (последнее определяет и возможность или запрет вырубки леса).

n  Слайд № 20 7 ученик В медицинской промышленности такие изделия, как хирургические перчатки, шприцы и многие другие стерилизуются с помощью радиации. Использование облученных стерильных изделий снизило опасность передачи инфекции в больницах и клиниках.

n  С помощью определенных доз радиации проводится диагностика заболеваний или лечение пациентов. Одно из наиболее важных новых результатов ядерной медицины в диагностике – получение функциональных карт различных органов, несущих большую информацию, чем рентгеновские снимки.

n  Облучение радиацией высокого уровня при раковых заболеваниях дает великолепные результаты и, безусловно, является одним из важнейших методов лечения этого недуга. Таким образом, облучение представляется как источником раковых заболеваний, так и способом их лечения.

n  Слайд № 21 8 ученик В сельском хозяйстве ядерные методы применяются уже давно. Например, гамма или нейтронное излучение используется для индуцирования мутаций в семенах и получения новых сортов с целью повышения урожайности или устойчивости к болезням сельскохозяйственных культур. Если таким методом было выведено 15 сортов, то сейчас около 2000. Например, 60 % твердой пшеницы, выращиваемой в Италии для выпуска макаронных изделий, приходится на долю сорта, выведенного методом гамма – индуцированных мутаций.

n  Не менее важно применение в сельском хозяйстве радиоизотопов для определения наилучшего способа внесения удобрений. Так, с помощью изотопа азота выяснилось, что при возделывании риса возможно уменьшение нормы внесения азотных удобрений (до 50 % от принятых ранее). Это не только экономит средства, но и сохраняет окружающую среду, поскольку избытки азотных удобрений попадают в грунтовые воды, реки и озера, порождая экологические проблемы.

n  Несколько экзотическое использование ядерной энергии – облучение куколок некоторых насекомых (например, мясной мухи, плодовой мухи и др.) с целью безвредного для природы их уничтожения. В этом случае из куколок выводятся стерильные, но нормальные в других отношениях насекомые.

n  Слайд № 22 9 ученик Важное для решения продовольственных проблем  применение ядерной энергии – облучение пищевых продуктов. Оно распространено во многих странах. Это наиболее изученный и проверенный в лабораторных условиях метод сохранения продуктов питания из тех, которыми мы располагаем. Иногда он является единственно приемлемым и не может быть заменен никаким иным (например, в случае дезинфекции специй:  раньше она осуществлялась путем фумигации – обработки паром, аэрозолями дибромэтана, но  он оказался канцерогенным веществом, а при употреблении необработанного перца происходит заражение сальмонеллой).

n  Вполне обычными стали  ядерные методы контроля в промышленности: радиационные индикаторы толщины, плотности, влажности и других параметров используются в настоящее время для контроля многих технологических процессов. Регулирование с помощью СЯФК (системы ядерно-физического контроля), например, толщины и влажности бумаги позволяет без ущерба для качества уменьшить ее среднюю толщину и увеличить среднее содержание влаги в ней. Первое ведет к экономии материала, а второе – к экономии энергии, расходуемой на сушку бумаги, т.е. снижается воздействие производства на окружающую среду, что уже само по себе является неплохим результатом ядерной технологии.

 

8.       Вопросы на закрепление:

1)      В чём причина негативного воздействия радиации на живые существа?

2)      Что называется поглощённой дозой излучения?

3)      Расскажите о способах защиты от воздействия радиоактивных частиц и излучения?

4)      Что используют от защиты от нейтронов?

5)      С помощью какого прибора можно зарегистрировать величину радиоактивного излучения?

6)      Как зависит интенсивность радиации от расстояния до радиоактивного излучения?

img06

8. Рефлексия

Заполнение концептуальной таблицы

Фамилия, имя

 

Что знал?

 

Что узнал?

 

С чем не согласен?

 

Что непонятно?

 

 

 

 

 

 

 

Обмен мнениями, цитаты из таблиц с рефлексией. Подведение итогов урока.

9. домашнее задание заранее на доске § 78.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока с презентацией по физике на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по данной теме "Биологическое действие радиации" можно провести как в 9, так и в 11 классе. Этот урок я провожу совместно с учащимися. Прендлагаю им подготовить материал о применении радиации в наше время, о Балаковской атомной станции, которая граничит с нашим районом,  минусы атомных станций.

С помощью дозимитра измеряем радиационный фон  в кабинете около компьютера, рядом с сотовым телефоном, на улице и сравниваем полученные результаты с допустимыми дозами радиации.

Рассматриваем вопрос  внутреннего облучения, методы и средства защиты от радиации.

А самое главное заканчиваем урок на применении радиации в мирных целях в различных областях.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 647 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 371
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ларюшина Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ларюшина Елена Александровна
    Ларюшина Елена Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5543
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 541 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 132 человека

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек