Урок русской
грамоты
(в ходе
предметно-методической недели)
Тема: « Повторение слов,
близких по значению и слов, противоположных по значению»
учитель Клейменова Н. М.
Апрель 2006 г.
Урок русской
грамоты
(урок-наблюдение)
Тема. «Повторение слов
близких по значению и слов противоположных по значению».
Цель.- Обогащение
словаря уч-ся синонимами и антонимами.
-Наблюдение над ролью
синонимов и антонимов в предложении, в тексте, в речи.
-Развитие
познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.
-Развитие
орфографической грамотности учащихся.
-Воспитание культуры
общения.
Оборудование.-
карточки-задания для команд
-листы наблюдений для учащихся.
-куклы-пальчики - Еж, Ежиха, Заяц.
-телевизор, видеомагнитофон.
-видеозапись мультфильма «Смешарики»,
ОРЗ.
-на доске: отслеживание результатов
работы команд.
На доске.
20 апреля
комар н
класс
ш
медведь
з
солдат
?
ворона
п
|
Команда дружбой
сильна
I
II
III
IV
V
|
Вступительное
слово.
Интересные
слова есть в русском языке! Есть слова, которые одинаково звучат и пишутся, но
имеют разное значение.
-Как
называются такие слова?
-Омонимы.
Есть
слова, которые об одном и том же говорят по-разному.
-Что
это за слова?
-Синонимы.
-А
есть слова с противоположным значением. И называются они…
-Антонимы.
-А
зачем они нам?
Может
и без них можно обойтись?
-
Сегодня
на уроке мы постараемся показать, что эти слова нужны людям для общения.
С
ними наша речь становится понятнее, красивее.
Работаем
мы в командах (5 команд). Помогаем друг другу найти правильный ответ.
Девиз.- Команда
дружбой сильна.
Выбор
лидера.
Каждая
команда за правильный ответ получает очко-красную фишку.
В
конце урока мы подведем итог.
А
работать будем в листах наблюдений.
-
Записываем дату: 20 апреля.
I -Разминка-
развивающий канон.
Работа
со словарными словами.
Каждая
команда (1 представитель) разбирает по одному слову у доски:
КОМАР Н
КЛАСС Ш
МЕДВЕДЬ З Какое слово
спряталось под ? ?
СОЛДАТ ?
ВОРОНА П
|
-разделить
слово на слоги
-поставить
ударение
-определить
слабую позицию
(дети
записывают эти пять слов в лист наблюдений).
-
Попробуйте подобрать синонимы к этим словам
-
Попробуйте подобрать омонимы к этим словам
-КРОВОПИЙЦА,
КОМНАТА ИЛИ ОДНОКЛАССНИКИ, КОСОЛАПЫЙ, ВОИН, КАРКУША.
II - А теперь
понаблюдаем, так ли важно знать синонимы.
Задания
командам (на карточках)
-Прочитайте.
Как
звучит? Не хотите ли что-то изменить?
-Да,
надо заменить слово пугливые.
Самыми
пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
(показ картинки с изображением серны)
Дети
заменяют слово пугливые словами робкие, трусливые.
-Прочитайте,
что получилось?
-Запишите
предложение в лист наблюдений с красной строки.
Шепотом
комментирует капитан команды.
Вывод: Чтобы не
повторять на письме и в речи одно и тоже слово мы заменяем его синонимами.
III – А какую роль
играют в нашей речи антонимы?
-
Послушайте стихотворение об одной девочке.
Сценка
по стихотворению В. Орлова «Спор».
-Почему
так?
Вывод: игра «Доскажи
словечко».
Даже
один и тот же человек в разное время может оказаться то плохим, то
хорошим, то аккуратным, то небрежным, то веселым, то
грустным, то ….
IV - Пауза для
отдыха.
Просмотр
видеозаписи отрывка из мультфильма «ОРЗ» -Смешарики.
-Отдыхаем
и запоминаем:
Найдите
синонимы и антонимы
Запись
в лист наблюдений с комментированием (комментирует капитан команды шепотом
своей команде)
хороший-плохой
Помогите,
спасите глупый-умный
здоровый-больной
болеть-выздороветь
-Каким
оказался Бараш?
V -В этой сказке
Ежик и Заяц друзья.
А
мы сегодня познакомимся со сказкой Ш. Перро «Заяц и Еж», где Заяц и Еж совсем
не друзья.
Читает
учитель.
Задание
командам:
-Найдите
в тексте слова-синонимы и антонимы.
-Запишите
в лист наблюдений.
Команды
отчитываются
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
Ясный,
солнечный правда-выдумка
Посмотреть,
поглядеть грубо-вежливо
насмешливо-приветливо
короткие-длинные
кривые-прямые
хуже-лучше
умен-глуп
вежливо-грубо
А
теперь попробуйте при помощи этих слов составить характеристику героев. (у
детей карточки)
Еж Заяц
вежливый грубый
приветливый насмешливый
уважительный важный
умный глупый
победил проиграл
гордый
Вывод: В русском
языке много слов. И чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь.
VI –Хотите ли вы
узнать чем закончилась эта сказка?
-
сценка – пальчиковый театр.
Привел
Еж свою жену на поле, посадил ее в конец борозды и стал ждать Зайца. Пришел Заяц,
и началось соревнования. 1.2,3-побежали.
56
раз бегал Заяц туда – сюда. А потом упал на борозде.
Дети
- хором: «Так умный Еж победил глупого Зайца.
VII –Итог урока.
Подведение
результатов работы команд – подсчет очков, выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.