Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русского языка во 2-ом классе по теме "Разделительные ъ и ь знаки"

Конспект урока русского языка во 2-ом классе по теме "Разделительные ъ и ь знаки"

Скачать материал

Тема: “Разделительные ъ и ь знаки”

Урок русского языка во 2-м классе по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка".

Цели:

·         Решить орфографическую задачу: как выбрать из двух разделительных знаков нужный?

·         Развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

·         Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Оборудование:

·         слова на карточках: веселье, перья, подъезд, бьёт, воробьи, объяснить, елью, предъюбилейный;

·         схематическое изображение вывода; алгоритм на плакате;

·         индивидуальные карточки со словами: в?юга, в?ехал, до?ехал, с?узить, у?ехал;

·         плакат “ Умники и умницы”.

Ход урока

1. Организация класса.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

– Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.

2. Минутка чистописания.

– Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

тья     нье      лье     вьи      пью     съе      въе     дъе

Самооценка.

– Оцените свою работу. Если вы считаете, что все соединения выполнили правильно, то поставьте крестик на “линеечке” вверху. Если половина соединений сделана верно, то посередине. Если все неверно, то внизу.

3. Сообщение темы урока.

– Ребята, минутка чистописания связана с темой урока. Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на уроке?

– Верно. Тема урока: “Разделительные ъ и ь знаки”. Встречалась ли нам раньше эта тема? Как по-другому называют разделительные ъ и ь знаки? (Предупредительные.)

– О чем они нас предупреждают? (О звуке [й’] после согласного перед гласным.)

На доске появляется схема:

http://festival.1september.ru/articles/210144/img1.gif

4. Постановка учебной задачи. Рефлексия.

На доске:

[май’]

[й’эл’]

[друз’й’а]

[в’й’уга]

[в’й’эхал]

[с’эм’й’и]

– Прочитайте слова на доске. Какой звук собрал слова вместе? Одинаково ли его нужно обозначить?

– Обозначьте буквами. Запишите с “окошками”.

(По одному ученику выходят к доске, пишут, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек: +, – , ?. )

– Какие вы знаете 2 секрета, помогающие определить написание разделительного ь в некоторых словах? (Мы знаем, что разделительный ъ не “дружит” с буквой “и” и не может быть ближе к концу слова.)

Учащиеся закрывают часть “окошек” и на доске получается такая запись:

Май, ель, друзья, в.юга, в.ехал, семьи.

– Вы знаете, какую работу выполняют разделительные ъ и ь знаки. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Вы уже умеете в любых словах определять, где пишется разделительный ь, а где – ъ?

Вывод:

– Мы знаем, что если после согласного звука перед гласным слышим звук [й’], то надо писать один из разделительных знаков. Мы знаем также, что ближе к концу слова и перед гласным звуком [и] можно смело писать разделительный ь. В остальных случаях мы не умеем выбирать, какой из двух знаков надо писать.

Оба знака хороши,
Достойны оба чести,
Когда стоят они в нужном месте.

Так давайте разберемся в каком месте какой знак должен стоять. Теперь ваших знаний хватит, чтобы разгадать тайну выбора ь или ъ знаков в любых словах. К концу урока вы научитесь сами объяснять, почему в одних случаях пишется ь, а в других – ъ.

5. Решение учебной задачи.

1 .На доске слова на карточках и каждая группа учащихся получает слова на карточках:

Веселье, перья, подъезд, бьет, воробьи, объяснит, елью, предъюбилейный.

– Прочитайте слова. Значение каких слов вам непонятно?

(Юбилей – годовщина чьей-нибудь жизни или существования кого-нибудь или чего-нибудь. Например, двадцатилетие школы.)

– По какому признаку эти слова можно разбить на 2 группы? Запишите в 2 столбика.

– Есть у кого-нибудь какие-нибудь предположения, почему в одних словах пишется ь, а в других ъ?

– Что мы делаем в первую очередь, когда решаем какую-нибудь орфографическую задачу?

(Находим в какой она части слова.)

– Давайте попробуем разобрать по составу эти слова. Может нам это поможет выяснить закономерность, по которой в одних словах пишется разделительный ь, а в других – разделительный ъ?

(Работают в группах.)

– Кто заметил что-нибудь интересное?

(Имя ученика, высказавшего первым правильную догадку, помещаем на доску в “Умники и умницы”.)

2.Чтение вывода по учебнику с. 184 упр. 564.

– Давайте посмотрим, правильный ли мы сделали вывод? (Читают.)

3. – Чтобы лучше запомнить этот вывод, давайте его изобразим схематически.

Попробуйте в группах изобразить схематически, когда в словах пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь.

(Представители от каждой группы выходят к доске и защищают свои схемы.)

4. Как вы будете пользоваться этим правилом? Расскажите по алгоритму.

(На доску прикрепить плакат с алгоритмом.)

1. Послушать: http://festival.1september.ru/articles/210144/img1.gif

2. Определить:

Если после приставки, то пиши ъ.

Если нет приставки, то пиши ь.

5. Вывод

– Какую тайну русского языка мы разгадали сегодня на уроке?

– Почему раньше во 2-м классе мы не могли этого сделать?

6. Первичное закрепление.

– Попробуйте проверить себя – сможете ли вы решать орфографическую задачу: какой знак надо писать ъ или ь. Не попадитесь в “ловушку”.

На доске и у каждого индивидуально:

В?юга

В?ехал

До?ехал

С?узить

У?ехал

(Выполняют самостоятельно, обсуждают в группах, а потом проверяем, используя сигнальные карточки +, -, ?.)

7. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

– Что новое вы сегодня узнали на уроке?

Подумайте над такими вопросами:

·         Все ли было понятно на уроке?

·         Усвоил ли каждый из вас тему? Может быть кто-то испытывал трудности?

·         – Если вы считаете, что сможете в любых словах самостоятельно решить орфографическую задачу: какой из двух знаков -ъ или ь – надо писать, то поднимите карточку со знаком +.

·         – Если вы считаете, что вы не совсем уверенны и надо еще потренироваться, то покажите карточку ?.

– Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

Сегодня на уроке хорошо работали.

Спасибо. Урок закончен.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка во 2-ом классе по теме "Разделительные ъ и ь знаки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Свои уроки в начальных классах стараюсь организовывать на основе конкретного ученического коллектива, изучаемой проблемы, уровня субъектного опыта детей по ней. На уроке каждый ученик видит для себя проблему, оценивает её и находит оптимальные средства решения, аргументирует свой выбор, отслеживает результаты, оценивает свой труд, рефлексивно определяет уровень выполнения поставленной на уроке задачи. На каждом уроке серьезное внимание уделяю формированию общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности: видеть границу между известным и неизвестным, соотносить результат своей деятельности с образцом, находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их, организовывать свою работу в малых группах, оценивать свои и чужие действия по заданным критериям и др. Предлагаю конспект урока русского языка во 2-м классе, на котором происходит "открытие" детьми нового знания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 773
    • DOCX 22.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сороковикова Виктория Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12568
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе