1
Тема урока: Типы СПП.
Цели урока: Сформировать понятия о
типах СПП, развивать умение определять тип СПП путем
постановки вопроса, закрепить навык расстановки знаков
препинания в СПП, воспитывать у
учащихся интерес к русскому языку, способствовать развитию коммуникативных
навыков
Тип урока: изучение новой темы
Ход урока
І. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
ІІ.Проверка домашнего задания- упр.77 стр.67-выписать СПП, составить схемы
ІІІ.
Актуализация опорных знаний
-
расскажите о сложных предложениях;
-
основные виды сложных предложений;
-
знаки препинания в сложных предложений;
-назовите
признаки ССП;
-
структура СПП;
-
где может находиться придаточная часть.
ІҮ. Новая
тема – Типы СПП
1.
Работа со схемами предложений из д/з
Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен.
Когда понадобилось провести в заповедник электричество, провода решили
вести под землей.
В погосте стояла ветхая церковь, которую все звали Церквушкой.
2.-На какие вопросы отвечают придаточные?
- С вопросами каких второстепенных членов схожи вопросы придаточных?
Вывод: СПП имеет 3 группы придаточных предложений: определительные, обстоятельственные,
дополнительные( изъяснительные)
Словарная работа: изъяснить- объяснить, изложить,
высказать. Изъяснить суть дела.( Толковый словарь
Ожегова )
3.Составление таблицы
Вид
придаточного
|
вопросы
|
К чему относится
|
союзы
|
Место
придаточного
|
определительные
|
Какой?
|
К
существительному, местоимению
|
Который, где, что
|
|
изъяснительные
|
Кого,чего, кому,
чему, кого,что,кем,чем, о ком , о чем?
|
К глаголу
|
Что, как, чтобы, будто,где
|
|
обстоятельственные
|
Условие- при как.усл
Цели- зачем
Причины- почему
Время- когда
Место- где
Обр.дейст.- как
|
Ко всему главному
предложению
|
Как, что, чтобы,
как будто, словно
|
|
4.Работа с электронным учебником 9 класс
1. Страноведение- грамматика
объяснение 1- СПП, главная и придаточная часть,
подчинительные союзы и союзные слова.
2.Искусство- грамматика
Объяснение 1- СПП с придаточными определительными- запись в таблицу
Задание 2- вставить союзное слово который
Появилась туча, которая скоро разразилась дождем.
Взошла луна, которая осветила верхушки деревьев.
Прошел дождь, который освежил все вокруг.- запись, схема
Вывод: СПП с придаточными определительными?
3.Обычаи-грамматика
Объяснение 1- СПП с придаточными изъяснительными –запись в таблицу
Задание 1 – вставить в СПП нужные союзы что, как, задать вопросы
Пришвин говорил, ...
выбрал себе в спутники 10 умных книг.
Петрарка писал,... книги его друзья.
Из книг вы узнаете,... живут народы разных стран.
Задание 2 –составить СПП с придаточными изъяснительными, используя союзы
Что дает
людям искусство - запись, схема
Мы
часто говорим о том, как найти свое призвание
Где интереснее
работать
Как лучше
пойти после школы
Куда выбрать специальность
Вывод: СПП с
придаточными изъяснительными?
4.Страноведение - грамматика
Объяснение 2 –СПП с придаточными обстоятельственными
–запись в таблицу
Задание 1- вставить в СПП союзы и определить вид
придаточного.
Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. – запись, схема
Вывод: СПП имеют 3 типа придаточных: определительные, изъяснительные,
обстоятельственные. Чтобы определить тип придаточного, нужно от главного
предложения задать вопрос к придаточному.
Ү.Закрепление
Игра « Кто быстрее?»- собрать части рассыпанного СПП, расставить
запятые, составить схему, определить тип придаточного.
ҮІ. Выводы урока.Рефлексия.
-
Что нового узнали на
уроке?
-
Какие виды работ
показались интересными?
-
Кто доволен работой?
Назвать тех, кто хорошо поработал на уроке.
Выставление оценок.
ҮІІ. Дом. задание – упр.79 стр.69 пис.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.