Урок русского языка в 8 классе
учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 47 г. Владимира
Соповой Галины Васильевны
на тему:
« Односоставные предложения.
Определенно-личные предложения»
Цели:
1.
Введение
понятия об однородных членах предложениях.
2.
Формирование
умения различать односоставные и двусоставные предложения.
3.
Формирование
умения находить, характеризовать, правильно употреблять в речи
определенно-личные предложения.
4.
Привитие
интереса к родному языку.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Синтаксическая разминка.
-Выделите основу предложений:
1. Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. (А.И.Бунин)
2. Весна. Готовимся к сельским работам. (Б. Пастернак)
3. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
(М.Ю.Лермонтов)
- На какие группы делятся предложения?
- Определите тему урока. Запишите в тетрадях число, тему
урока.
3. Новый материал.
1) Работа с таблицей.
- Рассмотрим таблицу «Виды односоставных предложений».
- На какие две группы делятся односоставные предложения?
( глагольные и именные)
-Что обозначают личики в таблице, характеризующие глагольные
предложения?
-Какую информацию можно получить из термина
«определенно-личные предложения»? ( в определенно-личных предложениях
совершает действие определенное лицо)
-Поскольку в таких предложениях нет подлежащего, как же можно
определить это лицо? (по сказуемому, точнее по окончанию глагола)
- Окончания каких глаголов указывают на определенное лицо?
(окончания 1 или 2 лица)
- Почему формы 3 лица глагола и глаголов единственного числа
прошедшего времени не могут быть сказуемыми определенно-личных предложений?(глаголы
3 лица можно отнести к разным лицам, при них возможны разные действующие лица и
предметы)
2) Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 75, прочитайте, чем может
быть выражено сказуемое в определенно-личных предложениях? Как их можно
превратить в двусоставные?
- Где могут употребляться данные предложения? В чем
особенность употребления этих предложений? (Они дают возможность избежать
повторения личных местоимений, делают повествование динамичным, живым,
непринужденным, т.к. все внимание сосредотачивается на действии, самом важном
для автора.)
- М.В.Ломоносов говорил об определенно-личных предложениях,
что «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глагола к
«украшению и важности служит».
4. Закрепление.
1) Выполнение упражнения 116(учащиеся 1 варианта выписывают
выделенные глаголы с зависимыми словами, определяя форму глагола из предложений
с нечетной нумерацией, а учащиеся 2 варианта выписывают глаголы из предложений
с четной нумерацией)
Проверка.
- Какие формы глаголов употребляются в определенно-личных
предложениях?
2) «Восстанови строчку»:
·
Люблю
тебя, (Петра творенья!)
·
Во
глубине сибирских руд (храните гордое молчанье.)
·
Люблю я
пышное (природы увяданья.)
·
Хожу на
охоту, пишу (свои вирши.)
·
Ах,
лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.)
- Кто автор этих строк?
3) Самостоятельная работа.
Упражнение 117 (каждый ряд выполняет по 1 предложению
синтаксический разбор.)
Проверка.
4) Работа по развитию речи.
- Ребята, вы уже заметили, что определенно-личные предложения
употребляются как в художественной речи, так и в разговорной в диалоге.
Попробуйте составить свой диалог (6-8 предложений) на выбранную вами тему из
упражнения 118, используя в своей речи определенно-личные предложения.
5. Рефлексия.
- На какие группы делятся предложения в зависимости от строения
грамматической основы?
- Как называются предложения с главным членом сказуемым?
- Что вы узнали об определенно-личных предложениях?
- Где часто встречаются такие предложения?
- Почему в заданиях учебников уместны такие предложения? (Они
побудительные, а значит, побуждают к действию.)
6. Домашнее задание.
- Часто в письмах и поздравлениях используются
определенно-личные предложения. Вспомним письмо Гринева сыну из произведения
«Капитанская дочка».
- Жанр, имеющий форму письма, называется эпистолярным
жанром.
Послушайте письмо Н.Островского.
Милая мама!
Все твои
письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я прошу
тебя, моя родная, очень прошу, чтобы ты несла никакой тяжелой работы. Выполни
мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.
Милая
мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же
напиши. Все будет сделано так, как скажешь ты. Крепко обнимая тебя, моя славная
труженица.
Любящий тебя сын.
Домашнее задание:
·
Написать
сочинение-миниатюру в форме письма любому адресату.
·
Выписать
из стихотворений А.С.Пушкина 6 односоставных предложений.
Приложения:
·
Учебник русского
языка 8 класса под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой
·
таблица «Виды
односоставных предложений
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.