Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 6 классе"Употребление имен прилагательных"

Конспект урока русского языка в 6 классе"Употребление имен прилагательных"

Скачать материал

Конспект урока русского языка в 6 классе «Правильное употребление  имен прилагательных»

 

Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в тексте;

2) формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;  обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы;
               3) способствовать развитию орфографической зоркости;

  4) расширять знания об окружающей действительности, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:  видеопроектор, экран, компьютеры,карточки для индивидуальной работы, карточки со словами, толковый словарь Ожегова, учебник русского языка для 6 класса под редакцией Львовой.

 

Тип  урока: комбинированный

СЛАЙД № 1.  Русский язык.

 

Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах,

прекрасен язык русского народа.

                                                                                                         Н.Г.Чернышевский                                

                                                                   

                                                        ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Приветствие.


Здравствуй, небо голубое
.

Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.


- С каким настроением вы пришли в школу?
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

 
II. Проверка домашнего задания. Тема, цель урока.

       1. Фронтальный опрос.

2 руппа указать способ образования.

январский, паровозный, заботливый,хлебобулочные,стеклянный,некрасивая.

 

Упр.323( предложение 8,9 предложение в исправленном виде)

 - Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка и понаблюдаем, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.

- Но прежде, чем приступим к работе, давайте выясним, что означают слова «исследовать», «исследование» и кого мы называем  «исследователями».

1. Исследовать – осмотреть для выяснения, изучения чего-либо.

2. Исследование – научный труд.

3. Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями./


- Кто сегодня на уроке хочет стать исследователем?


- Итак, ребята, чтобы стать исследователями, будем сегодня
работать индивидуально, по рядам, по вариантам и выполнять различные виды работ:  устные и письменные, творческие, по карточкам.

 

III. Проверка знаний по ранее изученным темам. (Повторение.)

- Проверим знания по ранее изученным темам.

- Когда пишется в именах прилагательных одна -Н- и две буквы -НН?

- В каких случаях сложные слова пишутся слитно, а в каких – через дефис?

·        Дифференцированные задания. Работа по карточкам (8 учащихся);
- Работу по карточкам разного уровня сложности выполняют 8уч-ся.

·        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

         1группа     1)Тестовый контроль. Тема «Правописание Н – НН в прилагательных».

 

·        ПРИЛОЖЕНИЕ 2


2группа 2
) Дифференцированные задания. Темы  «Правописание Н – НН в прилагательных», «Сложные слова».

- Остальные запишите число, классная работа.

·        Объяснительный диктант. Повторение орфографии.  1 ученик работает у доски.

                                                ( ин,ан,ян) ( Енн- онн)

         Задание.  Объясните написание Н и НН в именах прилагательных.Составить 2 предложения.

 

Руч…ой, стекля..ый, бето…ый, кожа…ый, лебеди..ый, ваго…ый, со…ый, тума…ый,кури...ый, лу…ый, безветре..ый, стари…ый, телефо…ый, оловя…ый,  клюкве…ый,ветре..ый.

 

/Ручной, стеклянный, бетонный, кожаный искусственный, лебединый, искусный, вагонный, сонный, туманный, серебряный, куриный, лунный, безветренный, старинный, опасный,   ураганный, телефонный, оловянный, торфяной, клюквенный /.



СЛАЙД № 2.

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
                      О.Головко

-  Догадались ли вы, о чем рассказал поэт?

/Поэт рассказал об имени прилагательном и о его роли в речи/

- Конечно, речь в стихотворении идёт о роли имени прилагательного в речи.

         IVСообщение нового материала.

СЛАЙД № 3. Употребление имён прилагательных в речи.

1. Беседа.

- Итак, запишите тему урока: «Употребление имен прилагательных в речи».

- Ребята, что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? -ая? -ое? -ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/

- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык?

- попробуем предположить, что произойдет?

/Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой/

- Я думаю, что текст, написанный на экране, поможет в этом убедиться.

 

2.  Творческая работа по тексту И. Соколова-Микитова «Русский лес».

СЛАЙД № 4. Отрывок из произведения И. Соколова -Микитова.

Задание. 1. Прочитаем текст вслух.

                2. Перепишите текст и вставьте вместо многоточий имена прилагательные.

                                                    Русский лес
            Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах.  Лежат под деревьями … и … сугробы. Над  …тропинками    согнулись под тяжестью инея стволы  … деревьев. Сорвется такая  … шапка с вершины  … ели, рассыплется  … пылью…

            Спят …  сосны.  … тени их  … стволов лежат на  … сугробах. 

 

                 3. Прочитайте один вариант текста.

                 4. Сравним ваши тексты с авторским.

                 5. Прочтем авторский вариант.

                 6. Проверьте свою орфографическую грамотность по слайду, ошибки исправьте карандашом.

- Обратите внимание на написание некоторых видов орфограмм.

/Написание окончаний глаголов «выйдешь», «рассыплется»/

 

СЛАЙД № 5.  Сравнение двух текстов.

 

                                                   Русский лес
          Хорош русский лес зимою. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат по деревьями глубокие и чистые  сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью  инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью…

Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.  

 

  - Не правда ли, красивая картина представилась нам?

СЛАЙД № 6. Фотографии зимнего леса.

 

 

- Исследователи, что изменилось в описании картины зимнего леса? Сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

/Имена прилагательные придают описанию зимнего леса не только точность и меткость, но образность, яркость, выразительность, передают настроение писателя./

 

СЛАЙД № 7. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад».  

3. Закрепление. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

Устная работа.

- Употребления имен  прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое четвёртое  слово - это прилагательное.

- Послушаем стихотворение И.Бунина «Листопад» и понаблюдаем за ролью прилагательных в этом стихотворении.

/Чтение стихотворения учеником

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

 

 

- Найдите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются?

/ Лиловый, золотой, багряный, пестрою, светлою, желтою, пестрый;

 глаголы - темнеют, синеют/


- Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?

/Красочно нарисовать картину осени/. Слайд №8 «Осень золотая»

                                                              

4 Работа со словарём.

- Определите лексическое значение слова пестрый. Подберите синоним. Поработаем со словарем.

/Один ученик работает со словарем С. И. Ожегова

/Пёстрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный/

                                                                 Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

 

Работа у доски.

- Выпишите  три любых словосочетания “прил.+ сущ.,просклонять их.” 3ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

/Например, 1вар.терем расписной; 2вар.лес золотой; светлою поляной/

 

4Тренировочная работа.

1) - В художественных текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антонимы?

/Антонимы - противоположные по смыслу слова/

- А теперь немного поиграем. Разделимся на три команды по рядам: 1-ый ряд – первая команда, за ним – вторая и третья. - Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним к немуподнимаете руку, произносите и записываете его.  Какая команда окажется проворнее?

  • Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный, хмурый, …)
  • Богатый (бедный, нищий, …)
  • Новый (старый, древний, старинный, …)
  • Горячий (ледяной, холодный, …)
  • Близкий (далекий, дальний, …)
  • Безобразный (красивый, прекрасный, …)
  • Высокий (маленький, низенький, низкорослый, …)
  • Грубый (вежливый, деликатный, нежный, ласковый, …)
  • Красивый (безобразный, уродливый, …)
  • Молодой (старый, древний, …)
  • Мягкий (твердый, жесткий, …)
  • Нежный (грубый, …)

- Какой вывод сделает внимательный исследователь о роли антонимов-прилагательных в речи?

/Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной/

Резервное задание-  Запишите слова -прекрасный, маленький,  низкорослый ,   укажите способ образования данных слов.

/Работа ученика у доски  /прекрасный – приставочный, маленький – суффиксальный, низкорослый –  сложение/

VIII. Итог урока.

 - Что мы узнали о прилагательных? 

/Мы сегодня   наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу о том, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным/.

Давайте вернемся к эпиграфу ....(чтение слайд №1)

Вы согласны с  Николаем Гавриловичем Чернышевским?

     Оценивание работы учащихся на уроке.

- Вы, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.

За работу на уроке получают оценки

- За работу по карточкам …

СЛАЙД № 9. Домашнее задание.

·        Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

1. Пар. 32,упражнение 324(447) 2группа.

2 Пар.  32,упражнение 325 (450) 1группа

   -Итак,закончить наш урок хочется словами стихотворения...

 СЛАЙД № 13. Стихотворение о важности имен прилагательных

Стихотворение о важности имен прилагательных.


Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 6 классе"Употребление имен прилагательных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах,

прекрасен язык русского народа.

                                                                                                         Н.Г.Чернышевский                                

 

                                                                   

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 054 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 593
    • DOCX 158.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маркелова Людмила Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 42508
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 457 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе