Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Скачать материал

Имена существительные собственные и нарицательные

Цель:

научить разграничивать существительные собственные и нарицательные, правильно писать их;

формировать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся, культуру устной и письменной речи;

воспитывать чувство коллективизма, патриотизма

1.Мобилизующий этап

 

(И, и)мя                                         (П,п)ушкин

(О, о)тчество                                 (А,а)лександр

(Ф,ф)амилия                                  (С,с)ергеевич

(С, с)обака                                     (М,м)ухтар

(Р,р)ека                                          (М,м)осква

(О,о)зеро                                       (В,в)олга

(Г,г)ород                                        (Б,б)айкал

 

Прочитайте вслух слова в левом и правом столбиках. Что общего в словах обоих столбиков?

Чем отличаются имена существительные левого и правого столбиков?

 

2. Формулирование темы и цели урока

Скажите, исходя из наших общих  рассуждений, о каких именах существительных мы будем говорить сегодня на уроке. Какова тема сегодняшнего урока?

 

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова.

 

Научиться разграничивать….

Учиться правильно …..

 

3. Актуализация знаний учащихся

Ещё раз прочитайте имена существительные собственные и нарицательные. Скажите, какое задание с ними можно выполнить. Выполните это задание.

Прочитайте написанные пары слов.

Скажите, с какими именами собственными вы сейчас работали и как они пишутся.

Найдите более общее понятие к названиям рек, озёр, городов, островов, океанов, морей. Что это такое? (географические названия) Ещё раз скажите, как пишутся известные вам имена собственные, используя только что озвученное понятие.

 

Сегодня мы познакомимся с новым лингвистическим термином топонимика (от греч. «место», «название») - раздел языкознания, в котором изучают географические названия

.

4. Изучение  нового материала

историческое событие

книга

басня

стихотворение

журнал

газета

картина

кинофильм

 

Справка: «Квартет», Бородинское сражение, «Два капитана», «Известия», «Юный натуралист», «Зимнее утро», «Наводнение», «Приключение Буратино»

 

Прочитайте слова и справку. Сформулируйте своё задание.

Давайте сделаем вывод по этому упражнению. Как пишутся названия исторических событий?

Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки?

Теперь давайте обобщим наши рассуждения по плану:

1.     Как пишутся имена собственные?

2.     Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки?

Учебный материал обобщается, читается по учебнику.

 

5. Закрепление изученного материала

Мы с вами знаем, что для человека много значит личное имя. Обратимся к истории имён. Знаете ли вы, как называется раздел языкознания, изучающий собственные имена?

Познакомимся с термином – ономастика (от греч. «имя»)учебное сообщение.

 

Упр. 212

Андрея Павловича, Ольги Никитичны, Тамары Ильиничны, Любови Дмитриевны, Ивана Кузьмича, Марии Яковлевны, Натальи Михайловны, Антона Степановича..

 

Упражнение 2

(К,к)вартира, (М,м)инск, (Л,л)ист, (Е,е)нисей, (Г,г)итара, (Б,б)инокль, (Ю,ю)Питер, (О,о)рёл, (К,к)осмонавт, (М,м)осквич, (Т,т)руд, (А,а)ртика.

Имена существительные

нарицательные

собственные

Собственные и нарицательные

здание

Саратов

Курган, курган

 

Прочитайте слова, рассмотрите таблицу. Сформулируйте своё задание.

Назовите собственное существительное, в котором все согласные мягкие и звуков больше, чем букв.(Енисей)

Назовите имя существительное, которое может быть собственным и нарицательным и в котором все согласные звонкие, непарные.(Орёл)

 

Упражнение 3

(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает значительную часть территории в двух частях света_ (Е,е)вропе и (А,а)зии.

(Р,р)оссия омывается водами трёх океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – Северо – Ледовитого, с востока – (Т,т)ихого.

Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ёрного моря, ледяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова  (К,к)амчатка – всё это (Р,р)оссия.

 

Прочитайте текст. Скажите, о чём он?

Какова основная мысль текста.

Раскрыть скобки и объяснить орфограммы.

 

6. Итог урока

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Как пишутся имена существительные собственные?

Задание на дом. Оценивание уч.-ся.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок  русского языка разработан  с использованием методики обучения средствами субъективизации.  Данная  методика создаёт условия для активной самостоятельной деятельности учащихся.

В соответствии с ней ученик становится не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Согласно предлагаемой методике учащимся передается часть функций учителя:

они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или большинства структурных этапов урока;

формулируют тему и цель всего урока;

-- определяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных его структурных этапах;

составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям;

принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, самостоятельно формулируют выводы, определения изучаемых языковых категорий, правила.

Итак, следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность,  осуществляемая с помощью специальных упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к учебному процессу в целом.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 581
    • DOCX 40 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Епанешникова Марина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Епанешникова Марина Ивановна
    Епанешникова Марина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25788
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе