Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 6 классе на тему "Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных"

Скачать материал

Жук С.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №41» г. Бийска

Технологическая карта урока

 

  1.  

Предмет

Русский язык

  1.  

Класс

6 «а»

  1.  

Базовый учебник

Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык»: 6 класс / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. – М.:Просвещение, 2010/

 

  1.  

Тема урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

  1.  

Тип урока

Комбинированный

  1.  

Цель урока

Формирование навыка правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных

 

  1.  

Задачи

Образовательные: познакомить с условиями выбора орфограммы в суффиксах существительных, формировать умение видеть орфограммы-гласные после шипящих, систематизировать знания по теме «Гласные О и Е после шипящих в корне слова, в суффиксах и окончаниях существительных»

Развивающие: развивать навык наблюдения,  умение делать обобщающие выводы,   пользоваться справочной литературой, умение организовывать совместную учебную деятельность со сверстниками, развивать творческое воображение учащихся

Воспитывающие: способствовать формированию интереса к изучению русского языка, содействовать дальнейшему формированию культуры умственного труда учащихся

 

  1.  

Компетенции

 Регулятивная, учебно-познавательная, коммуникативная, лингвистическая, самосовершенствования, информационная

  1.  

Технологии

Проблемного обучения, индивидуализации и дифференциации, встречных усилий, игровая, здоровьесберегающая

 

  1.  

Методы

Словесный, наглядный, репродуктивный, частично – поисковый, практический, метод познавательной новизны, контроля, самоконтроля

 

  1.  

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

  1.  

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует

  1.  

Виды деятельности учащихся

Находят орфограммы и объясняют правописание слов, исправляют орфографические ошибки, определяют условия выбора орфограммы, работают в группах, создают алгоритм, составляют предложения, создают схему, делают обобщающие выводы

  1.  

Материалы и оборудование

Компьютер, мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал, ассоциативный рисунок

  1.  

Подготовительный этап к уроку

До начала урока учащиеся распределены на  группы, ученица готовит сообщение о происхождении слова

 

 


 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции

1.

Организационный

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Регулятивная

 

2.

Проверка домашнего задания

 

Руководит учебной работой, контролирует, выставляет отметки.

Предлагает работу по карточкам 4 ученикам. Предлагает игру «Орфографическая дуэль».

Задание:

  Назвать слова (существительные с суффиксами – ек, -  ик: орешек, денечек, ключик…), записать в 2 столбика.

 

4 ученика выполняют разноуровневые задания.

2 ученика работают за закрытой доской, записывают слова, которые называет класс. Класс записывает слова в тетрадь, проверяет и оценивает работу на доске.

 

Лингвистическая, учебно-познавательная, самосовершенствования

 

3.

Целеполагание

Подводит учащихся к формулировке цели, задач урока.

Задает вопросы:

-Чему мы будем учиться сегодня?

 

Формулируют цель и задачи урока.

 

Регулятивная

 

4.

Восприятие и осмысление нового материала

Создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к формулировке гипотез.

Слайд 1.

 

Мыш…нок                        шепот

 - Как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать слова? Докажите свою точку зрения.

- А к какой части речи мы отнесем эти слова?

Предлагает проанализировать примеры, сформулировать правило.

Слайд 2.

Мышонок                             горошек

Дружок                                 овражек

Предлагает работу с учебником.

 

Формулируют гипотезы, сравнивают свои предположения с материалом учебника. Делают вывод:

структурный состав этих слов разный. В одном случае буква находится в корне, в другом – в суффиксе. Это и будет влиять на выбор написания.

 

 

Учебно-познавательная, лингвистическая, информационная

 

5.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку, демонстрируя учащимся двигательные упражнения.

Раз-два, стоит ракета.

Три-четыре, самолет.

А теперь на каждый счет:

Раз, два, три, четыре,

И на месте походили.

Встают из-за парт и выполняют двигательные упражнения под руководством учителя.

 

Личностного самосовершенствования

 

6.

Закрепление

Организует работу в группах, предлагает дифференцированные задания, консультирует, контролирует.

1. Задания для групп

1.Задание. Составьте алгоритм действий к орфограмме «Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных»

2 -3.Задание.  Составьте и запишите предложение со словами медвеж…нок, зайч…нок, бельч…нок, подобрав к существительным определения (прилагательные), которые описывают этих животных по характеру и по цвету шерстки.

            Обозначьте орфограмму.

 

       На картинках  изображены _________________     ____________________ медвеж..нок, _______________    ____________________  зайч..нок и _______________    __________________ бельч..нок.

       Эти зверьки живут в алтайских лесах.

4 -5. Задание. Какое слово лишнее в строке? Почему? Спишите, обозначьте орфограмму.

1) Круж…к, пятач…к, горош…к.

2) Собач…нка, грач…нок, свеч…чка.

3) Пауч…к, крюч…к, врач…м.

6. Задание. Образуйте от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.

Душа-

Белка-

Пирог-

Верблюд-

Ложка-

Шапка-

Червяк-

2. Работа с учебником. Упражнение 255. Чтение задания.

- Кто напомнит правило для окончаний существительных?

Запись предложений с комментированием.

  1. Куда пастушок, туда и посошок.
  2. Личиком бел, да душою черен.
  3. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок.

3.Предлагает обратить внимание на слово «порошок»,

Послушать сообщение ученицы. Запомнить трудные буквы с помощью ассоциативного рисунка.

 

Работают в группах, выполняют задания, представитель от группы сообщает классу результат работы, учащиеся находят ошибки, исправляют их.

Выполняют упражнение учебника. Слушают сообщение ученицы. Знакомятся с рисунком, находят трудные буквы.

 

Лингвистическая, коммуникативная, учебно-познавательная, регулятивные, самосовершенствования

 

7.

Обобщение и систематизация знаний

 

Предлагает систематизировать знания с помощью схемы, направляет, контролирует.

- Кто сможет дополнить схему?

- Что нужно учитывать при написании гласного после шипящих? (Часть речи, часть слова, ударение для суффикса и окончания).

 

Анализируют  схему, отвечают на вопросы учителя, один ученик дополняет схему.

 

Регулятивная, учебно-познавательная

 

8.

Рефлексия

Организует работу детей по самооценке их деятельности. Дает оценку знаниям учащихся.

 

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

 

Учебно-познавательная, самосовершенствования,

регулятивная,эмоционально-психологическая

 

9.

Домашнее задание

Предлагает задание на выбор, комментирует.

 

Фиксируют домашнее задание в дневниках.

 

Регулятивная, учебно-познавательная

 

                           

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Данный конспект урока будет интересен учителям, работающим в 6 классах по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

   Тема урока сложная: это самые ошибкоопасные суффиксы имен существительных.

   Тип урока: комбинированный. Технологии: проблемного обучения, индивидуализации и дифференциации, встречных усилий, игровая, здоровьесберегающая. Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично - поисковый, практический, познавательной новизны, контроля, самоконтроля.

   Многообразие заданий, смена видов деятельности способствуют повышению эффективности урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 392 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 476
    • DOCX 78 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жук Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жук Светлана Викторовна
    Жук Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 279451
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе