Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Технологии
|
Здоровьесбережение
|
1.
Организационный момент
|
Выдохните тревогу, печаль, плохие мысли. Вдохните
радость, уверенность в свои силы. У вас все получится!
Ребята! Готовы ль вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья,
Чтобы урок прошел не зря.
- Чтобы
урок получился интересным, познавательным, необходима и ваша помощь. Хочу
взять с собой думающих, активных учеников. Кто готов хорошенько потрудиться?
Я попрошу таких ребят садиться.
|
Выполняют дыхательную гимнастику
|
|
Эмоциональная разрядка, создание благоприятного психологического
настроя на урок
|
2.Самоопределение к
деятельности и фиксация затруднения
|
-Галя и
Серёжа готовились к международной олимпиаде «Русский медвежонок» и
встретились с таким заданием. Необходимо разделить слова на группы
одушевленных и неодушевленных предметов: стол, собака, улитка, дерево,
снеговик, слон, кукла, народ
- Как вы
это понимаете?
Попробуйте
это сделать и вы .Возьмите большую белую карточку № 1 и поработайте в
парах.
Фронтальная проверка.
У Гали
получилось так:
стол
собака
снеговик улитка
кукла
дерево
слон
народ
- У кого
получилось так же?
-Сережа
не согласился с Галей. Как вы думаете, почему?
-Какие
слова вызвали у вас затруднения?
Итак, у
нас появились разные мнения.
|
Ребята работают в парах, проводят классификацию существительных на
группы одушевленных и неодушевленных предметов.
Фронтальная проверка, коррекция, выявление разных точек зрения.
|
Проблемная
|
Задание, в котором учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, научиться
уважать мнения других людей, проблемная ситуация
|
3. Формулирование
темы урока, постановка цели.
|
- У нас возникла проблема.
-
Сформулируйте тему урока.
(Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые)
-Какова
будет цель урока?( научиться различать одушевленные и неодушевленные имена
сущ.)
-
Сегодня у нас урок - исследования.
- Как вы
думаете, что вы будете исследовать?
(
Существительные)
Нам предстоит провести исследование
одной темы с разных точек зрения. С одной стороны- рассмотреть лексическое
значение слова, с другой- понаблюдать за совпадением некоторых падежных форм.
Это и будут наши задачи.
|
Самостоятельно определяют тему и цель урока.
самостоятельно работают по повторению изученных словарных слов; взаимопроверка;
самооценка.
|
|
Усиливает внутреннюю мотивацию, комфортное состояние;
|
4.
Актуализация знаний.
|
Но чтобы мы смогли работать дальше, нам
надо вспомнить понятие лексического значения слова.
(предлагается прочитать в электронной
книге)
-Как изменяются существительные? ( по
числам и падежам)
-Сколько падежей в русском языке?
-Перечислите их с вопросами.
Девизом нашего урока будут слова
Аристотеля: «Познание начинается с удивления».
|
Двум учащимся предлагается индивидуальное задание: в электронной
книге в толковом словаре найти понятие лексического значения слова.
Учащиеся по цепочке вспоминают названия падежей с вопросами.
|
Технология успеха
Мотивация обучения
|
наличие внешней мотивации: похвала, поддержка
|
- Открытие нового знания ( построение проекта
выхода из ситуации затруднения).
|
А теперь приступим к исследованиям.
Исследование
1.
Найдите
на столах карточку желтого цвета и выполните задания.
(самостоятельно)
Прочитайте слова каждой группы и
назовите признак, который объединяет эти слова:
1 группа-продавец, лиса,
жаворонок, ребёнок, шмель, жираф.
2 группа-книга, роза, берёза,
иней, автобус, тюльпан, иней.
Напишите фразу-конструкцию:
одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос_____________ и
обозначают ____________, ____________, а неодушевленные отвечают на
вопрос____________ и обозначают __________________ предметы и
_______________.
Фронтальная
проверка.(
выходят к доске и заполняют таблицу на доске).
-Как вы думаете: почему растения
относятся к неодушевленным существительным?
Ответ следует искать в глубокой
древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает,
плавает, а растения стоят на месте, не передвигаясь. В это время не было
научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в русском
языке неодушевленным.
Оцените свои
достижения.
-
Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.
-
Проверим себя, прочитайте самостоятельно правило в учебнике, с.54.
Расскажите
правило другу. (работа в парах)
Поиграем
(ЦОР
теремок)
Я
показываю на предмет, если это неодушевленное существительное-1 хлопок, если
одушевленное-2 хлопка.
6.
Исследование 2.
Продолжим
наше исследование
Исследование 2.
. Наблюдение над грамматическим показателем- совпадением падежных форм.
- Теперь понаблюдаем, формы каких
падежей совпадают у одушевленных существительных, а какие- у неодушевленных.
Давайте поставим существительные собака и стол в форму множественного
числа в им., род., вин. пад.
Работа в парах
1- собака
2- стол
И.п. мн.ч.
|
Есть (кто?)
|
|
Р.п.мн.ч.
|
Нет (кого?)
|
|
В.п.мн.ч.
|
Вижу (кого?)
|
|
Вывод: у
одушевленных существительных совпадают формы
________
падежей множественного числа.
И.п. мн.ч.
|
Есть (что?)
|
|
Р.п.мн.ч.
|
Нет (чего?)
|
|
В.п.мн.ч.
|
Вижу (что?)
|
|
Вывод: у
неодушевленных существительных совпадают формы
________
падежей множественного числа.
После
обсуждения в группах выходят по 1 человеку от каждой команды и делают вывод:
Одуш.сущ.
Р.п.=В.п.
Неодуш.сущ.
И.п.=В.п.
(используется
моделирование)
-
Заполним нашу таблицу.
- Мы
получили ещё один признак, по которому можно определить одушевлённость/неодушевлённость
имён существительных.
-
Сформулируйте правило, как по грамматическому признаку определить
одушевлённость/неодушевлённость имён существительных.
-
Оцените свою работу в парах.
|
|
|
Стимуляция внутренней мотивации: интерес к изучаемому материалу
Благотворное влияние игры на здоровье
Повышение познавательной активности младших школьников
Усиливает внутреннюю мотивацию, комфортное состояние
Отслеживание уровня понимания учебного материала
|
7.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Составьте
алгоритм применения этого правила.
1- задаем
вопрос,
2-
определяем
лексическое значение слова,
3-
проверяем,
какие падежные формы совпадают во множественном числе.
Проговариваем
хором алгоритм
(стоя,
поворачиваясь друг к другу)
|
|
|
Повышение познавательной активности младших школьников
Изменение положения тела, предупреждение утомляемости, создание
условий для комфортного психологического состояния
|
8. Физминутка
|
Если вам
встретятся одушевленные существительные-поднимаем руки вверх, если
неодушевленные-руки в сторону, если встретятся слова другой части
речи-присесть
|
Выполняют танцевальные движения под музыку.
|
Здоровьесберегающая
|
Предупреждение утомляемости; вовлечение в работу
опорно-двигательного аппарата.
|
9.
Проблемная ситуация со словом привидение, мертвец
(ЦОР
«Привидение»)
|
-Кто
согласен с мнением Васи?
-Кто
согласен со 2 мнением? С 3?
-Кто же
прав?
|
Отгадывают загадку
Предполагают способы написания, сравнивают с эталоном( работают с
орфографическим словарем)
|
Игровая
ИКТ
Проблемная
|
Благотворное влияние игры на здоровье
|
10.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
- Поработаем в группе по 4 человека. ( 6
групп) Возьмите конверты и проведите 3 исследование.
(работа
в группах)
(выходят
к доске 2 человека со словами привидение, мертвец)
-
Проверим.
Одуш.
Неодуш.
Привидение
мертвец
Улитка
дерево
Снеговик
народ
Кукла
Марс (планета)
Зевс
книга
Русалка
Матрёшка
Ферзь
Дамка
- А
теперь на основании нашего исследования распределите эти понятия на 2 группы
(на интерактивной доске)
-У кого
были предметы живой природы? (и т.д.), к доске выходят по1 представителю от
каждой команды и доказывают свою точку зрения.
Одуш.
Неодуш.
Предметы
живой природы Предметы неживой природы
Названия
богов названия растений
Названия
умерших людей названия планет по именам
богов
Мифические
существа совокупность людей
Фигуры
карточных и шахматных игр
Названия
игрушек, изображающих человека
- Какое
открытие вы сделали? Всегда ли
совпадает понятие об одушевленных предметах в реальной жизни и в языке?
Оцени
свою работу.
|
|
|
Доброжелательное отношение между учащимися, создание пространства
эффективного общения
Стимулирование внутренней мотивации: радость от открытия, интерес к
изучаемому материалу
|
11.
Физминутку
|
Проводит комплекс дыхательных упражнений под осетинскую музыку
|
Повторяют упражнения
|
Здоровьесберегающая
|
Формирование культуры правильного дыхания Наличие эмоциональных
разрядок
|
12..
Включение нового знания в систему знаний и повторение-
2.
|
Мы
провели очень важные исследования и можем немного отдохнуть.
(метод
«Карусель»)
1
группа - игра «Я утверждаю, что…»
2
группа- игра «Я утверждаю, что…»
3
группа-Измени одушевленные существительные на неодушевленные, изменив лишь 1
букву. Можно добавлять или убирать.
Оса-
Сын-
Коза-
Кот-
4
группа- Найди «Лишнее» слово.
Школьник,
директор, птица, доска.
Матрёшка,
растение, русалка, кукла.
5 группа-
-Определите
одушевлённость( неодушевлённость) выделенного существительного в первом и
втором предложениях.
Мышь
нашла кусочек сыра и решила его съесть.
Папа
купил мне компьютерную мышь.
Проверка(задание
3 и 4 группы) с выходом к доске и озвучивание во внешней речи.
|
Работают в парах; обыгрывают ситуации определения вежливых слов
|
Технология «ТРИЗ»
|
Возможность выражения своего видения жизни
|
3.
Подведение итога урока
|
-Вернемся
у заданию Гали и Сережи. Давайте теперь выполним его правильно. Возьмите
карточку № 1.
(1 человек на интерактивной доске)
-Вспомните
тему урока?
-Какова
была цель?
-Добились
ли мы поставленной цели?
- По
каким признакам вы можете определить одушевлённость/неодушевлённость имён
существительных?
( по
вопросу и по лексическому значению слова)
- Как
можно определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных?
|
Оценивают достижение целей урока
|
Технология рефлексивного обучения
|
Отслеживание уровня понимания учебного материала
|
4.
Рефлексия
|
Вспомните
девиз урока.
-Кому
слова Аристотеля были близки сегодня на уроке?
-
Оцените свою работу на уроке.Выберите одну из фраз и продолжите.
|
Определяют настроение
|
Технология успеха
|
Стимулирование внутренней мотивации: радость от активности
|
10
Домашнее задание.-
5.
|
Русский
язык очень интересный, и я вам предлагаю поделиться своими открытиями с
родителями и дома так же исследовать любые имена существительные.
|
|
|
Настрой на успех
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.