Конспект урока русского языка во 2 классе
по программе «Перспективная начальная школа».
Учитель: РУБЦОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
МОУ «КУРИЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Тема урока. Как делаются слова.
Что
такое суффикс.
Суффиксы
слов, называющих предметы.
Цели урока. -Дать первоначальное
представление об образовании слов с помощью
суффиксов
–ИК, -ОК, -ЁК.
-Формировать
общие учебные умения: работа с учебником, работа
со
словарем.
-Развивать
устную речь учащихся.
-Воспитывать
чувство прекрасного.
Оборудование. -Учебник по русскому
языку №3.
-Учебник
по русскому языку №2 (словари)..
-Тетрадь
на печатной основе для самостоятельных работ №2.
-Карточки
с названием темы урока.
-Загадки.
-Картинки
с изображением паука, жука.
-Портреты
Маши и Миши.
I.Организационный
момент.
1. Минута каллиграфии «ц*плёнок, ц*рк,
ножниц*, ц*ркуль»
-Что общего в данных словах?( орфограмма «Ы,-И
после Ц»; слова, обозначающие предметы) .Запишите правильно и красиво эти
слова.
- Что вы знаете о словах, обозначающих
предметы.
-Сегодня вы узнаете ещё новое о словах,
называющих предметы. Помогать нам будет Весёлый паровозик и наши друзья Маша и
Миша.
-
А начнем наш урок с загадок.
-Не
жужжу, когда сижу,
Не
жужжу, когда хожу.
Если
в воздухе кружусь,
Тут
уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
(Картики
жука, паука)
-Плетет
он сеть, а не гамак.
Хотя
он вовсе не рыбак.
И
ставит сети не в реке,
А
в уголке, на потолке. (Паук)
-К
каким группам относятся эти животные?
-Назовем
их ласково. Это новые слова? Они родственные? Докажите.
-Назовите
с помощью какой частички слов мы образовали новые родственные слова?
-
Так над чем мы сегодня будем работать?( Как образовываются ,делаются слова)
(На
вагончике появляется - ОК)
II.Определение
темы и целей урока.
-Тема
урока состоит из трех предложений (открывать карточки одну за другой).
(Дети
читают сначала про себя, потом хором вслух)
Суффиксы слов,
называющих предметы
|
III.Формирование
новых знаний и умений.
1.
Работа в тетрадях. Запись слов ПАУК-
ПАУЧОК(К/Ч), ЖУК-ЖУЧОК(К/Ч)
Фронтальная работа. Работа по плакатам.( Образовать новые слова с –ОК)
2.Работа с учебником.
№20
-Какой
словарь нам поможет изучить новую тему?
-Читаем,
где его нужно открыть?
-Читаем
слова на –ИК.
-Мы
должны разобраться, от каких слов образовалось каждое слово.
Чтение
и объяснение по «цепочке». (Лобик, зубик, кубик, клювик, садик, дождик,
гвоздик, годик, ежик, чижик, ножик, тазик, арбузик, столик, домик, гномик)
-Маша
и Миша просят показать письменно, как образовались слова на любых четырех
примерах по образцу в учебнике.
-Вы
заметили, что в словаре частичка –ИК выделена цветом?
-А
где она находится в слове: до или после корня?
-Как
изменилось значение слова ЁЖ, если к нему добавили частичку –ИК?
-В
русском языке говорят, что такая частичка придает словам
уменьшительно-ласкательный смысл.
Физкультминутка. Упражнения на осанку.
№21
-Найди
в Обратном словаре на –К слова с основой на –ЁК.
-Скажи,
от каких слов образовались все эти слова. Покажи письменно по образцу.
(уголек,
пенек, огонек, конек, окунек, зверек, якорек)
Взаимопроверка с консультантами.
-Слова
в парах родственные?
-
Выдели в каждой паре общую часть (корень).
-
Ты заметил, что в словаре частичка –ЁК выделена цветом?
-Где
находится эта частичка в слове?
-
Для чего она служит?
-
С ее помощью образуются другие слова?
Вывод.
-Не
можем ли сделать предположение о том, как делаются слова? (По 1-ой таблице
темы)
-Может
быть, кто-нибудь догадается, как называются эти частички?
Чтение
плаката Летучей Мыши.
-Выделите
суффиксы –ИК и –ЁК в ваших записях.
-Покажите
уровень ваших знаний о том, что такое суффикс. (По 2-ой таблице темы)
-Вернемся
к нашим друзьям на стр.22. Прочитайте пары слов. (Паук – паучок, жук – жучок). С
помощью каких суффиксов образовалось одно из этих слов?
-С
какими же суффиксами слов, называющих предметы мы сегодня встретились? (По 3-ей
таблице темы)
3.Работа в тетради на печатной основе.
стр.18
№23
-Вместо
слов в скобках впиши родственные слова с суффиксом –ОК-.
Баю-баюшки-баю.
Не ложися на краю-
Придет
серенький ___________ (волк),
Он
ухватит за _______________ (бок),
Он
ухватит за _______________ (бок),
И
потащит во _______________ (лес)
Под
ракитовый ______________ (куст).
Взаимопроверка с консультантами.
IV.
Домашнее задание.
-ВЫУЧИТЬ
такое суффикс по плакату Летучей Мыши.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.