Этапы урока
|
Ход урока
|
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
|
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности
|
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
|
Личностные:
положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
осознают познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции
|
II. Актуализация изученного с элементами проверки
домашнего задания.
|
1.
Приём «Верю - не верю» (учащиеся соглашаются /не соглашаются с
утверждениями, аргументируют свою точку зрения)
-Верите
ли вы, что фонетика- это раздел науки о языке, изучающий правила построения
словосочетаний и предложений?
-Словосочетание
состоит из подлежащего и сказуемого?
-
В предложении всегда есть грамматическая основа?
-
Это предложение? Ночь.
-
Главные члены предложения не являются словосочетанием?
-
Сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ является словосочетанием?
-
В предложении ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ! грамматическая основа состоит только
из сказуемого ВОЗЬМЕМСЯ?
2. Работа
по карточкам (по итогам работы по карточкам проводится формирование групп).
Карточка
№ 1
1) Вставить нужные орфограммы:
Ч…совой стоит на п…сту.
2) Ч…совой -
имя существительное, потому что:
а) …….;б)……….;в)…….
Карточка № 2
1) Вставить
нужные орфограммы:
Ч…совой
механизм восст…новить было уд…вительно ле…ко.
1) Ч…совой - имя
прилагательное, потому что:
а)
……..;б)………; в)…….
Карточка
№ 3
Чем различаются выделенные слова: внимательный
часовой; часовой механизм:
а) …
а) …
б)
… б) …
в)
… в) ...
|
Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение,
классификацию, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные:
задают
вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
III. Введение в тему и формулирование проблемы урока
|
-Внимательно посмотрите на тему урока. Как она звучит? (Виды
предложений по цели высказывания)
- Подумайте, от какого слова образовалось слово
“высказывание”? (Учащиеся делают предположения).
-Назовите однокоренные слова (сказать, рассказать,
высказать).
- Да, действительно, всё это однокоренные слова с корнем
– сказ-. Составьте своё небольшое высказывание на тему «Умные названия» (3-4
предложения).
После анализа высказываний учащихся, учитель просит
сформулировать вопрос (проблему) урока, его цель.
Из ответов учащихся:
- Узнать, почему предложения делятся на группы по цели
высказывания;
- Чем отличаются друг от друга предложения по цели
высказывания;
-Какие знаки ставятся в конце предложения в зависимости от
цели высказывания;
- Правильно ставить знаки в конце предложений.
- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, с какой целью мы
сказываем, т.е. произносим, говорим предложения.
|
Личностные:
желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
её в дополнительных источниках
Регулятивные:
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Коммуникативные:
осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
|
IV. Открытие нового знания
Физкультминутка
|
Класс разделен на 3 группы
Работа с лингвистическим текстом (Приложение 1). Групповое
выполнение заданий. Представление результатов работы группы.
2.Заполнение концептуальной таблицы "Виды
предложений по цели высказывания”.
Вывод: (дети
делают сами, а потом сверяют с правильным ответом)
- Итак! Есть три вида предложений
по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные.
- Прежде чем надписать над предложенными
группам предложениями эти названия, обратите внимание на корни слов.
Сформулируйте правила, определение и надпишите названия видов предложений на
пропущенные строчки.
- Для чего нужны такие виды предложений?
(чтобы более точно донести до слушателя свои мысли)
- От чего зависит выбор того или иного
вида предложений? (от ситуации)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(поднять ладони над головой
и махать, изображая ушки.)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
( потереть за предплечья.)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(прыгать на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал,
Зайка тут же убежал.
(сесть на место за парту)
|
Личностные:осознают
свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают
необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний
одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
планируют( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции, действуют по плану.
Регулятивные:строят
небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в
парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
|
V. Углубление знаний, развитие учебноязыковых и речевых
умений
|
Задание
1.
Прочитать текст, определить его основную
мысль. Как вы думаете, почему статья, из которой взят отрывок, называется
«А,Б,В… (Мечты и фантазии»)?
Если
бы меня вдруг сделали директором кондитерской фабрики, я бы выпускал для
детишек конфеты «Азбука». Существуют же конфеты «Золотой ключик», «Мишки»,
«Забава», а будет еще и «Азбука». Не всё ли равно, что на бумажке печатать? А
тут на одном фантике- буква А и нарисован автобус или арбуз, на другом- буква
Б и рядом белочка нарисована. А польза-то какая! Собирай такие фантики и учи
азбуку! Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным! (По Н.Носову)
После прочтения
текста учитель отмечает, что текст написан Н.Носовым в 60-е годы XX
века.
-А какие
названия конфет существуют в настоящее время? (ответы учащихся)
-Чем
руководствуются современные производители сладкого, выбирая названия конфет?
- Какое
отношение данный текст имеет к теме сегодняшнего урока? (предположения
учащихся, одно из предположений: в начале урока было задание: составить
высказывание на тему «Умные названия»).
- В каких
предложениях текста содержится сообщение о чем-либо? В каких - вопрос? В
каких -побуждение к действию? ( учащиеся выбирают из текста
повествовательные, вопросительные, побудительные предложения).
Задание 2.
Работа со стихотворениями «Чудесный сон», «У меня возник вопрос», «О
воспитании» (Приложение).
|
Личностные:
понимают значение знаний для человека
Познавательные: приобретают
умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.
Регулятивные:
оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
VI. Итог урока
|
– Прочитайте ключевые слова темы (предложение,
высказывание, цель, сообщение, интонация). Чем можно дополнить этот ряд?
(ответы учащихся)
– Что удалось на уроке, было самым интересным?
– Какие трудности встретились?
– Что помешало при выполнении заданий?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените работу своей группы, опираясь на алгоритм
самооценки.
1. Выполнение
этой работы понравилось (не понравилось), потому что…
2. Наиболее
трудным показалось …
3. Самым
интересным было …
4. Если бы еще
раз выполняли эту работу, то бы сделали следующее …
5. И напоследок
о теме урока…
|
Личностные:
приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают
взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных
исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно
организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою
работу
|
VII.
Домашнее задание
|
Домашнее задание:
1. Составьте и запишите побудительные
предложения, используя следующие глаголы:
Посмотрите, положи, не сорите, думайте,
прочитай.
2.Сочинение-миниатюра. А что бы вы
предложили изображать на фантиках от конфет? Пофантазируйте! Напишите
сочинение на тему «Если бы я был (а) директором кондитерской фабрики».
Используй в своем тексте не только повествовательные, но и вопросительные, и
побудительные предложения.
Отрывки из сочинений учащихся
представлены в Приложении 2
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.