Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка по теме "Текст. Что это?" (3 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Что это?" (3 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Урок русского языка

Предмет: русский язык

Учитель: Тумаева В.Г.

Тема: Текст. Что это?

Класс: 3

УМК: Перспективная начальная школа

Цель урока: формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков

Задачи урока:

образовательные:

  • совершенствовать приёмы работы с текстом на основе осознания его основных признаков;

  • формировать знания о важности порядка предложений в тексте;

  • совершенствовать работу с деформированным текстом

развивающие:

  • развивать логическое мышление при работе с текстом;

  • развивать чувство языка, умение понимать значимость структуры текста;

  • развивать речь обучающихся

воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку, внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам одноклассников.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор, индивидуальные карточки с текстом, толковый словарь В.И.Даля, картинки: солнышко, тучка.

Ход урока.

  • Вхождение в тему урока

Слайд. Стихотворение А.С.Пушкина

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

- Почему мы начали урок с этих слов? /Нам предстоит сделать какие-то открытия/

  • Словарная работа

- объясните орфограммы и значения слов гений, парадокс, просвещенье

- Обратимся к толковому словарю В.И.Даля

/гений – человек, обладающий талантом; парадокс – неожиданность, странность; просвещенье – знания, образование; чудный – необычный/

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.

/Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях/

- Подберите устно синонимы и антонимы к слову чудный.

С

20, 6, 12, 19, 20

слоги

лайд. Набор слов:



звуки

слова



предложения





/Мышкой на экране восстанавливают цепочку/

- Какую цепочку можно составить из этих слов? /звуки, слоги, слова, предложения/

- В этой цепочке не хватает одного слова. Оно зашифровано цифрами.

В

текст

спомните алфавит и определите, какое слово зашифровано. /текст/

- Почему слово текст выделено красным цветом? /Это тема урока/

  • Раскрытие темы урока

1.- Прочитайте главный вопрос урока

/на слайде: Текст – что это такое?/

- Можно ли назвать текстом стихи Пушкина? Приведите доказательства.

/Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях/

2.Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста»

- Давайте вспомним, какие признаки имеет текст.

hello_html_m7a2c8c9e.gifhello_html_5affb010.gifhello_html_36381a00.gifhello_html_ac4bd9d.gifhello_html_m2b38cbcd.gifhello_html_4bb28d47.gifhello_html_1a362cb4.gif



























- Объясните каждый признак текста

/Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексе. Основная мысль – самое важное, главное, о чём говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста./

- Какой признак должен быть обязательно в тексте? /Тема. Основная мысль/

3.Работа с деформированным текстом на интерактивной доске

/На доске справа – деформированный текст, слева (закрыт шторкой) – правильный текст./

*Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.

**Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху.

Обезьяна хотела поднять её и Она бросилась поднимать и просыпала все.

просыпала 20 горошин. Обезьяна хотела поднять её и просыпала 20

Она бросилась поднимать и горошинок.

рассыпала все. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.

***…

- Прочитайте предложения справа на доске. Можно ли назвать это текстом?

- Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.

- /Открывается текст слева/ Посмотрите на эти предложения. Что заметили?

- Придумайте заглавие и концовку. /Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами/

- Докажите, что это текст.

- Кто может ответить на главный вопрос урока: что такое текст.

- Запишите текст в тетрадь.

4. Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определённую последовательность.

- Перед вами на листочках записан текст. Прочитайте его.

Никита – охотник.

Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.

- Легко ли было читать текст? Почему нелегко?

/Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в ХṾ веке после изобретения книгопечатания. Великий русский учёный М.В.Ломоносов высказал мысль о том, что знаки препинания нужно ставить по смыслу, как диктует текст. Знаки препинания ставятся по силе разума./

- Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо.

- Проверьте друг у друга. Сколько получилось предложений? Прочитайте. Докажите, что это текст.

- Сделайте вывод. /Предложения имеют границы и определённую последовательность/

  • Проверка усвоения темы. Тест «Верные и неверные высказывания»

/Задание на слайде/

1.Текст состоит из предложений

+

2.К тексту нельзя придумать заглавие

-

3.Все предложения в тексте имеют границы

+

4.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности

-

5.В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится

+

6.Текст можно разделить на части

+

7.Каждая новая часть текста записывается с красной строки

+

  • Итог урока.

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

- Если вы считаете, что урок был для вас полезным, необычным, поднимите солнышко, если нет – поднимите тучку /На партах у каждого ребёнка лежит изображение солнышка и тучки/

  • Домашнее задание.

- Придумать и записать свой текст на любую тему.

  • Физминутка к уроку. Спал цветок и вдруг проснулся /поворот туловища вправо и влево/

Больше спать не захотел /наклоны вперёд, назад/

Шевельнулся, потянулся /руки вверх – потянулись/

Взвился вверх и полетел /руки вверх, влево, вправо/

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся /круговые движения/

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Что это?" (3 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

     Цель урока:формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков.

     Вхождение в тему урока на основе стихотворения А.С.Пушкина "О, сколько нам открытий чудных...".

     Словарная работа с объяснением орфограмм и значения слов из стихотворения.

     По набору слов определяется проблема урока, которая раскрывается в ходе работы со схемой-рисунком "Яркие признаки текста", на основе деформированного текста с использованием интерактивной доски, корректируют текст, определяя границы предложений.

     Проверка усвоения тему урока осуществляется тестом "Верные и неверные высказывания".

Автор Тумаева Валентина Григорьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3618
Номер материала 36124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓