Государственное учреждение
«средняя общеобразовательная
школа №2»
г.Тайынша
Северо-Казахстанской области
Конспект
урока русского языка по теме
"Изменение
глаголов по временам"
подготовила
учитель
начальных классов
Матюнина
Наталья Сергеевна
г.
Тайынша
2011
Цели:
повторять знания о существенных признаках
глагола;
подвести детей к выводу как изменяется
глагол;
Задачи:
· продолжить
работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
· развивать
умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать
внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному
языку;
· совершенствовать
навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление,
воображение, творческие способности, умение делать выводы;
· воспитывать
взаимопонимание, товарищество;
Оборудование:
Компьютер, проектор, таблица временных форм, презентация.
Ход
урока
1.Орг. момент
- Поприветствуем гостей.
-С каким
настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое,
солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
-Как вы думаете,
что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем
друг другу удачи.
Девиз нашего
урока: «Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
2.Чистописание:
Повторим 5 золотых
правил русского языка
-Отгадайте наш
этап урока ПИСЧИСНИТОИЕА (чистописании)
-Заполните пустые
клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании
страна
|
праздник
|
солнце
|
ж
|
м
|
?
|
(сущ.страна
– ж.р., праздник- м.р., солнце- ср.р, вместо знака должна быть буква с)
на доске
Ранняя
|
Весна
|
Наступает
|
П
|
С
|
?
|
Сс Сс
СС
(Ранняя- прилаг.,
весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса должна быть написана
буква Г)
Гг Гг Гг
3.Актуализация
знаний.
- А сейчас
проведем аукцион знаний о глаголе.
1)Что такое
глагол?(открывается буква)
2)Что обозначает
глагол?
3)На какие вопросы
отвечает глагол? Э
4)Чем в
предложении является глагол?
5)Как изменяется
глагол?
6)Что такое
неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма
глагола?
-Расшифруйте слово
и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).
Физ- пауза: Игра
на внимание. (Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, если
прилагательное должны присесть, если глагол, то должны ходить шагом).
Лопата, кричать,
синий, топать, мебель, бежать, точилка, волшебный, тетрадь, писать, цветок,
читать.
4.Постановка
учебной задачи.
1)-Как вы думаете,
вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?
Тогда я предлагаю
отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет
нам в путешествии воображение! Оно, воображение, поможет перенести нас из
одного промежутка времени в другое. А что вы знаете о времени? Что это такое?
Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)
В толковом словаре
Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: «Время – это когда идут дни
за днями, последовательное течение суток за сутками»
2)Фонетический
разбор:
Произведём
фонетический разбор слова время.
Фонетический
разбор слова время. Вре-мя-2 слога
В-[в]-согл.,
тверд., зв.,парн.
Р-[р]- согл.,
мяг., зв., непарн.
Е-[е]-гл., ударн.
М-[м]-согл.,
мягк., зв., непарн.
Я-[а]-гл., безуд.
5б. 5 зв.
5.Новая тема:
-Как вы понимаете,
дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
-Тема нашего урока-
Изменение глаголов по временам. Постараемся разобраться. Проведем
исследовательскую работу. Прочитайте выразительно четверостишье.
Уж
тает снег, бегут ручьи,
В
окно повеяло весною…
Засвищут
скоро соловьи,
И
лес оденется листвою.
-Найдите глагол,
обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает
глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что
сделало? Повеяло».(записываем)
Как можно назвать
время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)
-Да, путешествуя
на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем
обозначать –п.в.
- Работаем дальше.
Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы
об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
«Снег что делает?
тает»
«Ручьи что делают?
бегут»
-Когда происходит
действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее
время).
Да, теперь мы,
путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в.
-Продолжаем
путешествие.
Найдите глаголы,
обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора.
На какие вопросы они отвечают?
«Соловьи что
сделают? засвищут»
«Лес что сделает?
Оденется»
-Как можно назвать
время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)
-Путешествуя на
машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- б.в.
Делаем вывод: так
что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в.,
б.в.)
А теперь
обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.85.
6. Физ-ка.
Я назову глаголы,
если это
Н.в.- руки на пояс
П.в.- присядьте
Б.в.- ходьба на месте
Крутил, несёт,
бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.
7. Закрепление
изученного.
1)Работа с
текстом.
Ребята, какой
праздник приближается? Наурыз мейрамы- день, когда по восточному преданию,
происходит возращение из-под земли полуденного духа, несущего свет- слепым,
исцеление- немощным, мир – воюющим. Наурыз приходит в ночь с 21 на 22 марта.
Что вы знаете о празднике? С приходом праздника казахи одеваются в праздничные
одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями
благополучия в наступающем году. Празднования сопровождаются весельем, играми,
лошадиными скачками.22 марта нужно обязательно накормить голодного, одарить
обездоленного.
С вечера 21 марта
люди собираются где-нибудь в одном месте, что бы послушать песни, поделиться
новостями, ведь люди не виделись долгие зимние месяцы. Женщины готовят
традиционный «наурыз коже». В эти дни готовилось много еды, которая
символизировала достаток и изобилие в наступающем году. Дастархан накрывают в
каждой семье.
Этот праздник
одинаково дорог всем живущим в Казахстане казаху, украинцу, русскому, и
другим 130 национальностям.
-И я хочу
пожелать нашим гостям, и вам ребята, вашим семьям благополучия, мира, здоровья
в наступающем году!
2) Выпишите
глаголы, определите время.
-Скоро наступит
долгожданный праздник Наурыз. Народ Казахстана любит весенний праздник Наурыз.
Девушки качаются на качелях. Юноши скачут на быстрых лошадях. Звучит домбра. В
каждом доме хозяйка приготовила вкусный дастархан. Люди придут друг к другу в
гости.
8. Итог урока.
-Что нового вы
сегодня узнали? (Глагол изменяется по временам)
9.Оценки за урок
10. Домашнее
задание.
11. Рефлексия
Ребята каждый из
вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:
-Если вы запомнили
всё, вам всё было понятно, то вы прикрепите на доске солнышко жёлтое.
-Если не совсем
уверены в том, что всё поняли, то зеленое.
-Если ничего не
поняли на сегодняшнем уроке- красное.
-Всем спасибо за
урок!
Резерв
Дополнительное
задание игра.
Подумайте, как
связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо
пропуска:
Например:
Котлеты жарят, а
суп варят.
Нитку в иголку
вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают.(Какое время?)
Топором рубили, а
пилой ___ пилили. (Какое время?)
Ластиком будут ___
стирать, а ручкой___ будут писать . (Какое время?)
Рыбы плавали, а
птицы ___ летали. (Какое время?)
Платье будут шить,
а шарф___ будут вязать. (Какое время?)
Список
использованной литературы
1. Р.Т.
Мендекинова. Русский язык издательство «Атамура» 2004
2. В.К.
Павленко. Литературное чтение издательство «Атамура» 2004
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.