1. ФИО:
Бурая А.С.
2. Класс:
3в
3. Дата
29.01.2013 г.
4. Тема:
«Род имен существительных»
5. Место
и роль урока в изучаемой теме: пятый урок
6. Тип
урока в дидактической системе деятельностного метода: урок «открытия» нового
знания
7. Методы:
словесные, наглядные, практические.
8. Форма:
беседа
9. Средства:
компьютер, экран, мультимедийная установка, проблемы поискового характера, программа
формирования ууд, речевые, учебно-методическая литература.
Цель: способствовать
приобретению обучающимися приема распознавания морфологического признака имени
существительного - рода через разрешение учебной проблемы
Задачи:
-актуализировать знания об общем
грамматическом значении имени существительного (значение предмета, вопрос, собст,нариц.,одуш,
неодуш.);
-развивать мыслительные операции:
внимание, мышление, анализ, синтез; орфографическую зоркость;
-способствовать воспитанию коммуникативных
отношений: учитель - ученик, ученик-ученик; культуру письма.
За минуту до звонка. Обращение к гостям.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе всем будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Начнем же урок, не будем зря время терять.
Слайд №1
I.Орг.момент.
Цель: проверка готовности обучающихся, их
настроя на работу, включение в деловой ритм.
Всем говорю я: «Здравствуйте!»
Добрый день, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нем Вы и я.
Улыбнитесь новому учебному дню!
II.Актуализация
знаний
.Цель: готовность мышления и осознание
потребности нового способа действий.
-Какое, ребята, сегодня число? Что можете рассказать
об этом дне?
-Откроем тетради и запишем число.
1.Чистописание.
-Обратите внимание на сочетания букв.
Рассмотрите. Найдите закономерность их написания.
-Какие сочетания добавим?
Рра Рре Рре Рри….Рро Рру Рры Ррэ
Ррю Рря
2.Словарная работа.
Прочитайте слова про себя. А теперь
произнесите вслух, какие слова написаны?
Р-бина, Р-ссия,
р-месло ,ра—каз,р-монт, род.
-Вставим пропущенные буквы в корне.
-Попробуйте разделить слова на 3 группы.
а)по количеству слогов в слове
1 слог-рот
2 слога-рассказ,ремонт
3 слога-рябина,Россия,ремесло.
б)по положению ударения в слове:
на 1 слог-рот
на 2 слог-рябина,рассказ,ремонт,Россия
на 3 слог-ремесло
-Что общего во всех словах?
-Начинаются на букву р,в форме един.
числа,неодуш.это сушествительные.
3.А что может рассказать о себе имя
существительное?
Физминутка/кинезиологическое
упражнение-самомассаж/
III.Постановка
учебной задачи.
Цель:Выявление места и причины
затруднения,постановка цели урока.
-В русском языке
очень много «тайн», в том числе об имени существительном.
-Сегодня мы снова отправимся в гости к
этой части речи.
-А чем будем заниматься-отгадайте ребус.
Домик на доске.
шаР+зОнт+Душ=? Род (это слово вам уже
встретилось в словарной работе)
Слайд №2
-Сформулируйте тему
урока
-А чему научимся?
IV.Построение
проекта выхода из затруднения(открытие нового знания)
Цель: построение детьми нового способа
действий и формирование способности к его выполнению
-А что такое род?
-Род-группа,коллектив людей связанных
кровным родством.
-Род-это семья,родня.
-Какая же родня у имени существительного?
-Давным –давно имя существительное путало
своих родственников.т.к. они были похожи.Однажды оно издало указ «Кто узнает
секрет как их различать,тот будет награжден».Услышали про это муж с женой из
другого города.Муж набрал много слов и сказал «Пусть они будут мои».Жена
схватила слова к себе и сказала «Мои!»А все остальные слова остались на
середине-лишние.Пришли они к существительному и говорят:
-Муж «К моим словам я обращаюсь он,мой»
-Жена « А мои слова-Она,моя»
-Ребята,как назвать род слов мужа?жены?
-Как назвать род слов по середине?
-С какими словами обратимся к среднему
роду?
В домике появляются окошки :м.р,ж.р,ср.р.
На письме название рода будем сокращать
так.
-Существительное поблагодарило за работу,с
тех пор не путает родственников и говорит.
Слайд №3(Стих)
1.-Вернемся к нашим словам в начале урока.
-Какие бы слова взяла для себя женщина, мужчина?
А слово по середине?
2.На основе информации давайте составим
алгоритм определения рода имени существительного.
Слайд 4.(алгоритм)
-Давайте запишем эти слова в з группы в тетрадь.
ж.р. м.р. ср.р. К этому слову можно
поставить слово…..Записываем слова
3.Обратимся к авторской мысли
Р.Н.Бунеева.стр.23.Выделяем окончания.Читаем по абзацам ,добавляем слова из
примеров.
Ж.р. рябина,Россия,дочь
М.р.рассказ,ремонт,род,дядя,Миша.
Ср.р.ремесло,море.
-Имя существительное не изменяется по
родам. Род – это постоянный признак.
Физкульминутка
V.Первичное закрепление во
внешней речи .
Цель: усвоение нового способа действий.
с.24,№235.Дополняем в сформированные
столбики.
Сирота?Это слово
относится к особой группе имен существительных.Может обозначать людей и муж и
жен рода.Ах ты,мой сирота!Ах ты,моя сирота!Это сущ. ОБЩЕГО РОДА.
В домике окошко заполняется.(общий род)
Грязнуля,умница,лакомка,задира.
VI.Самостоятельная
работа с самопроверкой.
Цель: применение нового способа
действий,индивидуальная рефлексия достижения цели.Создание ситуации успеха.
Дифференцированная работа по
группам.(карточки с заданиями и для самопроверки)
1.стартовый уровень
2.базовый уровень
3.творческий уровень
VII.Включение в систему
знаний.Повторение.
Цель:повторение изученного
Сегодня вы искали и творили.
Знанья новые открыли.
Научились применять,
Давайте, будем повторять.
-Чему учились на уроке?
-Достигли ли цели?
-Где в жизни могут пригодиться знания?
-Мне хочется поблагодарить вас за
активность.Совместная деятельность на этом уроке заканчивается,но
сотрудничество продолжается.
-Приятно побывать в гостях.Как ипринято в
гостях угощают.Для гостей и.сущ. приготовило фрукт ср.р.-яблоки,для девочек
ж.р.-грушу,для мальчиков- банан.На перемене угоститесь.
VIII.Рефлексия .Цель :самооценка
результатов деятельности.
Слайд №5.
1-5 мне трудно было разобраться в теме
6-8 я понял тему ,но мне нужно еще
поработать
9-10 я очень хорошо усвоил тему
Д.з.стр. 23.выучить,№237,поработать со
словарем тюль,кофе,кенгуру,шампунь,рояль
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.