Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русского языка на тему

Конспект урока русского языка на тему

Скачать материал

РУССКИЙ      ЯЗЫК            2  КЛАСС

 

Тема:  Части  речи. Имя  прилагательное.

 

Цели: Формирование  умения  выводить  правило  о  новой  единице  языка  на  основе  наблюдений.

 

Задачи: Формировать  мотивацию  успеха  при  работе  в  группе.

               Формировать  умение  использовать  схему  для  систематизации 

               информации.

               Формировать  первоначальное  представление  о  грамматических 

               нормах  русского  языка.

               Учить  отличать  имена  прилагательные  от  других  частей  речи.

 

 

 

 

Планируемый  результат:  опорная  схема «Имя  прилагательное»,

способствующая систематизации  знаний  учащихся.

 

 

 

Ресурсы: учебник, интерактивная  доска, карточки  с  групповыми  заданиями.

 

 

 

 

 


                                                                                         ХОД  УРОКА

  Этап   

 урока

  Цель 

  этапа

                  Содержание    деятельности

Результат  этапа

 Методы  и  приёмы

Организационный

Настроить уч-ся на урок

Приветствие   детей, проверка   готовности   к   уроку.

Готовность

уч-ся к уроку

 

Мотивационный

Вызвать  интерес  к  изучаемой  теме

К  нам  поступил  сигнал  от  жителей   улицы  Морфологии. Части  речи  обратились  к  нам  за  помощью: расселить  жильцов   в  домики  в  соответствии  с  их  признаками.

Положительная мотивация на восприятие материала

 

Актуализация  знаний

Определить тему  урока, вспомнить изученный ранее материал

Задание: работая  в  парах, посоветуйтесь,  как  расселить  жильцов  в  домики.

 Идёт, снег, плывёт, туча, замёрзла, река, пригревает, солнце.

- По  какому  признаку  расселили  слова?

- Кто  определили  тему  урока ?

- Какие  вопросы  вы  могли  бы  задать  друг  другу  по  этой  теме?

( *Какие  части  речи  вы  знаете?

  *Как различать  части  речи?

  *На  какие  вопросы  отвечают  имена  сущ-е (глаголы)?

  *Что  обозначают  имена  сущ-е(глаголы)?

  *Какие  бывают  имена  сущ-е?

  *Как  изменяются  имена  сущ-е (глаголы)? и др.)

Названа тема урока, выделены опорные знания

Приём «Кластер»

(позволяет вспомнить и систематизировать изученный  ранее  материал)

 

Работа  с  ИД активизирует деятельность  учащихся, позволяет  наглядно  составить  опорную  схему «Части  речи»

Создание проблемной ситуации

Активизация деятельности учащихся

Игра «Узнай  словечко»

- Посоветуйтесь  в  группе, найдите  слова, относящиеся  к  части  речи, которая  указана  на  карточке. Выпишите  слова  в  тетрадь.

     Наступила  весна. Тает  снег. Журчат  ручьи. Светит  солнце.  Летят  перелетные  птицы.

- Почему  ни  одна  группа  не  выписала  слово  перелетные?

- Это  ещё  одна  группа  жителей  улицы  Морфологии – имена  прилагательные. С  ними  нам  предстоит  сегодня  познакомиться.

Выделение новой языковой единицы

Актуализация  знаний  уч-ся.

Отделение  знания  от  незнания.

Целеполагание

Осознание того, для чего выполняется данная работа

- Какие  вопросы  возникли  у  вас  по теме  урока? Запишите  их.

- Какие  цели  мы  поставим  перед  собой  по  изучению  этой  темы ?

(Узнать: *Что  такое  имя  прилагательное?

                *Что  оно  обозначает?

                *На  какие  вопросы  отвечает?

Выяснить: *Чем  имя  прилагательное  отличается  от 

                      существительных  и  глаголов?

                   *Как  изменяется?

Исследовать: *С  какой  частью  речи  связано?

                        *Зачем  нужны  имена  прилагательные?)

- В  ходе  дальнейшей  работы  мы  постараемся  ответить  на  ваши  вопросы.

Поставлена цель

Вопрошающая  деятельность уч-ся. Определение  круга  вопросов  для  дальнейшего  исследования  языкового  материала.

Изучение нового материала

Применение новых знаний при выполнении заданий

- Чтобы  узнать  больше  об  именах  прилагательных,  предлагаю  провести  исследовательскую  работу  в  группах (по  карточкам №1). Задача  групп: найти  ответы  на  поставленные  вопросы.

- По  результатам  исследования  заполняется  таблица-схема «Имена  прилагательные», формулируется  правило.

Имена  прил-е:  Отвечают …..

                            Обозначают …..

                            Изменяются ….

                            Согласуются ….

 

- Предлагаю  провести  в  группах  ещё  одно  исследование  «Зачем  нужны  имена  прилагательные?» (по карточкам №2)

Вывод: Имена  прилагательные  дополняют, точно  описывают, украшают  имя  существительное. Помогают  описать  важное  событие (загадочный  сон, веселый  праздник), назначение предмета (спальная  комната, рыболовный  крючок), его  принадлежность (мамино  платье, папина  шляпа).

 

- Предложение  без  прилагательного, как  торт  без  украшения – совсем  пустое, скучное, невыразительное. Эта  незаменимая  часть  речи  делает  язык  ярким, красочным, понятным  для  окружающих.

 

- Как  вы  думаете, люди  каких  профессий  не  могут  обойтись  без  имен  прилагательных? (поэты, писатели)

 

Задание: используя  только  имена  прилагательные, сочинить  загадку (работа  в  группе)

- В  ходе  работы мы  составили  табличку, которая  будет  вам  напоминалочкой. Табличка  постепенно  будет  пополняться.

 

Опорная схема «Имена прилагательные»

Метод конструирования  правил( правило  «открыто»  уч-ся в  ходе  проведенного  исследования  языкового  материала, по  указанному  учителем  алгоритму)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Креативный  метод

«Придумывание»

Контроль

Определение уровня усвоения знаний

- Расскажите, что  вы  сегодня  узнали  об  именах  прилагательных.

- Сравним  наши  выводы  с  правилом  в  учебнике.

- Задайте  друг  другу  в  группе  вопросы  по  правилу.

Монологический ответ. Вопрошающая деятельность.

Сравнение  СОП с КИА.

Достраивание  до  ООП.

Обобщение, рефлексия

Определить уровень достижения поставленных задач

- Получили ли вы  ответы на  поставленные  вопросы?

 

Рефлексия «Дневник открытий»

Самооценка собственных приращений.

 

Домашнее  задание

Применение  полученных  на  уроке  знаний

 

- Составьте  описание  своей  комнаты, а  для  точности  описания  используйте  имена  прилагательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Карточка № 1 (А)

Поставь   вопросы  к  именам   прилагательным:

урожай ( ________________ ) богатый

река  (________________ )  широкая

дело  ( ______________ )  полезное

аллеи  ( ______________ )  тенистые

снег  ( _______________ )  последний

 

*На  какие  вопросы  отвечают  имена  прилагательные?

 

Карточка № 1 ( Б )

Прочитайте  стихотворение. Определите, что  обозначают  имена  прилагательные.

 

Я  слово  замечательное, -

Сказало  прилагательное, -

Я  равного  себе  не  знаю:

Я  признаки  обозначаю.

Без  признаков  предмета  нет –

Об  этом  знает  целый  свет.

Определяю  я  предметы,

Они  со  мной  весьма  приметны.

Я  украшаю  вашу  речь.

Меня  вам  надо  знать, беречь.

 

Карточка № 1 ( В )

Измени  имена  прилагательные  по  смыслу.

Берёзовая  роща - _______________  рощи.

Родное  село - ________________  сёла.

Густой  лес - ________________  леса.

Синее  море - ______________  моря.

Широкое  поле - ______________  поля.

 

Как  изменились  имена  прилагательные ?

 

Карточка № 1 ( Г )

Соедините  слова, подходящие  по  смыслу:

                                           читает

утренний                           ракета

высокие                             туман

космическая                      вода

знойное                              прыгает

студёная                             деревья

                                            лето

С  какой  частью  речи  согласуются  имена  прилагательные ?

 

 

Карточка № 2 ( А )

 

Составьте  словосочетания  прилагательных  с  существительными. Сделайте  вывод.

            белый                          рассвет

            красочный                  снег

            алый                            узор

 

Имена  прилагательные _____________________  предмет.

 

 

 

Карточка № 2 ( Б )

 

Составьте  словосочетания  прилагательных  с  существительными. Сделайте  вывод.

                     круглый                      стол

                     квадратный                узор

                     фигурный                   торт

 

Прилагательные  помогают  описать ______________  предмета.

 

 

Карточка № 2 ( В )

 

Составьте  словосочетания  прилагательных  с  существительными. Сделайте  вывод.

                     длинный                      юбка

                     короткая                      ковёр

                     синее                            цветок

                     красный                       море

 

Прилагательные  помогают  описать ____________ и ___________ .

 

Карточка № 2 ( Г )

 

Составьте  словосочетания  прилагательных  с  существительными. Сделайте  вывод.

                   жаркое                     настроение

                   тёплый                     лето

                   радостное                чай

 

Прилагательное  может  верно  показать ______________ предмета.

 

 

 

 

 

Прочитайте  предложения. Выпишите  в  тетрадь  имена  существительные.

 

       Наступила  весна. Тает  снег. Журчат  ручьи. Светит  солнце.  Летят  перелетные  птицы.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Урок  изучения  нового  материала. Целью  данного  урока  является  формирование  умения  выводить  правило  о  новой  единице  языка  на  основе  наблюдений.  Планируемый  результат -  составленная   опорная  схема «Имя  прилагательное», способствующая систематизации  знаний  обучающихся.

         Ребята включаются в решение проблемных  ситуаций, сами  определяют  круг  вопросов  для  дальнейшего  исследования  языкового  материала, конструируют  правило  по  предложенному  учителем  алгоритму, выполняют  творческие  задания.

        Думаю, что  данная  разработка  урока  будет  полезна  не  только  начинающим  педагогам, но  и  педагогам – стажистам.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 402 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 280
    • DOCX 58 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Осокина Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Осокина Ирина Викторовна
    Осокина Ирина Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29637
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 198 человек

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе