Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока русского языка "Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик, -щик имён существительных" (6 класс)

Конспект урока русского языка "Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик, -щик имён существительных" (6 класс)

Скачать материал

     Тема урока:       Буквы Ч и Щ   в суффиксах -чик, -щик имён существительных

            

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование урока: компьютерный класс, проектор

Цели урока:

1.Образовательная:

- показать учащимся условия написания букв ч щ в суффиксах –чик- и –щик-;

- закрепить навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик;

- продолжить развивать в учениках орфографическую зоркость

2. Воспитательная:

- заинтересовать учащихся историей возникновения различных профессий;

- продолжить формирование уважения к различным видам профессий;

3.Развивающая:

- воспитывать у учащихся любовь к слову;

- способствовать развитию творческого мышления

 

                                               ХОД УРОКА: 

---- Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.

 

 -  Что такое Суффикс?  (Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

Мы уже изучили правописание суффиксов ик, ек;   букв о, е после щипящих  в    суффиксах существительных.

  1. Повторение изученного материала:

-  у доски 1 учащийся вставляет пропущенные буквы в слова

Кузнечик, человечек,  пузырек, ключик кусочек,  веночек, барашек, песочек

-  у доски 2 учащийся вставляет пропущенные буквы в слова

барашек, снежок, барсучонок, бережок, песочек,  внучок, платочек, пастушок.

  2. Проверка домашнего задания

- у доски 3 учащийся чертит схему домашнего предложения.

II. Подготовка к восприятию




В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела 
Предлагаю я вам тему,
Так скорее друг за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом.
Создал человек трудом.

Вот о тех  кто создает
Строит, учит и поет,
Мы сейчас поговорим 
Свой урок им посвятим
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.



-Какие профессии вы знаете?

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик, а также поговорим о старых и современных профессиях! И если вы будете внимательны, то новая тема не вызовет у вас особого труда.

-  А сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Раз сегодня речь пойдет о профессиях, давайте откроем словарь и посмотрим, что означает слово профессия?

2) Словарная работа.

 А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).

– Давайте обратимся к этимологическому словарю.  («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности»).

Профессия   -и, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности. 

 Произнесите это слово по слогам так, как оно пишется. (Один ученик вслух).

– Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).

– На какой слог падает ударение? (На второй слог).

– Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в тетрадь.

– Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача).

--В мире существует около 50 тысяч различных профессий (в год появляется около 300 новых).

-  Знаете, в библиотеках книги нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.
--В старину изготовление книг требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и разлиновывал их, другой – переписчик – писал черный текст. Художник-рисовальщик разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.

      Позднее, после появления книгопечатания, над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помощник печатника – наносил на набор краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.

---Книжное дело было настоящим искусством.

- Давайте с вами запишем слово ---переписчик. (На доске – перепис…ик).

Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе --ч или щ?. Вы мне не подскажете?


– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно  писать.

 

II. Изучение нового материала.

 Послушайте сказку. Называется она «Братцы-мастера»:

«В стране Грамматика, жили-были два братца – суффиксы –Чик и – Щик.     Старший брат Щик был трудолюбивый: рано вставал, собирался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

   В городе, где они жили, народ был работящий, и Щик с удовольствием всем помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без Щика. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него Щик появлялся: обой-щик, забой-щик, стеколь-щик. Вскоре работы стало так много, что братец Щик перестал с ней справляться, тогда мастера решили заставить работать и второго братца – Чика, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д, т, з, с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, Чик принимается за работу. Сами смотрите: смаз-чик, лет-чик, развед-чик».

– Вот какие слова  образовались: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
(Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии).

 

--Отгадай   смысл слов, обозначающих названия профессий.(Запишите в тетрадь)

Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.

Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.

Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.

Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.

Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.

 

–Работать суффиксу  Чик понравилось. Он  научился  уменьшать слова.  Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. (Суффикс Чик придает словам значение маленького предмета).

 

--Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?

-  Работа с алгоритмом.

                                       Алгоритм применения правила

Ч  и  Щ  в суффиксах имён существительных       –чик– (–щик–)

               

  Определи значение суффикса

1.      Уменьшительно-                    2. Обозначает лицо      по профессии            

            ласкательное                                     

 

пиши                                                    

–чик

посмотри на конечную букву

основы исходного слова

 

д, т, з, с, ж                                 другие согласные

пиши                                                      пиши

–чик–                                                           –щик–

 

 

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ.

 

- Проверим слова записанные у нас в тетради по алгоритму.

 

-А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? Почему?

-Показ оформления орфограммы.

---Работа с учебником. Чтение правила.

3) Знакомство с разнообразным миром профессий.

 А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

– Какие профессии вы знаете? (Ученики называют).

 Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.

- А знаете ли вы, что третью строчку в списке профессий 2014 года занимают – сварщики?

4. Знакомство с профессиями прошлого.

1)  – А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом.

 Старьевщик. 

Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник.

Старьевщики ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!»

Шарманщик

 Во двор входил старик с расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов.

Изво́зчик — кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом.   Человек перевозящий седоков и грузы заплату. 

--Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьевщиков, но есть газетчики и летчики, сварщики и компьютерщики. 

Утрамбовщик

Профессия, которая недавно появилась в метро больших городов на самых оживленных станциях. Крепкие парни помогают людям пролезть в переполненный вагон, практически силой впихивая туда пассажиров, и оттесняя «лишних».

5.  Поработаем корректорами

- Корректор читает тексты перед выпуском их в печать на предмет орфографических, пунктуационных, стилистических и технических ошибок. Обнаруженные погрешности он отмечает специальными корректорскими символами, дающими информацию верстальщику о том, какие символы нужно поставить взамен ошибочных.

      Барабанчики яростно колотили в барабаны.

 Побывав у заказщиков, Саша зашел на минуту к сестре.

Буфетчик рассчитал меня.

Рабочие передавали сменчикам станки.

Жестянчики работали на глазах у всей улицы.

Возщики покрикивали, грузщики несли ящики.

--Самостоятельная работа.

 А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило

Проверочная работа по теме

«Правописание суффикса -ЧИК- // -ЩИК-»

Выдели в каждом слове суффикс. Вставь пропущенные орфограммы.

 

1)  экскаватор..ик

2)  автомат..ик

3)  лёт..ик

4)  рассказ..ик

 5)  носиль..ик

6)  табун..ик

7)   водопровод..ик

8)  уголь..ик

9)  магазин.. ик

10)  стуль..ик

 

6. Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»

Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик (лишнее «фонарик», т.к. у него нет суффикса -чик).

V. Итоги урока.

– Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.

Домашнее задание.    И не забудьте записать домашнее задание.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка "Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик, -щик имён существительных" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Этот конспект урока поможет учителю познакомить учащихся с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработать навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик, а также поговорить о старых и современных профессиях; подвести к пониманию необходимости образования для получения профессии;     развивать умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;  развивать кругозор и словарный запас учащихся, раскрывая лексические значения незнакомых слов, используя синонимы;   развивать навыки самостоятельной работы в группах, творческое мышление и память.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 234 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.03.2015 474
    • DOCX 30.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пономаренко Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14718
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе