Открытый урок русского языка.
Класс:
4Б
Учитель:
Скворцова М.Н.
Тема: Правописание
безударных падежных окончаний имен прилагательных. Определение рода, падежа у
имен прилагательных.( Урок –закрепления.)
Цель: Уточнить
знания о падежном вопросе и падежных окончаниях имен прилагательных.
Задачи:
1.
Отработка навыка
определения падежей, рода у имени прилагательного.
2.
Развитие речи учащихся.
3.
Обогащение словарного
запаса учащихся.
4.
Привитие любви к родной
природе.
План.
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы урока.
3.
Минутка чистописания.
4.
Орфографическая минутка.
5.
Работа по картине.
6.
Физкульминутка.
7.
Работа с учебником.
8.
Самостоятельная работа.
9.
Итог урока.
Оборудование: мультимедийная презентация урока, карточки с
заданиями у детей.
Ход урока.
1.- Ребята! Быть
должны у нас в порядке,
Книжки, ручки и
тетрадки.
Каждой вещи- свое
место.
А девиз у нас
такой.
Все что надо под
рукой.
Итак мы начинаем урок
русского языка.
Уч.-Вика начинай
урок!
Р: -Открываем тетради
, записываем число. Сегодня 7 февраля. Классная работа.
-Какое время года
стоит на дворе?(На дворе- зима)(Слайд№1 по щелчку1 раз)
-Ребята, послушайте
внимательно загадку.
С неба падают
зимой
И кружатся над
землей, мелкие, пушистые, белые( снежинки)
(Слайд№2 по щелчку
2 раза)
2. –Какой в этом
слове 1 звук?( Звук С – согл, ТВ, парн, глух.)
- Будем писать букву
Сс 3 раза.
- Запишем слово
снежинки?
- Какая орфограмма в данном
слове?(Жи пиши с и, проверяемая безуд гласн.)
-Подберите
однокоренные слова( снежный, снеговик, снежок и тд.)
- Снежинка какая? (
красивая, узорная, белая, волшебная…..)
- Какую часть речи вы
сейчас подобрали? ( мы подобрали имя прилагательное)
-Все снежинки разные
по форме.
-Посмотрите на
снежинку, которую я вам принесла на урок. Она необычная. Сколько лучиков у
этой снежинки, столько заданий мы должны выполнить на уроке.( Картинный план.Слайд№3
по щелчку 1 раз)
-3 Сегодня у нас
урок- закрепления. Мы будем находить имя прилагательные в тексте и определим
род и падеж .(Слайд№4 по щелчку 1раз)
-Что знаете про
прилагательное?
-Послушайте
стихотворение, которое вам приготовили дети дома. Найдите прилаг в тексте.
-Имя
прилагательное
Очень
занимательное.
Его вопросы Чей?
Какой?
Запомнит ученик
любой.
Оно обозначает
Признаки
предметов.
И без
существительного
Не живет при этом.
Разнообразит нашу
речь, предмет распространяет.
Без него нам не
прожить –
Это каждый знает.
Красный синий ,
голубой-
Это будет род
мужской.
Женский род-
Красивая одежда
наша зимняя.
Доброе весеннее
солнце светит всем!
Средний род
запомним тоже все мы без проблем.
-Как определить род и падеж имени
прилагательного?
-Запишем
словосочетания , которые нам встретились в тексте.(зимняя одежда, доброе
весеннее солнце, красивая одежда.) Определите род , падеж у прил.
- Как изменяется?( по
родам , падежам, числам в ед числе, во мн числе только по родам и числам)
-Посмотрите на
снежинку она нам показывает орфографическую минутку.
- Давайте прочитаем
стихотворение.
4. На доске:
(Слайд №5 по щелчку 3 раза)
Сне.. скр…пит.
Сверкают блес…ки.
Все р…бята во
дв…ре.
Ух, какой м…розец
хлес…кий
В белоснежн…
январе!
(
В Фетисов).
- О чем говорится в
стихотворении?( о морозе)
- Какой мороз? (
хлесткий)
-Подберите синонимы к
слову хлесткий?(сильный)
- Сколько в
стихотворении предложений? ( 4 предложения)
-Найдите
восклицательное предложение?
-Зачитайте. ( Ух,
какой морозец хлесткий в белоснежном январе)
- Прочитайте
стихотворение выразительно!
-На какие
орфограммы встретились в
стихотворении слова?
Спишите
каллиграфически правильно, вставьте пропущенные буквы.
-Назовите слова на
безуд гл? На парную согл? На непроизносимую согл?
-На какое правило
оставшееся слово?
Проверка. ( Слайд
№6 по щелчку 1 раз)
-Определите род и
падеж у прил..( В чем ? в январе? В январе каком? белоснежном- окончание Ом Пп
м р.)
-Вспомните еще раз
правило: Как определить род и падеж имени прилагательного?
(Слайд№7 по щелчку
2 раза)
-А сейчас поиграем
в игру « Молчанку» и определим падеж имен прилагательных.
Слышен веселый
смех, про сильный мороз, на заснеженной поляне, от лютого холода, по звериному
следу, зимним днем, с крутой горы.(Ребята показывают карточки).
(Слайд№8 по
щелчку 2 раза)
-Молодцы.
-А сейчас,
используя данные словосочетания попробуйте составить предложения.
- А поможет нам в
этом картина «Зима» (Слайд №9 по щелчку 3 раза)
5.
Работа по картине.
-Что вы видите на
картине?
- Ребята, используя
словосочетания, составьте маленькие рассказы по картине»Зима».
(Например: На картине
«Зима» мы видим, что пришла зима. Она чародейка, волшебница. Все укутала теплой
периной из мягкого снега, украсила , принарядила деревья. На заднем плане
деревья – великаны. Зима украсила светло- фиолетовым снежком. Как кружево,
вырисовывается их ветви на фоне неба. Чувства торжества и восторга вызывает
картина у нас. Глядишь на картину и радуешься русской зиме. Мы очарованы зимней
сказкой.
- Мы с вами составили
замечательные предложения , давайте и мы немного отдохнем
6.Физкультминутка.
- Я буду называть
словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные
мужского, среднего, женского рода. Если словосочетания ж р – вы присядаете,
если ср р – вы разводите руки в стороны, если м р- руки поднимаете вверх.
- Морозный день,,
лесное растение, крепкая дружба, красногрудый снегирь, веселый человек,
ледяная горка, холодная погода, широкие дворы, глубокие сугробы..( Слайд
№10)
- Ребята! Холодно
зимой , особенно птицам!
-Какие птицы зимуют у
нас?( снегири, свиристели..)
-А сегодня мы будем
говорить еще об одной птице, которая обитает у нас?
-Как ребята вы
помогаете птицам зимой?
7.Поэтому, открываем
учебники на странице 124, упр. 281.
-Чтение текста.
- О ком узнали из текста?
( о клестах).( вывесить картинку) (Слайд№11 по щелчку 3 раза)
- Расскажите, что вы
знаете о клестах?
-Почему их называют
клестами?
- Как озаглавили бы
текст?
-Какое предложение
можно взять из текста для заголовка?
- Им не страшны
морозы!
-Запишем в тетради.
- Какой мороз ? (
лютый)
- Сколько частей в
тексте? ( 2 части)
- Работаем с 1 частью
текста! Зачитаем!
- Запишем
комментированно1 предложение из текста на доске , объясняя все орфограммы.
Определим род, падеж у прилагательного.
В зимнем лесу
встает холодное тусклое солнце.
-Сделаем
синтаксический разбор предложения.( по цели высказывания- повествовательное, по
интонации- невосклицательное, распространенное.)
-Выпишите
самостоятельно 2 предложение, разберите по членам предложения.
- А теперь из второго
предложения выпишем имя прилагательное с существительным, сделаем морфологический
разбор слова.
Заснеженный(лес)- прилаг, н.ф- заснеженный, м р , ед ч , И п ,
определение.
2 часть спишите
дома , определите падежи у имен прилагательных.
8.- А теперь я
проверю, как вы усвоили род и падеж имен прилагательных. Я вам раздала
карточки. Они у каждого разные. У кого-то красная карточка , в которой
нужно только определить род, падеж у имени прилагательного, выделить окончания.(Слайд
№12 по щелчку 1раз)
Синяя карточка предусматривает вставку окончаний
прилагательных, выделение их и определение падежей, рода у прилагательных.(Слайд
№13)
Белая карточка . Нужно поставить прилагательные в нужном
падеже, выделить окончания. Определить род, падеж у прилагательных.( Слайд
№14)
Карточка №1.
Выделите
окончания прилагательных, определите род и падеж.
Вьюжная зима, сжался
между узорной, морозной веткой, выхожу на лесную
поляну, бегали по
крепкому льду, на опушке соснового бора, катались с высокой
горы, в дремучих
сугробах.
Карточка №2.
Вставьте
окончания, определите род и падеж , выделите окончания имен прилагательных.
Вьюжн… зима, сжался
между узорн… , морозн…. веткой, выхожу на лесн…
поляну, бегали по
крепк… льду, на опушке соснов…. бора, катались с
высок…. горы, в
дремуч…. сугробах.
Карточка №3.
Поставьте прилагательное
по смыслу, выделите окончание, определите род, падеж у прилагательного.
(вьюжный) зима,
сжался между (узорный, морозный) веткой, выхожу на ( лесной)
поляну, бегали по (
крепкий) льду, на пушке ( сосновый) бора, катались с (
высокий) горы, в (
дремучий) сугробах.
Проверка .(Слайд
№15 по щелчку)
10.
Итог урока.
- Что понравилось на
уроке? Что не понравилось? Что нового узнали?
-Если вы сегодня на
уроке не испытывали никаких трудностей, работали очень хорошо на уроке,
возьмите белую снежинку, если вы работали хорошо- синюю снежинку, а если вам
трудно на уроке, то красную снежинку.
-Сегодня мы очень
хорошо поработали на уроке. Молодцы!( Слайд №16 по щелчку)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.