МБОУ г. Иркутска СОШ № 24
Урок русского языка во 2 классе
Разработала: Скрябина Маргарита Валерьевна, учитель
начальных классов
Тема: Большая буква в именах людей и именах сказочных героев.
Урок – игра.
Цели:
- закрепить навыки написания имен собственных с заглавной буквы; формировать
умение писать с большой буквы имена людей и имена сказочных героев;
- развивать внимание, логическое мышление учащихся, познавательный
интерес к изучаемой теме, используя ребусы, загадки;
- прививать навыки самоконтроля и самооценки, умения работать
самостоятельно;
- воспитывать аккуратность при работе в тетради.
Ход урока
I.Организационный момент
Слайд 2
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Сегодня на уроке мы повторим очень важное правило, а какое –
попробуем определить, выполняя задания.
II.Актуализация знаний.
1.Минутка
чистописания
Слайд 3
На доске записаны слова: Анна, Инна, Геннадий, Жанна, Римма.
- Прочитайте слова. Что в этих словах общего? (это имена, написаны с
большой буквы, опасное место – удвоенные согласные)
- Почему эти слова написали с большой буквы? (повторяется правило)
- Посмотрите внимательно, какое слово лишнее? Объясните свой выбор.
(Геннадий – мужское имя, Римма – удвоенная согласная мм)
Составление цепочки букв: Аигжр, Игжра, Гжраи ……
- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите цепочку до
конца (цепочки состоят из первых букв слов, каждая буква по очереди становится
заглавной).
-
Оцените свою работу. Какие
критерии выберем для оценки? (правильность и аккуратность)
П А
- Кто написал правильно и аккуратно?
Запишите имена. Как напишем, какое правило применим? (запись с
комментированием)
- Молодцы! Хорошо справились с работой.
- Ребята, какие еще слова всегда пишутся с большой буквы?
2.Словарная работа
Слайд 4
- Угадайте, что за слово? Запишите слова в два столбика: в 1 – слова,
которые пишутся с большой буквы, во 2 – с маленькой. Поставьте ударения.
Подчеркните опасные места.
Крупный населенный
пункт с фабриками и заводами – город
Столица нашей родины
– Москва
Жители страны – граждане, народ
Страна, в которой мы
живем – Россия
Синоним к слову
родина – Отечество
Оценивание до
начала работы (прогностическая самооценка)
- Попробуйте оценить себя
до начала работы (правильность)
п
- Проверка. Слайд
5
Прочитайте слова,
которые вы написали с большой буквы? Почему? Проверьте остальные слова.
Теперь оцените
свою работу еще раз.
- Кто справился с
работой без ошибок?
- Молодцы!
III.Сообщение темы и цели урока
- Какие правила нам помогли выполнить задание?
Определите тему нашего урока. - Написание с большой буквы имен
собственных
- Какую цель поставим перед собой? – Научиться писать имена собственные
с большой буквы.
IV.Работа по теме урока
А) Правильно. Но учиться писать с большой буквы мы будем имена людей и
сказочных героев. И поможет нам в этом героиня известной сказки, которую
написал Эдуард Успенский. Эта героиня любила делать мелкие пакости, носила в
своей сумочке крысу Лариску.
- Что это за героиня?
Старуха Шапокляк (картинка на доске) Слайд 6
- Она загадала нам загадки про своих друзей сказочных героев. Вы их
послушайте, отгадайте, а имена сказочных героев запишите в тетрадь?
- Какое правило будем применять при записи данных слов? (пишу с большой
буквы)
- Загадки отгадывают, на доске появляются картинки с изображением
героев.
Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый Доктор (Айболит).
Она красива и мила,
А имя её от слова «зола».
(Золушка)
|
Толстяк живёт на крыше.
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
(Буратино)
|
- Как написали имена сказочных героев? Почему?
- В какой загадке есть подсказка происхождения имени героя?
Слайд 7
- А вы знаете, как записать имя следующей героини? Вот строки из её
сказки:
«Жила когда-то в одной деревне девочка, до того хорошенькая, что другой
такой не было на свете; мать без памяти любила её, а ещё больше любила её
бабушка..»
Красная Шапочка (её имя состоит из двух слов, и каждое пишется
с большой буквы)
- Запишите имя ещё
одного сказочного героя.
«Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в
зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу..»
Кощей Бессмертный
Вывод:
Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.
Слайд 8
Б) Старуха Шапокляк придумала для нас ещё одно задание. Она составила
предложения, но некоторые слова зашифровала в виде ребусов. Отгадайте и
запишите предложения.
, и готовились к празднику. Им
помогали
и .
Они украшали класс. приготовила подарки.
- Кто уже расшифровал
ребусы и готов прочитать нам текст.
- Как будем писать
имена детей? (с большой буквы)
- Запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу предложений.
Чем интересны эти предложения? (несколько подлежащих)
V.Закрепление.
Работа по
карточкам:
Учащиеся получают
карточки с заданием.
- Какие правила нам
необходимо знать для выполнения этого задания?
(правила написания
имен собственных с заглавной буквы)
- Учащиеся
самостоятельно выполняют задания по вариантам.
Спиши, выбрав
нужную букву.
1 вариант (Д,д)едушка
(П,п)етя, (С,с)трана (Р,р)оссия, (К,к)от (М,м)атроскин,
(К,к)оза (М,м)илка, (Н,н)епослушный (Б,б)уратино, (Х,х)рабрый
(А,а)ртемон, (Б,б)ерег (А,а)нгары, (Д,д)ядя (В,в)ася, (К,к)укла (М,м)альвина, (П,п)ёс
(Ш,ш)арик
2 вариант (Д,д)ежурный (В,в)итя, (Д,д)очь
(0,о)ля, (К,к)орова (Н,н)очка, (Д,д)руг (К,к)арлсон, (Б,б) ычок (Б,б)уян, (П,п)опугай (К,к)еша, (Г,г)ород (и,И)ркутск,
(В,в)есёлый (Ч,ч)ебурашка, (П,п)рекрасная (Б,б)елоснежка, (Т,т)рудолюбивая
(З,з)олушка
После выполнения
задания предложить самостоятельно проверить свою работу, используя
ключ-подсказку - Слайд
9
VI.Итог урока: - Какое правило мы сегодня повторили на уроке?
- Как пишутся имена людей и сказочных героев?
- Какое задание вам понравилось больше? Почему?
Можно учащимся
предложить лист самооценки: Слайд 10
Знаю, как писать
имена людей
Знаю, как писать
имена сказочных героев
зелёный цвет – все
хорошо
жёлтый цвет – есть
ошибки
красный цвет –
тема не усвоена
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.