Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русского языка по теме "Большая буква в именах людей и именах сказочных героев". Урок - игра. 2 класс

Конспект урока русского языка по теме "Большая буква в именах людей и именах сказочных героев". Урок - игра. 2 класс

Скачать материал

МБОУ г. Иркутска СОШ № 24

 

 

Урок русского языка во 2 классе

 

 

Разработала: Скрябина Маргарита Валерьевна, учитель начальных классов

 

 

Тема: Большая буква в именах людей и именах сказочных героев.

Урок – игра.

Цели:   

- закрепить навыки написания имен собственных с заглавной буквы; формировать умение писать с большой  буквы имена людей и имена сказочных героев;

- развивать внимание, логическое мышление учащихся, познавательный интерес к изучаемой теме, используя ребусы, загадки;

- прививать навыки самоконтроля и самооценки, умения работать самостоятельно;

- воспитывать аккуратность при работе в тетради.

 

Ход урока

I.Организационный момент    

   Слайд 2

 

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.                                                  

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

- Сегодня на уроке мы повторим очень важное правило, а какое – попробуем определить, выполняя задания.

 

II.Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания

Слайд 3

На доске записаны слова:    Анна, Инна, Геннадий, Жанна, Римма.

- Прочитайте слова. Что в этих словах общего?  (это имена, написаны с большой буквы,  опасное место – удвоенные согласные)

- Почему эти слова написали с большой буквы? (повторяется правило)

- Посмотрите внимательно, какое слово лишнее? Объясните свой выбор.

(Геннадий – мужское имя, Римма – удвоенная согласная  мм)

 

Составление цепочки букв:    Аигжр, Игжра, Гжраи ……

- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите цепочку до конца (цепочки состоят из первых букв слов, каждая буква по очереди становится заглавной).

 

- Оцените свою работу.   Какие критерии выберем для оценки?  (правильность и аккуратность)

 

                                                                                      П                       А

- Кто написал правильно и аккуратно?

Запишите имена. Как напишем, какое правило применим? (запись с  комментированием)

 - Молодцы! Хорошо справились с работой.

- Ребята, какие еще слова всегда пишутся с большой буквы?

                   

2.Словарная работа

Слайд 4

- Угадайте, что за слово?   Запишите слова в два столбика: в 1 – слова, которые пишутся с большой буквы, во 2 – с маленькой. Поставьте ударения. Подчеркните опасные места.

 

Крупный населенный пункт с фабриками и заводами – город

Столица нашей родины – Москва

Жители страны – граждане, народ

Страна, в которой мы живем – Россия

Синоним к слову родина – Отечество

 


Оценивание до начала работы (прогностическая самооценка)

- Попробуйте оценить себя до начала работы   (правильность)

                                                                                                                     п

- Проверка. Слайд 5

Прочитайте слова, которые вы написали с большой буквы? Почему?  Проверьте остальные слова.

Теперь оцените свою работу еще раз.

 - Кто справился с работой без ошибок?

- Молодцы!

 

III.Сообщение темы и цели урока

 

- Какие правила нам помогли выполнить задание?

Определите тему нашего урока. - Написание с большой буквы имен собственных

- Какую цель поставим перед собой? – Научиться писать имена собственные  с большой буквы.

 

IV.Работа по теме урока

 

А)  Правильно. Но учиться писать с большой буквы мы будем имена людей и сказочных героев. И поможет нам в этом героиня известной сказки, которую написал Эдуард Успенский. Эта героиня любила делать мелкие пакости, носила в своей сумочке крысу Лариску.

- Что это за героиня?

Старуха Шапокляк (картинка на доске)     Слайд 6

 

- Она загадала нам загадки про своих друзей сказочных героев. Вы их послушайте, отгадайте, а имена сказочных героев запишите в тетрадь?

- Какое правило будем применять при записи данных слов? (пишу с большой буквы)

- Загадки отгадывают, на доске появляются картинки с изображением героев.

 

 

Лечит маленьких детей.

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый Доктор    (Айболит).

 

Она красива и мила,

А имя её от слова «зола».

(Золушка)

Толстяк живёт на крыше.

Летает он всех выше.

(Карлсон)

 

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

(Буратино)

 

- Как написали имена сказочных героев? Почему?

- В какой загадке есть подсказка происхождения имени героя?

Слайд 7

- А вы знаете, как записать имя следующей героини? Вот строки из её сказки:

«Жила когда-то в одной деревне девочка, до того хорошенькая, что другой такой не было на свете; мать без памяти любила её, а ещё больше любила её бабушка..»

Красная Шапочка (её имя состоит из двух слов, и каждое пишется с большой буквы)

- Запишите имя ещё одного сказочного героя.

«Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а  сундук стоит на высоком дубу..»

Кощей Бессмертный

Вывод:      Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.

 

 

Слайд 8

Б) Старуха Шапокляк придумала для нас ещё одно задание. Она составила предложения, но некоторые слова зашифровала в виде ребусов. Отгадайте и запишите предложения.

 

 ,    и                    готовились к празднику. Им помогали 

 

 


и              .   Они украшали класс.                       приготовила подарки.

 

- Кто уже расшифровал ребусы и готов прочитать нам текст.

- Как будем писать имена детей? (с большой буквы)

 

- Запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу предложений. Чем интересны эти предложения?  (несколько подлежащих)

 

  V.Закрепление.

 Работа по карточкам:

Учащиеся получают карточки с заданием.

- Какие правила нам необходимо знать для выполнения этого задания?

(правила написания имен собственных с заглавной буквы)

- Учащиеся самостоятельно выполняют задания по вариантам.

 

Спиши,  выбрав нужную букву.

     1 вариант   (Д,д)едушка  (П,п)етя,   (С,с)трана  (Р,р)оссия,  (К,к)от (М,м)атроскин, (К,к)оза  (М,м)илка,  (Н,н)епослушный (Б,б)уратино,  (Х,х)рабрый (А,а)ртемон, (Б,б)ерег (А,а)нгары,  (Д,д)ядя (В,в)ася,  (К,к)укла (М,м)альвина,  (П,п)ёс (Ш,ш)арик

 

   2 вариант (Д,д)ежурный (В,в)итя, (Д,д)очь (0,о)ля,  (К,к)орова (Н,н)очка, (Д,д)руг (К,к)арлсон, (Б,б) ычок (Б,б)уян, (П,п)опугай (К,к)еша, (Г,г)ород (и,И)ркутск, (В,в)есёлый (Ч,ч)ебурашка, (П,п)рекрасная (Б,б)елоснежка, (Т,т)рудолюбивая (З,з)олушка

 

После выполнения задания предложить самостоятельно проверить свою работу, используя ключ-подсказку - Слайд 9

 

VI.Итог урока:  - Какое  правило  мы сегодня повторили на уроке?

                        - Как пишутся имена людей и сказочных героев?

                        - Какое задание вам понравилось больше? Почему?

 

 

Можно учащимся предложить лист самооценки: Слайд 10

 


Знаю,  как писать имена людей

 


Знаю, как писать имена сказочных героев

 

зелёный цвет – все хорошо

жёлтый цвет – есть ошибки

красный цвет – тема не усвоена

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка по теме "Большая буква в именах людей и именах сказочных героев". Урок - игра. 2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока содержит упражнения, которые помогут  закрепить навыки написания  имен собственных  с заглавной буквы. В урок включены загадки, ребусы, позволяющие повысить познавательный интерес к изучаемой теме, развивать внимание и логическое мышление учащихся.В ходе урока  учащимся прививаются навыки самоконтроля и самооценки. Есть карточки с заданием, позволяющие проверить знания по данной теме, которые можно использовать как для групповой, так и для самостоятельной работы на уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 379 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 680
    • DOCX 3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скрябина Маргарита Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Скрябина Маргарита Валерьевна
    Скрябина Маргарита Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 80063
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе