Урок развития речи в 6 классе.
Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс»,М., «Просвещение»,2010
Тема урока: «Зачем на
свете доброта?»
(Подготовка и написание
сочинения – рассуждения)
Тип урока: урок развития речи,
творческая мастерская.
Задача: Создание такой обстановки, которая бы
побуждала учеников к общению и появлению интереса к написанию сочинения.
Цель: 1. Учить создавать
собственное сочинение-миниатюру, строить текст рассуждение.
2. Развивать ассоциативное мышление,
навык синтеза, коммуникативные способности учащихся. Продолжить работу по
развитию творческих способностей.
3. Включая эмоциональную сферу ребенка, подвести учеников
к осознанию того, что человек лишь тогда будет счастлив, когда будет дарить
окружающим радость.
Приёмы и методы: психологическая минутка,
«Эвристическая»
беседа,
монологическое
высказывание,
репродуктивное и
творческое воспроизведение,
метод демонстрации,
просмотр
мультемедиапрезентации,
создание опорной
схемы «Солнце доброты»,
игра «Цвет моего
настроения»,
Игра «Ассоциации»,
работа по инструкции,
создание творческой
работы
выразительное
чтение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Приемы здоровьесбережения: физкультурная
медитационная минутка.
Структура урока:
1. Вступительное слово учителя.
“Индукция”.(Наведение)
Игра «Цвет моего настроения»
Актуализация знаний по теме
2. “Самоконструкция”.(Самостоятельное решение
вопроса)
3. “Социоконструкция”.(Коррекция своей работы с
учётом имеющегося социаль
ного опыта)
4. “Афиширование”.
5. “Рефлексия”.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1) листочки
настроения;
2)
Фрагменты «Памятки»;
3)
Презентация;
4)
карточки для «Солнца доброты»
5) 2
кассеты с аудиозаписями музыки и песни
Б.Гребенщикова «Под небом голубым»
Оформление
доски:
На потайной
стороне:
«Главное делать людям добро,
пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый
час, чтобы своим существованием облегчить
людям жизнь»
А.Лиханов
“Во внутреннем
мире человека доброта - это солнце”.
В. Гюго
Ход
урока.
1. Орг. момент. Индукция.
Игра
«Цвет моего настроения».
Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Мне очень
важно знать, какое у вас сегодня настроение. Будьте добры, пользуясь листочками
настроения покажите мне это. (Чёрный – плохое настроение, синий – нормальное,
ни плохое, ни хорошее, жёлтое – хорошее)
У меня настроение очень хорошее, потому что
я рада видеть всех собравшихся в этом классе. Хотя не скрою – я очень волнуюсь.
Помните, когда-то, на одном уроке, мы приходили к выводу: если в себе не уверен
– попробуй сделать приятное окружающим, прояви доброжелательность. А в прошлом
году девочек на одном открытом уроке, я познакомила с методом, который издавна
известен, - и у них страх как рукой сняло. Кто помнит этот метод? Правильно.
(Поздороваться с присутствующими, как положено: за руку и с улыбкой. Скажите, улучшилось
ли ваше настроение?
Но мы не со всеми поделились радостью. У
нас сегодня гости, а значит эти 45 минут мы будем жить вместе с ними. Так
давайте включим их в свою жизнь, покажем своё доброе расположение. Как
это сделать, вы теперь знаете.
Учитель: Сегодня У НАС С ВАМИ
НЕОБЫЧНЫЙ УРОК.
Урок - творческая мастерская. Вспомните , что
делают на таких уроках?
( мастерят, творят, т.е. создают
что-то своё)
Учитель: Цель любой жизни – творить, значит, если мы будем
делать это, то целый урок наша жизнь будет полной и мы будем счастливы.
Наш урок – урок развития речи. А какова цель таких уроков? Что можно создать на
уроке развития речи?
(Текст. Сегодня мы с вами должны создать текст.)
2. ПОДГОТОВКА
К СОЧИНЕНИЮ.
Актуализация знаний.
1).
Фронтальная беседа.
Учитель: А что такое текст? Каковы его
признаки?
( Текст – это группа предложений, объединённых в целое
темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с
помощью языковых средств.
Признаки текста:
1)наличие группы
предложений;
2)смысловая связность;
3)единство темы, предмета
речи;
4)наличие основной мысли и
её развитие;
5) структурная связность)
Учитель: А как создаются тексты? Как нужно
писать сочинения? На прошлых уроках мы с вами знакомились с алгоритмом
создания сочинения. Попытайтесь его воссоздать: получив листочек с определённым
пунктом из Памятки «Как работать над сочинением», выстроитесь в ряд так, чтобы
Памятка была верно восстановлена, т.е., когда вы будете читать по очереди свои
пункты, они должны быть расположены логически верно и последовательно.
2)
ПАМЯТКА
«Как работать над сочинением?»
1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.
2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее развития.
3. Составь рабочий
план.
4.Самостоятельно реши вопрос о
стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для
раскрытия микротем .
5.Путем наблюдения,
изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения,
систематизируй материал.
6.Напиши сочинение на
черновик в соответствии с составленным планом.
7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать
свой замысел, не нужно ли внести исправления, дополнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать
текст.
8. Перепиши текст на чистовик.
3)
Проблемный вопрос
Учитель: А какова же тема нашего
сочинения? Чтобы узнать это, послушайте сказку:
В стародавние времена, когда Земля была молода и мало заселена,
появилась на свете девушка по имени Любовь. Грустно ей было жить без подружки.
Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла
дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы
запоют, и роса ещё не просохнет. .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в
условленное
место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек,
одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Власть, другую
– Удача, третью – Красота, четвёртую – Радость, пятую – Доброта. ( на листочках
слова на доске)
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и
выбрать. .
-
Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё
встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и
будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза
каждой. Задумалась Любовь.
УЧИТЕЛЬ: А кого выбрали
бы вы? Почему?
Ученики:
Доброту,
так как без нее нельзя прожить на свете.
Звучит
продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей
руку
Учитель : Тема нашего сочинения - «Зачем
на свете доброта?»
Учитель:
4) Поиграем в ассоциации (по
цепочке, не более 3-х чел.)
Какого цвета добро?
Какая погода больше всего соответствует добру?
Какое животное символизирует добро?
Какой вкус?
Какой жест? (покажите, их несколько)
5) Работа
со словарём.
Учитель; Действуем в
соответствии с «Памяткой». Пункт №1.
Определяем главное слово и выясним,
что такое доброта.
В «Толковом словаре русского
языка» С.И.Ожегова даётся такое толкование: «Доброта – отзывчивость,
стремление делать добро людям»
А добро -это « Все положительное, хорошее,
полезное»
Учитель: Всё,
что мы будем говорить – это накопление необходимого материала. (Пункт 5-ый
Памятки). Предлагаю по ходу урока составлять опорную схему.
доска “Во
внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
В. Гюго
6).
Работа по составлению “солнца” добра.
Учитель:
- Ребята, давайте
обобщим сказанное. Слово “добро” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде
лучиков.
Терпимость
Прощение Сотрудничество
к чужим мнениям,
поведению
ДОБРОТА Уважение
Сострадание человеческого
достоинства
Милосердие
Толерантность
Уважение прав
других
Толерантный – понимающий и принимающий
других
Учитель:А как вы понимаете это слово? ( Итак,
получился ряд
слов
:
Милосердие, человеколюбие,
великодушие, тепло, сострадание, жалость.
7)Работа с картинками
Учитель:
В каких ситуациях проявляется человеческая доброта?
Какие качества характера проявляются при этом?
8) Проблемный
вопрос.
Учитель: Хотели бы вы быть добрым? А
как этого добиться?
Притча о двух волках
Когда-то
давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк
представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту,
верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений
задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
??????
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель:
- Какие качества должен иметь
добрый человек, мы выяснили. А какие качества нужно изживать у себя?
(эгоизм, нетерпимость,
пренебрежение, раздражительность, равнодушие, цинизм.
9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА- колонетика.- 3
МИНУТЫ.
Все в нашей Жизни имеет Смысл
Мы созданны из
капелек Росы,Неба,
Звезд,(опускают руки вниз шевеля пальцами рук)
Солнца(обнимая корпус тела, руками)
Мы дети Природы
Распускаем Крылья, отправляемся в Земное
Путешествие
подобно Солнечному Лучу(волнообразные движения руками)
Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь,(потирают ладонью о ладонь)
Сильного Ветра, (дуют на руки)
И кажется Время останавливается, и замирает.(движения двумя
руками символизирующие часы в одном направлении)
Мы оглядываемся вокруг,(повороты
головой)
и видим Свет, Красоту, Доброту,
Мы понимаем, что мы не одни.
Мы не
одиноки.
Рядом с нами Люди.
Они берут
нас за Руки (участники берутся
за руки)
Поднимают к Высотам(поднимают руки вместе)
Иногда Опускают на
Землю ( участники опускают руки)
Дают свое Тепло (передают тепло другому)
Как
прекрасна Жизнь,
Ведь Мы
все Вместе!
10).Мозговой
штурм.
Учитель:
Для чего
нужна доброта? (Пункт №2 Памятки)
Притча о йогине
Высоко
в горах Тибета жил-был йогин, который мог силой своей медитации переносить свой
ум в различные уголки Вселенной. И вот, однажды, решил он отправиться в Ад. Он
оказался в комнате с большим круглым столом посередине, вокруг которого сидели
люди. На столе стоял горшок с тушеным мясом, который был настолько большим, что
еды с лихвой хватило бы каждому. Мясо пахло так вкусно, что рот у йогина
наполнился слюной. Тем не менее, никто из людей не прикасался к еде. У каждого
сидевшего за столом была ложка с очень длинной ручкой - достаточно длинной,
чтобы дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной для
того, чтобы положить мясо в рот. Все люди были ужасно истощены, их лица были
полны отчаяния и злобы. Йогин понял, что страдания этих людей и в самом деле
ужасны и сочувственно склонил голову.
И
тогда решил йогин отправиться в Рай. Он оказался в комнате, которая ничем не
отличалась от первой - тот же стол, тот же горшок мяса, те же ложки с длинными
ручками. И сначала йогин подумал, что ошибся, но радостные лица людей, глаза,
светящиеся счастьем, говорили о том, что он действительно попал в Рай. Йогин
ничего не мог понять, но потом посмотрел внимательно и ему стало ясно, чем
отличался Рай от Ада. Различие было только в одном –
????
люди в этой комнате научились кормить друг
друга.
Учитель:
Так для чего нужна доброта?
3.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
“Самоконструкция”и « Социоконструкция”.
УЧИТЕЛЬ: (Пункт №3 Памятки)
Вы должны написать сочинение – рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения такова:
I. Основная мысль (тезис).
II.
Доказательства:
а)…
б)…
в)…
III.
Вывод.
Учитель : Написать сочинение – дело для вас не
новое. Но сегодня многие из вас должны будут прочитать вслух то, что у вас
получилось.
А чтобы сочинение
понравилось окружающим, вам недостаточно только следовать памятке. У нас же
ТВОРЧЕСКАЯ мастерская.
Если мы обратимся к словарю,
например С.И.Ожегова, ТО ВЫЯСНИМ, ЧТО ТВОРИТЬ - ЗНАЧИТ ДЕЛАТЬ ТВОРЧЕСКИ, ТО
ЕСТЬ КРАСИВО, НЕПОДРАЖАЕМО, СВОЕОБРАЗНО, ТАК КАК НИКТО ДРУГОЙ, КРОМЕ ТЕБЯ НЕ
СДЕЛАЕТ. ЗНАЧИТ, Наши ТЕКСТы ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАКИМи?
А поможет в этом эмоциональный
настрой: музыка и видиоряд.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ + МУЗЫКА
4.“Афиширование”.
Учащиеся читают свои работы
(на фоне слайдов).
5..
Выводы, обобщения.
Учитель:
- В
качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”:
Жила-была на свете семья. Она была
не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое
село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли
больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад
царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси,
драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого
владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село,
и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо
детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься
такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то
писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист
владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и
удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз
прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за
ухом и спросил:
- И всё?
Да, - ответил старик, - это и есть
основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель:
- Я
думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И
поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение,
взаимопонимание.
И помните: см. на доску: : «Главное
делать людям добро,
пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый
час,
чтобы своим существованием облегчить
людям жизнь»
А.Лиханов
Учитель:
- Дома
напишите чистовик сочинения: “Зачем на свете доброта?”, используя материал урока.
5.
Рефлексия.
Карточки-настроения
Учитель: Я очень вам благодарна за
работу. На уроках – творческих мастерских оценок дети не получают. Но за
домашнюю работу оценки пойдут в журнал.
Приложение № 1.
ПАМЯТКА
«Как работать над сочинением?»
1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы, основную мысль будущего высказывания.
2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее развития.
3. Составь рабочий
план.
4.Самостоятельно реши вопрос о
стиле и типе речи.
5.Путем наблюдения,
изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения,
систематизируй материал.
6.Напиши сочинение на
черновик .
7.Прочитай написанное и постарайся усовершенствовать текст.
8. Перепиши текст на чистовик.
Приложение
№ 2.
КАРТОЧКА - ИНСТРУКТОР.
1. Как ты думаешь, на нужна ли на свете доброта?
2.Опиши доброго человека.
3. Объясни, зачем нужна ДОБРОТА.
4. Прочитай написанное, исправь то, что тебе не
нравится.
4. Возьми у учителя дополнительные материалы.
5. Прочитай всё, что дал тебе учитель. Подчеркни самые
яркие, точные, красивые слова, словосочетания, предложения, которые ты хотела
бы добавить в своё сочинение-миниатюру.
6. Внеси изменения в своё сочинение миниатюру,
используя в качестве помощников те слова, словосочетания, предложения, которые
ты подчеркнул(а).
12. Покажи черновые материалы учителю и получи устно
дальнейшие инструкции.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.