Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока развития речи "Зачем на свете доброта?"

Конспект урока развития речи "Зачем на свете доброта?"

Скачать материал

Урок развития речи в 6 классе. 

Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс»,М., «Просвещение»,2010

 

Тема урока: «Зачем на свете доброта?»

(Подготовка и написание сочинения – рассуждения)

 

 

Тип урока: урок развития речи, творческая мастерская.

 

 Задача: Создание такой обстановки, которая бы побуждала учеников к общению и появлению интереса к написанию сочинения.

 

Цель: 1. Учить создавать собственное сочинение-миниатюру, строить текст рассуждение.

2. Развивать ассоциативное мышление, навык синтеза, коммуникативные способности учащихся. Продолжить работу по развитию творческих способностей.

3.  Включая эмоциональную сферу ребенка, подвести учеников  к осознанию того, что человек лишь тогда будет счастлив, когда будет дарить окружающим радость.

Приёмы и методы: психологическая минутка,

                                   «Эвристическая»  беседа,

                                   монологическое высказывание,

                                   репродуктивное и творческое воспроизведение,

                                   метод демонстрации,

                                   просмотр мультемедиапрезентации,

                                  создание опорной схемы «Солнце доброты»,

                                   игра «Цвет моего настроения»,

                                   Игра «Ассоциации», работа по инструкции,

                                   создание творческой работы

                                   выразительное чтение.

 

  Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

 

Приемы здоровьесбережения: физкультурная медитационная минутка.

 

 

Структура урока:

 

   1. Вступительное слово учителя.

       “Индукция”.(Наведение)

       Игра «Цвет моего настроения»

      Актуализация знаний по теме

   2. “Самоконструкция”.(Самостоятельное решение вопроса)

   3. “Социоконструкция”.(Коррекция своей работы с учётом имеющегося социаль

      ного опыта)

   4. “Афиширование”.

   5. “Рефлексия”.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ: 1) листочки настроения;

                             2) Фрагменты «Памятки»;

                             3) Презентация;

                             4) карточки для «Солнца доброты»

                             5) 2 кассеты с аудиозаписями музыки и песни          

                                 Б.Гребенщикова «Под небом голубым»

 

Оформление доски:

  На потайной стороне:     «Главное делать людям добро,  

                                        пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый

                                        час, чтобы своим существованием облегчить

                                       людям жизнь»

                                                                                        А.Лиханов

 

                                        “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

                                                                       В. Гюго

                      Ход урока.

 

1.  Орг. момент. Индукция.

    Игра «Цвет моего настроения».

 

Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Мне очень важно знать, какое у вас сегодня настроение. Будьте добры, пользуясь листочками настроения покажите мне это. (Чёрный – плохое настроение, синий – нормальное, ни плохое, ни хорошее, жёлтое – хорошее)

            У меня настроение очень хорошее, потому что я рада видеть всех собравшихся в этом классе. Хотя не скрою – я очень волнуюсь. Помните, когда-то, на одном уроке, мы приходили к выводу: если в себе не уверен – попробуй сделать приятное окружающим, прояви доброжелательность. А в прошлом году девочек на одном открытом уроке, я познакомила с методом, который издавна известен,  - и у них страх как рукой сняло. Кто помнит этот метод? Правильно. (Поздороваться с присутствующими, как положено: за руку и с улыбкой. Скажите, улучшилось ли ваше настроение?

            Но мы не со всеми поделились радостью. У нас сегодня гости, а значит эти 45 минут мы будем жить вместе с ними. Так давайте включим их в свою жизнь, покажем своё доброе расположение. Как это сделать, вы теперь знаете.

 

Учитель: Сегодня У НАС С ВАМИ НЕОБЫЧНЫЙ УРОК.

  Урок - творческая мастерская. Вспомните , что делают на таких уроках?

( мастерят, творят, т.е. создают что-то своё)

 

Учитель: Цель любой жизни – творить, значит, если мы будем делать это, то целый урок наша жизнь будет полной и мы будем счастливы. Наш урок – урок развития речи. А какова цель таких уроков? Что можно создать на уроке развития речи?

 

(Текст. Сегодня мы с вами должны создать текст.)

 

 

2.   ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.

 

     Актуализация знаний.

 

1). Фронтальная беседа.

 

Учитель: А что такое текст? Каковы его признаки?

 

( Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Признаки текста:

1)наличие группы предложений;

2)смысловая связность;

3)единство темы, предмета речи;

4)наличие основной мысли и её развитие;

5) структурная связность)

 

 

Учитель: А как создаются тексты? Как нужно писать сочинения? На прошлых уроках мы с вами знакомились с алгоритмом создания сочинения. Попытайтесь его воссоздать: получив листочек с определённым пунктом из Памятки «Как работать над сочинением», выстроитесь в ряд так, чтобы Памятка была верно восстановлена, т.е., когда вы будете читать по очереди свои пункты, они должны быть расположены логически верно и последовательно.

 

                                               2)     ПАМЯТКА

 

                                  «Как работать над сочинением?»

 

1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.

 

2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее разви­тия.

 

 

3. Составь рабочий план.

 

4.Самостоятельно  реши вопрос о стиле  речи   (если  он  не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем .

 

5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.

 

6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом.

 

 

7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, до­полнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст.

 

8. Перепиши текст на чистовик.

 

3) Проблемный вопрос

Учитель: А какова же тема нашего сочинения? Чтобы узнать это,  послушайте сказку:

                В стародавние времена, когда Земля была молода и мало заселена, появилась  на свете девушка по имени Любовь. Грустно ей было жить без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Власть, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Радость, пятую – Доброта. ( на листочках слова на доске)

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. .

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

УЧИТЕЛЬ: А кого выбрали бы вы? Почему?

Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.

Звучит продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку

Учитель : Тема нашего сочинения  - «Зачем на свете доброта?»

 

Учитель:

4) Поиграем в ассоциации (по цепочке, не более 3-х чел.)

 

Какого цвета добро?

Какая погода больше всего соответствует добру?

Какое животное символизирует добро?

Какой вкус?

Какой жест? (покажите, их несколько)

 

 

5) Работа со словарём.

 Учитель; Действуем в соответствии с «Памяткой». Пункт №1.

Определяем главное слово  и выясним, что такое доброта.

В  «Толковом словаре русского языка»  С.И.Ожегова даётся такое толкование: «Доброта – отзывчивость, стремление делать добро людям»

А добро -это « Все положительное, хорошее, полезное»

 

Учитель:  Всё, что мы будем говорить – это накопление необходимого материала. (Пункт   5-ый Памятки). Предлагаю по ходу урока составлять опорную схему.

              доска                “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

                                                                       В. Гюго

6). Работа по составлению “солнца” добра.

Учитель:

- Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “добро” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.

 

Терпимость                                Прощение                                     Сотрудничество

 к чужим мнениям,

поведению                                                                                     

                                                                      ДОБРОТА                                       Уважение

Сострадание                                                                                    человеческого

                                                                                                          достоинства     

Милосердие                                                                                     Толерантность

                                                       Уважение прав

                                                       других                                                    

Толерантный – понимающий и принимающий других

Учитель:А как вы понимаете это слово? ( Итак, получился ряд слов :

Милосердие, человеколюбие, великодушие, тепло, сострадание, жалость.

 

 

 

 

7)Работа с картинками

 

Учитель: В каких ситуациях проявляется человеческая доброта?                                

                  Какие качества характера проявляются при этом?

 

 

8) Проблемный вопрос.

 

Учитель: Хотели бы вы быть добрым? А как этого добиться?

Притча о двух волках


Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

??????
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель:

- Какие качества должен иметь добрый человек, мы выяснили. А какие качества нужно изживать у себя?

(эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, равнодушие, цинизм.

 

 

  9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА- колонетика.- 3 МИНУТЫ.

 

 

Все в нашей Жизни имеет Смысл

Мы созданны из капелек Росы,Неба,

 Звезд,(опускают руки  вниз  шевеля пальцами рук)

Солнца(обнимая  корпус  тела, руками)

Мы дети Природы

Распускаем Крылья, отправляемся в Земное Путешествие

подобно Солнечному Лучу(волнообразные движения  руками)

Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь,(потирают ладонью  о ладонь)

Сильного Ветра, (дуют на руки)

 И  кажется Время останавливается, и замирает.(движения двумя руками символизирующие часы в  одном  направлении)

Мы оглядываемся вокруг,(повороты  головой)

 и видим Свет, Красоту, Доброту,

Мы понимаем, что мы не одни.

Мы не одиноки.

Рядом с нами Люди.

Они берут нас за Руки (участники  берутся за  руки)

Поднимают к Высотам(поднимают  руки  вместе)

Иногда Опускают на Землю ( участники опускают руки)

Дают свое Тепло   (передают тепло другому)

Как прекрасна Жизнь,

Ведь Мы все Вместе!

 

 

10).Мозговой штурм.

 

Учитель:

Для чего нужна доброта? (Пункт №2 Памятки)

 

Притча о йогине

 

Высоко в горах Тибета жил-был йогин, который мог силой своей медитации переносить свой ум в различные уголки Вселенной. И вот, однажды, решил он отправиться в Ад.  Он оказался в комнате с большим круглым столом посередине, вокруг которого сидели люди. На столе стоял горшок с тушеным мясом, который был настолько большим, что еды с лихвой хватило бы каждому. Мясо пахло так вкусно, что рот у йогина наполнился слюной. Тем не менее, никто из людей не прикасался к еде. У каждого сидевшего за столом была ложка с очень длинной ручкой - достаточно длинной, чтобы дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной для того, чтобы положить мясо в рот. Все люди были ужасно истощены, их лица были полны отчаяния и злобы.  Йогин понял, что страдания этих людей и в самом деле ужасны и сочувственно склонил голову.

 

И тогда решил йогин отправиться в Рай.  Он оказался в комнате, которая ничем не отличалась от первой - тот же стол, тот же горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. И сначала йогин подумал, что ошибся, но  радостные лица людей, глаза, светящиеся счастьем, говорили о том, что он действительно попал в Рай.  Йогин ничего не мог понять, но потом посмотрел внимательно и ему стало ясно, чем отличался Рай от Ада.  Различие было только в одном

????

 

люди в этой комнате научились кормить друг друга.

 

Учитель: Так для чего нужна доброта?

 

                                 

                                              3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

 

“Самоконструкция”и « Социоконструкция”.

 

УЧИТЕЛЬ: (Пункт №3 Памятки)

Вы должны написать сочинение – рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения такова: I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

а)…
б)…
в)…

III. Вывод.

Учитель : Написать сочинение – дело для вас не новое. Но сегодня многие из вас должны будут прочитать вслух то, что у вас получилось.

А чтобы  сочинение понравилось окружающим,  вам недостаточно только следовать памятке. У нас же  ТВОРЧЕСКАЯ мастерская.

            Если мы обратимся к   словарю, например  С.И.Ожегова, ТО ВЫЯСНИМ, ЧТО ТВОРИТЬ - ЗНАЧИТ   ДЕЛАТЬ ТВОРЧЕСКИ, ТО ЕСТЬ КРАСИВО, НЕПОДРАЖАЕМО, СВОЕОБРАЗНО, ТАК КАК НИКТО ДРУГОЙ, КРОМЕ ТЕБЯ НЕ СДЕЛАЕТ.   ЗНАЧИТ, Наши  ТЕКСТы ДОЛЖНЫ  БЫТЬ КАКИМи?

            А поможет в этом эмоциональный настрой: музыка и видиоряд.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ + МУЗЫКА

 

 

4.“Афиширование”.

 

     Учащиеся читают свои работы (на фоне слайдов).

 

5.. Выводы, обобщения.

Учитель:

- В качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель:

- Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

И помните: см. на доску: :          «Главное делать людям добро, 

                                        пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый

                                        час, чтобы своим существованием облегчить

                                        людям жизнь»

                                                                                        А.Лиханов

 

Учитель:

- Дома напишите чистовик сочинения: “Зачем на свете доброта?”, используя материал урока.

5. Рефлексия.

Карточки-настроения

 

Учитель: Я очень вам благодарна за работу. На уроках – творческих мастерских оценок дети не получают. Но за домашнюю работу оценки пойдут в журнал.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

 

                                                    ПАМЯТКА

 

                                  «Как работать над сочинением?»

 

 

1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы, основную мысль будущего выс­казывания.

 

2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее разви­тия.

 

 

3. Составь рабочий план.

 

4.Самостоятельно  реши вопрос о стиле  и типе речи.

 

5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.

 

6.Напиши сочинение на черновик .

 

 

7.Прочитай написанное и постарайся усовершенствовать текст.

 

8.  Перепиши текст на чистовик.

 

 

 

 

                                            Приложение № 2.

 

 

КАРТОЧКА - ИНСТРУКТОР.

 

 

1. Как ты думаешь, на нужна ли на свете доброта?

2.Опиши доброго человека.

3. Объясни, зачем нужна ДОБРОТА.

4. Прочитай написанное, исправь то, что тебе не нравится.

4. Возьми у учителя дополнительные  материалы.

5. Прочитай всё, что дал тебе учитель. Подчеркни самые яркие, точные, красивые слова, словосочетания, предложения, которые ты хотела бы добавить в своё сочинение-миниатюру.

6. Внеси изменения в своё  сочинение миниатюру, используя в качестве помощников те слова, словосочетания, предложения, которые ты подчеркнул(а).

12. Покажи черновые материалы учителю и получи устно  дальнейшие инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока развития речи "Зачем на свете доброта?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Данный конспект урока развития речи "Зачем на свете доброта?" является уроком, обучающим написанию сочинения-рассуждения. Рассчитан урок на учащихся 6 классов, обучающихся по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». Для более эффектного проведения понадобятся аудио и видиозаписи, имеющиеся в данной папке. Не лишним будет и предлагаемая наглядность. В конце урока обучающиеся должны будут написать небольшое сочинение-рассуждение. Предворительной подготовки детей не требуется. Доброжелательность и расположение к детям учителя крайне необходима. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 166 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2461
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 534
    • DOCX 98.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петракова Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петракова Елена Ивановна
    Петракова Елена Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2578
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек