Открытый урок по информатике
в
9 «б» классе
по
теме:
«Разработка программ с
использованием массивов на языке Паскаль»
Подготовил и провел
учитель информатики ГБОУ
гимназии №155: Киселев И.В.
19.03.2014 г.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: изучение понятия массив и особенностей
обработки массивов.
Задачи:
Обучающие:
·
Закрепление
пройденного материала: “Линейные алгоритмы”,“Способы записи алгоритмов”,
“Алгоритмы ветвления”,“Циклические алгоритмы” .
·
Усвоение
учащимися назначения и правил использования алгоритмов обработки массивов.
·
Контроль
уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме “Способы записи алгоритмов”,
“Алгоритмы ветвления”, “Циклические алгоритмы”.
Развивающие:
·
Развитие
умений учебного труда.
·
Развитие
умений интеллектуальной деятельности: выделять главное, анализировать,
обобщать, логически и абстрактно мыслить.
·
Развитие
познавательного интереса, речи, внимания учащихся, развития логического
мышления.
Воспитательные:
·
Создание
условий для формирования информационной культуры, интереса к изучаемой теме,
положительного отношения к знаниям.
План урока:
I.
Организационный
момент.
II.
Проверка домашнего
задания
III.
Изучение нового
материала.
IV.
Закрепление изученного
материала.
V.
Постановка домашнего
задания.
VI.
Подведение итогов.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
II. Проверка домашнего задания
Провести опрос
учеников:
1)
Назвать основные операторы
языка Паскаль?
2)
Назвать какие типы данных
могут быть?
3)
Как записываются различные
функции в Паскале?
4)
Привести примеры
ветвящихся алгоритмов.
5)
Привести примеры
циклических алгоритмов.
III.
Изучение нового
материала.
Алгоритм обработки массива – это алгоритм, в
котором происходит заполнение массива некоторыми данными и обработка данных
массива в зависимости от поставленной задачи.
В программах обработки массивов в Паскале
используют операторы циклов for <нач. знач.> to <кон.знач.> do ,
циклы с предусловием while(<условие>) do и циклы с постусловием repeat <тело цикла> until(<условие>); ,если в теле цикла присутствуют два и более других операторов, то
применяется составной оператор для объединения этих операторов в группу.
Применяется также и условный оператор вида
if <условие> then
<оператор>;
(здесь при выполнении условия выполняется оператор)
или
if
<условие> then <оператор1> else <оператор2>;
(здесь при выполнении условия
выполняется оператор1 в противном случае оператор2)
Стоит обратить
внимание, что перед else во втором
случае точка с запятой не ставится.
Определение. Составной оператор - объединение нескольких
операторов в одну группу. Группа операторов внутри составного оператора
заключается в операторные скобки (begin-end).
begin
оператор 1;
оператор 2;
end;
Определение. Массив
– это упорядоченный набор однотипных переменных , обозначенный одним именем. В
качестве типа элементов массива можно использовать все типы: числовые,
символьный, строковый и логический. Каждый элемент массива имеет свой порядковый
номер или индекс. Для индексов массивов подходит порядковый тип, то есть такой,
который в памяти компьютера представляется целым числом.
Каждый элемент массива является переменной, а значит обладает своим
именем и значением.
Массив относится к так называемым структурированным данным, которые
имеют фиксированную внутреннюю структуру (организацию).
При обращении к отдельному элементу массива необходимо указать его
индекс (местонахождение в массиве):
A[10]
i:=10;
A[i]
Здесь i - индекс элемента массива.
Объявление массива
Массивы, как и другие переменные, должны быть объявлены в разделе переменных
var
M: array [1..15] of real;
B: array ['A'..'B'] of boolean;
C: array [1..5, 1..5] of
integer;
M – одномерный массив из 15 вещественных чисел
( с плавающей точкой),
B - одномерный массив из 2 логических
элементов,
C – двухмерный массив из 25 элементов,
обращение к первому элементу массива C[1,1], обращение к двадцать пятому – C[5,5].
Ввод массива
Чтобы заполнить массив данными существуен несколько способов:
ü непосрерственное присваивание значений элементам;
ü генерация и присваивание значений с помощью функции
random;
ü ввод значений элементов с клавиатуры;
Примеры:
1)
Ввод элементов одномерного
массива с клавиатуры:
var
A : array[1..20] of integer;
begin
writeln('Введите элементы массива:');
for i:=1 to n do readln(A[i]);
...
2) Заполнение массива случайными числами.
В этом случае необходимо предварительно запустить генератор случайных
чисел. Это осуществляется запуском процедуры randomize. Процедура randomize
используется для инициализации генератора случайных чисел, а функция random (N)
определяет диапазон случайных чисел. Итак, процедура randomize
- инициализирует генератор чисел. Функция random (N) выдает целочисленные значения в
диапазоне от 0 до N-1.
Затем в цикле(например, в цикле с параметром, где в качестве параметра
выступает индекс массива) сгенерировать значения для всех элементов.
randomize;
for i:=1 to n do
a[i]:=random(100);
...
Примеры:
1.) Заполнение одномерного массива случайными числами в диапазоне от 0
до 10 и вывод элементов массива на экран:
const
N=10;
var
i:integer;
A:array [1..N] of integer;
begin
Randomize;
for i:=1 to N do
A[i]:=Random(11);
for i:=1 to N do
Write(' ',A[i]);
end.
2.) Поиск в массиве максимального значения:
const
N=10;
var
i:integer;
max:integer;
A:array [1..N] of integer;
begin
Randomize;
for i:=1 to N do
A[i]:=Random(11);
for i:=1 to N do
Write(' ',A[i]);
Writeln;
max:=A[1];
for i:=2 to N do
if max<A[i] then
max:=A[i];
Write('MAX= ',max);
Writeln;
end.
3.) Поиск в массиве минимального значения:
const
N=10;
var
i:integer;
min:integer;
A:array [1..N] of integer;
begin
Randomize;
for i:=1 to N do
A[i]:=Random(11);
for i:=1 to N do
Write(' ',A[i]);
Writeln;
min:=A[1];
for i:=2 to N do
if min>A[i] then
min:=A[i];
Write('MIN= ',min);
Writeln;
end.
IV. Закрепление изученного материала.
Задача №1.
Написать программу на языке Паскаль, в которой формировался
одномерный массив произвольных целых чисел, вводимых с клавиатуры и выводился
на экран максимальный по значению элемент массива, а также индекс (индексы)
этого элемента.
V.
Постановка домашнего
задания.
Задача №1
Сформировать
двухмерный массив целых чисел и вывести сумму его четных членов.
Задача №2
Сформировать
двухмерный массив целых чисел и вывести сумму его членов делящихся на 3 без
остатка.
VI.
Итог урока.
Подвести итог урока.
Спросить, что было не понятно, что усвоили по новой теме. Выставить оценки за
урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.