Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока "Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути"

Конспект урока "Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути"

Скачать материал

Учитель биологии МБОУ СОШ №8  Шкурина  Ирина  Николаевна

 

Тема «Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой.

Верхние дыхательные пути»

 

Задачи:

1. Раскрыть значение биологического окисления;

2. Показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава;

3. Разъяснить связь дыхательной и кровеносной систем;

4. Рассмотреть строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи;

I. Проверка знаний.

1. Рассказать о внутренних и внешних кровотечениях.

2. Перечислить типы кровотечений и приёмы их остановки.

3. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

II. Новый материал

Значение дыхания:

-          обеспечение организма О2

-          образование и удаление из организма СО2

-          окисление органических соединений с высвобождением энергии

-          удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: Н2О, NH3, H2S  и др.

 

Прямоугольник: скругленные углы: Органы дыхания
Прямоугольник: скругленные углы: Воздухоносные пути
-	носовая полость
-	носоглотка
-	гортань
-	трахея
-	бронхи
Прямоугольник: скругленные углы: Легкие
 

 

 

 

 

 

 

 

 



Органы

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Воздух поступает через ноздри, носовая полость делится перегородкой на две половины, а сзади с помощью хоан сообщается с носоглоткой. Стенки носовой полости образованы костями и хрящами, выстланы слизистой оболочкой. Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, есть обонятельные рецепторы.

Обоняние, согревание вдыхаемого воздуха, задерживание и удаление пыли

Гортань

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6

шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади - глотка. Гортань образована хрящами. Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление - желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой. 

Образование звуков и речи

Трахея и бронхи

Трахея - трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

Прохождение воздуха

Легкие

Они имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя - более широкая - основание. На стороне каждого легкого, обращенной к сердцу, располагаются углубления (ворота легкого), через которые проходят бронх, нерв легкого, кровеносные и лимфатические сосуды. Бронх в каждом легком ветвится. Бронхи, как и трахея, в стенках содержат хрящи. Самые мелкие разветвления бронхов называются бронхиолами, они не имеют хрящей и желез, но снабжены мышечными волокнами и способны сужаться (спазмы бронхиол). Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей. Каждый отдел легкого состоит из сегментов: в правом легком 11 сегментов, в левом - 10. Каждый сегмент в свою очередь состоит из множества легочных долек. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых находятся выпячивания, называемые легочными пузырьками, или альвеолами (диаметр их 0,2-0,3 мм). Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия и к ним примыкают капилляры.

Газообмен

Плевра

2 листка соединительнотканной оболочки:

-          легочная плевра

-          пристеночная плевра

Между ними - плевральная полость + плевральная жидкость

Уменьшает трение при дыхании

 

Мерцательный эпителий выносит наружу до 20-30 гр. пыли в сутки.

 

Образование звука:

 

Прямоугольник: скругленные углы: Язык + губы + зубы + челюсти
 

 

 

 


Чем короче голосовые связки, тем выше звук.

Голосовые связки у женщин короче, чем у мужчин.

Надпись: Речь
 


III. Закрепление: работа в тетрадях самостоятельно.

 

IV. Домашнее задание: выучить тему, ответить на вопросы после темы.

 

 


 

УРОК №39

«Легкие. Легочное и тканевое дыхание»

 

Задачи:

  • Углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательной систем
  • Продолжить формирование умения самостоятельно работать с учебником, рабочей тетрадью.

 

I. Проверка знаний.

Работа по карточкам,

Фронтальный опрос:

1) Что происходит с воздухом в носовой полости?

 

2) Каково значение дыхания для организма?

 

II. Новый материал

Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

 

В покое ЧД = 16 раз/мин. В сутки это составляет около 2 тыс. раз. При этом через легкие проходит около 7 тыс. литров воздуха.

 

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха:

 

 

Атмосферный воздух

Выдыхаемый воздух

Альвеолярный воздух

О2

20,94%

16,3%

14,2%

СО2

0,03%

4,0%

5,2%

N2

79,03%

79,7%

80,6%

 

Тренированные люди могут вдохнуть 5 - 7 литров воздуха.

 
Категория людей

ЖЕЛ

Дети 5 - 6 лет

Женщины

Мужчины

Спортсмены

1,2 л

2,5 - 3,5 л

4,0 - 5,0 л

5,5 л

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.

ЖЕЛ измеряется спирометром.

 

 


                 

 

Надпись: Объем, который можно вдохнуть после спокойного выдоха. Надпись: Объем, который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха. Надпись: Объем, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха. Надпись: Объем, который остается  после интенсивного выдоха.
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Акт дыхания состоит из трех процессов:

1.      внешнее, или легочное, дыхание - обмен газов между организмом и окружающей средой;

2.      внутреннее, или тканевое, дыхание, протекающее в клетках;

3.      транспорт газов кровью, т.е. перенос кислорода кровью от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким.

 

Легочный тип дыхания является наиболее совершенным, он характерен для высокоорганизованных животных - птиц и млекопитающих, а также для человека. У более низкоорганизованных животных дыхание жаберное, трахейное и кишечное.

 

Этапы

Структуры, обеспечивающие дыхание

Механизм дыхания

капилляр

 

альвеола

 

100 мм

 

40 мм

 

47 мм

 

СО2

 

О2

 

40 мм

 
Внешнее дыхание

Вентиляция легких

Органы дыхания

Межреберные мышцы

Диафрагма

Чередование процессов вдоха и выдоха

Вдох: сокращение межреберных мышц и диафрагмы

Выдох: расслабление межреберных мышц и диафрагмы

Газообмен в легких

Альвеолы легких

капилляры

За счет разности парциального давления – диффузия газов

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт газов

Органы кровообращения

Образуется обратимое соединение HbO2 и HbCO2

75% СО2 передается кровью в виде Na2CO3 и K2CO3

Тканевая жидкость

 

Клетка

 

Капилляр

 

СО2

 

О2

 
Внутреннее дыхание

Газообмен в тканях

Капилляры

Клетки тела

Диффузия газов за счет разницы давлений

 

 

 

 

 

 

 

 

Клеточное дыхание

Клетки тела

Аэробное дыхание:

C6H12O6 + 6O2  ® 6CO2 + 6H2O + 38АТФ

Анаэробное дыхание:

C6H12O6 ® 2C2H6O3+ 2АТФ

Короткое время может обходиться без О2

III. Закрепление

 

IV. Д/з

Вопр. Стр. 142-143

Доклады: Туберкулез

Курение


 

УРОК №40

«Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды»

 

Задачи:

·        разъяснить процесс регуляции дыхательных движений

·        познакомить с основами гигиены дыхательной системы

·        обосновать правила оказания первой помощи при нарушении дыхания

I. Проверка знаний.

Работа по карточкам,

Фронтальный опрос:

II. Новый материал

Дыхание - совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

 

Регуляция дыхания: в ней участвует дыхательный центр продолговатого мозга.

Чихание - рефлекторный выдох через нос.

Кашель - рефлекторный выдох через рот

Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей

Воздухоносные полости (пазухи)  - в лобной кости (фронтальная)

- в верхней челюсти (гайморова)

Пазухи усиливают звуки, образующиеся в гортани и определяют тембр голоса)

-          гайморит - воспаление слизистой оболочки гайморовой пазухи

-          фронтит - воспаление слизистой оболочки пазухи лобной кости

 

Кольцо Пирогова-Вальдгейера:

-          миндалины пищевода + гортани + носоглотки (небные, глоточные, …)

-          тонзиллит - воспаление миндалин

-          аденоиды - опухолевидное разрастание лимфатической ткани у выхода из носовой полости в носоглотку (рис. 63, стр. 136)

Выступление учащихся.

 

Гигиена воздуха: важна не только в домашних условиях, но и в условиях, в которых вы трудитесь, так как в помещении с чистым воздухом намного легче дышать, и, следовательно, намного легче работать. Наверное, данная гигиена даже в большей степени важна именно на рабочих местах. Для понимания значения этого приведем тот факт, что в помещении пыли больше чем на улице примерно в 10-20 раз. Поэтому крайне важно регулярно проводить влажную уборку помещения: пыль с мебели вытирать влажной тряпкой, пол необходимо подметать влажным веником и мыть. Мусор, пыль с ковров следует убирать пылесосом, зимой ковры полезно чистить снегом. При такой уборке пыль не будет подниматься в воздух и в вашем доме будет чисто, уютно и будет на много легче дышать.

Так же важным и полезным способом гигиены органов дыхания являются прогулки на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность погулять в лесу, в парке, сквере. Там, где большое количество растений, воздух всегда чистый и свежий. Особенно это актуально в условиях развивающихся мегаполисов, где, порой, даже выйдя в парк или сквер, кроме угарных газов автомобилей ничего не ощущаешь, и иногда на самом деле ощущается просто тяжесть в груди из-за простой нехватки кислорода, так как все жизнь и промышленное производство только набирают темпы с каждым днем в городах-миллионниках. Поэтому для жителей таких городов гигиена органов дыхания является одной из первоначальных и важных ступеней к здоровому образу жизни. Конечно, у жителей, живущих за городом с этим немного проще, но и им не стоит забывать о том, что гигиена важна абсолютно для каждого. Тем более если учесть общую экологическую обстановку на планете и интенсивную вырубку лесов, которые являются единственными "легкими планеты". Поэтому стоит к такой гигиене человека всем людям подойти более серьезно и не пренебрегать ей.

Итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.

Необходимо проводить профилактические мероприятия против распространения вирусных инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем, например: грипп, туберкулез.

Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.

Туберкулез возникает при поражении человека туберкулезной палочкой. Чаще всего поражаются легкие, туберкулез относится не только к воздушно-капельной, но и пылевой инфекции. В сырых темных местах туберкулезная палочка хорошо сохраняется, гибнет в сухих, освещенных солнечном светом местах. Причина массового распространения туберкулеза в прошлом – недоедание, антисанитарные условия. Профилактика туберкулеза:

  1. Регулярные обследования населения.
  2. Поддержания чистоты в жилищах и на улице.
  3. Озеленение кварталов, очищающие воздух.

III. Закрепление

Решение биологических задач

IV. Д/з

Вопр. Стр. 142-143

Доклады: Туберкулез

Курение

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи:

1. Раскрыть значение биологического окисления.

2. Показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах лёгких  постоянного газового состава.

3.Разъяснить связь кровеносной и дыхательной систем.

4. Рассмотреть строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи.

Новый материал:

Значение дыхания:

- обеспечение организма кислородом;

- образование и удаление из организма углекислого газа;

- окисление органических соединений с высвобождением энергии;

- удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: воды, аммиака, сероводорода и других.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект экскурсии-исследования Экологическое исследование парковой зоны г. Корсакова Сахалинской области на антропогенное загрязнение
  • Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
  • Тема: Методы исследования в биологии
  • 06.10.2020
  • 503
  • 1
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
Презентация по экологии на тему «Влияние пластика на окружающую среду и здоровье человека»
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.
  • Тема: § 93. Антропогенное воздействие на биосферу
Рейтинг: 5 из 5
  • 05.10.2020
  • 5189
  • 201
«Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 585
    • DOCX 366 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шкурина Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шкурина Ирина Николаевна
    Шкурина Ирина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16066
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 143 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 558 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 399 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов