Тема урока: Жёсткость воды и способы её
устранения.
Задачи урока:
образовательная задача: обеспечить усвоение понятий «жёсткая вода», «временная
(карбонатная) жёсткость», «постоянная (некарбонатная) жёсткость». Знать
недостатки применения жёсткой воды и способы устранения жёсткой воды.
Развивающая задача: формирование практических
умений учащихся.
Воспитательная задача: содействовать
профессиональной ориентации учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II. Мотивация. Повторение изученного
материала в форме фронтальной беседы.
И вдруг на долы дождь и град
Из туч сквозь молний извергались;
Волнами роя крутизны,
Сдвигая камни вековые,
Текли потоки дождевые.
(А.С. Пушкин «Кавказский пленник»)
? Как вы думаете, почему я прочитала вам
строки А.С.Пушкина из произведения «Кавказский пленник»? (мы изучаем жидкое
состояние вещества – воду)
? О каких свойствах воды здесь говорится? (об
агрегатных состояниях воды жидком и твёрдом)
? А ещё о чём? (о большом значении воды)
? Какое значение имеет вода для живых
организмов? (70-80 % тела организма составляет вода, 15-20% потери воды смертельна,
все реакции обмена веществ в организме протекают в водной среде).
? Какое отношение имеет вода к биосфере? (из
курса биологии мы знаем, что биосфера – это живая оболочка Земли. Условием
устойчивости биосферы является биологический круговорот веществ. Ни один из них
не протекает без участия воды.)
? Используется ли вода в промышленности? ( ни
одно из предприятий не обходится без воды, например для выплавки чугуна – 300 т
воды, для изготовления автомобиля нужно 246 т воды)
? Дайте определения кислым солям? ( соли, которые
являются продуктами неполного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на
металл, например гидрокарбонат натрия – NaHCO3 – пищевая
сода )
? На какие группы делятся вещества по
отношению к воде? (растворимые и нерастворимые)
? Что такое массовая доля растворённого
вещества? (отношение массы растворённого вещества к массе раствора)
? Как обозначается массовая доля, каковы
единицы её измерения? (омега, измеряется в %)
? Что такое молярная концентрация раствора?
(отношение количества вещества растворённого к объёму раствора)
? как обозначается молярная концентрация и
каковы единицы измерения? (С, моль/ л)
III. Изучение нового материала
Учитель: Кроме свойств, которые мы
рассмотрели, вода обладает жёсткостью.
Приходилось ли вам встречаться с этим
понятием?
Я предлагаю рассмотреть тему «Жёсткость
воды и способы её устранения»
Какие вы можете предложить вопросы, которые
помогут раскрыть данную тему
( причину жёсткости воды – с содержанием каких
ионов связана жёсткость воды, виды жёсткости, значение жёсткой воды, способы её
устранения)
Математик Н.М.Крылов сказал: «Теория без
практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна».
Как вы понимаете эти слова?
Пусть эти слова послужат девизом к уроку.
А теперь начнём с практики.
Лабораторный опыт.
Инструктаж по техники безопасности при
проведении опыта.
Оборудование и реактивы: стакан №1 с
дистиллированной водой, стакан №2 с водой, где растворены хлориды кальция и
магния; раствор мыла (стружки мыла), стеклянная палочка.
Опыт №1. Образование пены при перемешивании
раствора мыла и дистиллированной воды.
Опыт №2.Образование пены при смешивании
раствора мыла и жёсткой воды.
Ход.
! Возьмите стакан №1 и раствор мыла,
перемешайте.
Что вы наблюдаете? (образование пены)
! Возьмите стакан №2 и раствор мыла, перемешайте.
Что вы наблюдаете? (образование хлопьев нерастворимых
солей кальция и магния, которые препятствуют образованию пены, образование пены
после многократного добавления мыла)
Как вы думаете, почему в первом случае пена
образовалась сразу, а во втором случае после многократного добавления? (мягкая
и жёсткая вода)
Как вы догадались в одном из стаканов у вас
жёсткая вода.
Посмотрите на табличку на вашем столе, какие
катионы входят в состав жёсткой воды.
Давайте рассмотрим процессы, которые
протекают во втором опыте.
Что представляет собой мыло? (мыло соль натрия
и органической кислоты)
2RCOONa + CaCl2=(RCOO)2Ca + 2NaCl
осадок
Пока ионы кальция не будут переведены в
осадок, пена не образуется.
Перечислите виды жёсткости воды.
-Карбонатная (временная)
-Некарбонатная (постоянная)
-Общая
Чем по составы отличается временная и постоянная
жёсткость воды ?(анионами)
А что общего? (катионы)
Дайте определение жёсткой воды.(жёсткая вода –
вода, в которой присутствуют соли кальция, магния)
Лабораторный опыт Определение ионов хлора в
воде.
Как определить присутствия ионов хлора? ( с помощью
нитрата серебра – образование белого осадка)
Ход опыта. К раствору жёсткой воды добавим
раствор нитрата серебра. Наблюдаем образование белого осадка хлорида серебра.
Запишем уравнение:
CaCl2 + 2AgNO3 =2 AgCl + Ca(NO3)2
Осадок
! А может ничего страшного в жёсткой воде нет?
К чему вся эта паника?
Давайте дадим слово Ковалевой Надежде, которая
хочет рассказать о значении жёсткой воды. (сообщение уч-ся)
Значит, получается, что излишне жёсткая вода
нам ни к чему, она не добавляет нам ни здоровья, ни красоты, да ещё заставляет
нести дополнительные финансовые расходы.
Как же нам смягчить воду?
Вернёмся к таблице:
Назовите способ устранения карбонатной
жёсткости? (кипячение, добавление соды или извести)
Запишите уравнение реакции, которое происходит
при кипячении
Ca(HCO3)2= CaCO3 + CO2 + H2O
Осадок
Как можно устранить постоянную жёсткость воды?
(добавлением соды)
Запишите уравнения химических реакций взаимодействия
хлорида кальция и сульфата магния с карбонатом натрия.
CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl
MgSO4 + Na2CO3 = MgCO3 + Na2SO4
Кроме того, хлориды и сульфаты кальция и
магния под влиянием высокой температуры подвергаются гидролизу с выделением
кислот:
MgCl2 + H2O= Mg(OH)2 + 2HCl
Выделившаяся кислота растворяет металл, из
которого изготовлена посуда, детали стиральных машин, вызывая коррозию
В настоящее время в быту чаще используются
СМС, эффективность которых не зависит от жёсткости воды, т.к. вещества, входящие
в их состав не образуют с ионами кальция и магния нерастворимых соединений.
Однако эти вещества плохо разрушаются в природной среде и вызывают загрязнения
водоёмов.
IV. Закрепление.
Давайте вернёмся к задачам урока и посмотрим
рассмотрели ли мы их.
Людям каких профессий необходимо знать данный
материал.
Дополнительные задания:
№1. Вставьте пропущенные формулы веществ в
уравнения реакций.
1.Mg(HCO3)2 = ……+ CO2 +H2O
2. CaCO3 + …..+H2O = Ca(HCO3)2
3. 2HNO3+…..=Cu(NO3)2 = 2H2O
№2Решите задачу:
В медицине часто применяю физиологический
раствор – 0,9 % раствор хлорида натрия. Какая масса соли вводится в организм
при вливании 500 г такого раствора.
V.Домашнее задание
Рефлексия
Итоги урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.