ТЕМА: ЗАГАДОЧНЫЕ ЗЕМНОВОДНЫЕ
Цель:
активизация экологического воспитания обучающихся, углубление знаний в области
биологии, географии, экологии.
Задачи:
познакомить
обучающихся с ролью земноводных в природе и жизни человека, с видовым разнообразием
амфибий, углубить знания обучающихся в области зоологии и экологии; продолжить развитие
познавательной активности учащихся, навыков частично-поисковой деятельности; формирование
высокого уровня экологической и эстетической культуры; воспитание
высоконравственного отношения к природе.
Ход
урока:
I.
Орг. момент.
Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с, пожалуй, самыми удивительными
и загадочными существами, обитающими рядом с нами, с земноводными.
II.
Изучение нового материала.
Отгадайте
загадку:
Подрастала
– хвост растила,
Платье
темное носила.
Подросла
– светлее стала,
Хвост
на ноги променяла. (Лягушка, жаба)
Учитель:
Наш урок посвящен всем известным лягушкам и их родственникам – жабам, тритонам,
квакшам, саламандрам. Всем тем, кого мы, в общем, называем земноводными.
Вопрос:
Почему этих животных назвали земноводными?
(Ответ
детей: Живут на суше, но размножаются, и первое время обитают в воде.)
Давайте
попытаемся рассмотреть земноводных с трех позиций: с позиции обычного человека,
с точки зрения ученого - зоолога, и с точки зрения эколога.
Согласны?
Ученик
в роли «Обычного человека»
С
давних времен лягушек считали дьявольскими животными. Колдуньи и ведьмы
использовали их в своем колдовстве. Люди сочиняли сказки о том, как ведьмы
превращали красивых девушек в жаб и лягушек. Под покровом ночи заколдованная
красавица сбрасывала с себя лягушачью кожу и становилась прекрасной
принцессой, а с наступлением нового дня снова превращалась в лягушку.
Наши
бабушки в крынку с молоком бросали лягушек, и молоко не закисало. Считалось,
что это они своим колдовством не дают молоку прокиснуть.
По
поведению лягушек и жаб люди предсказывали погоду.
Учитель:
1.
Вопрос: Почему же люди считали самых обыкновенных, на наш взгляд, животных
такими загадочными?
2.
Вопрос: Каким образом лягушки и жабы могут предсказать погоду?
(Квакши
издают звуки тогда, когда изменяется атмосферное давлении, чем предсказывают
дождь; лягушки отходят на достаточное расстояние от водоема, значит скоро будет
дождь.
Ученик:
Можно даже самим поставить опыт: лягушку сажают в аквариум с небольшим
количеством воды и помещают туда маленькую лестницу. Если лягушка поднимается
по лестнице из воды, будет плохая погода; барахтается на поверхности воды –
тепло, солнечно, сухо (кожа лягушки легко испаряет влагу и, если воздух
становится сухим и теплым, лягушка остается в воде.)
Учитель:
Жаба.
Одно это слово вызывает у большинства людей неприятные ассоциации – и в руки ее
взять противно, потому что вся кожа в бородавках, и морда у нее отвратительная,
и вообще это что-то холодное, мерзкое, гадкое.
3.
Вопрос: Если взять лягушку или жабу в руки, появятся бородавки или нет?
От чего появляются бородавки?
(Ответы
детей: Нет. Жабы имеют сухую бугорчатую кожу, что связано с частичным
ороговением ее верхних слоев. На кожу рук они не влияют. От грязи на руках - нужно
мыть руки с мылом.)
4.Вопрос:
Какие сказки, в которых главным героем выступает лягушка или жаба, вы знаете?
(
Ответы детей: Царевна-лягушка, Лягушка-путешественница Сказка о двух лягушках.)
5.
Вопрос: Как обыкновенный человек, ответьте на вопрос: нужны ли нам земноводные?
Согласны ли вы с тем, что это удивительные и загадочные существа? (Ученики
высказывают мнения)
Ученик
в роли «Ученого-зоолога»
Земноводные
появились на Земле много миллионов лет назад, задолго до того как появился
первый человек. И вот на протяжении всего этого времени земноводные настолько
приспособились к разнообразным условиям жизни на Земле, что встречаются
практически повсюду, кроме тех мест, где они просто-напросто не смогут жить.
Учитель:
1.
Вопрос: В каких местах не могут жить земноводные? Почему?
(Ответы
учеников: Не могут жить вдалеке от воды, и там, где холодно, так как
непостоянная температура тела. Многочисленны в тропиках и не встречаются на
полюсе.)
2.
Вопрос: Вернемся к загадке:
Подрастала
– хвост растила,
Платье
темное носила.
Подросла
– светлее стала,
Хвост
на ноги променяла.
*Как
размножаются и растут земноводные?
(Ответы
учеников: Икра, личинка, головастик, лягушонок.)
3.
Вопрос: Куда пропадает хвост у головастика?
(Ответы
учеников с комментариями учителя: Рассасывается с помощью специальных органоидов
- лизосом, находящихся в клеточках хвоста головастика. Эти органоиды наполнены
веществом похожим на кислоту. Органоиды лопаются, содержимое разливается, и
хвостик растворяется – пропадает. Все происходит, конечно же, гораздо сложнее.)
4.
Вопрос: Как вы думаете, чем дышит головастик, и чем – лягушонок?
(Ответы
учеников: Жабры; легкие и кожа.)
5.
Вопрос: Как пьет лягушка?
(Ответы
учеников: Не ртом, а впитывает через кожу. Попав в водоем или во влажное место,
набирает воду с запасом и хранит под кожей.)
6.
Вопрос: Какие ноги у лягушки длиннее и почему?
(Ответы
учеников: Задние – с их помощью - и прыгает и плавает.)
7.
Вопрос: Жует ли лягушка пищу?
(Ответы
учеников: Нет. Зубы у нее очень мелкие и расту только на верхней челюсти. Пищу
лягушка захватывает языком, а ее глаза, способные погружаться вниз, помогают
проталкивать добычу в желудок.)
8.
Вопрос: Если в террариум к голодной лягушке положить мертвых насекомых, то она
их не тронет. Почему?
(Ответы
учеников: Все земноводные реагируют только на движущиеся предметы. Не зная
того, многие ребята пытаются держать лягушек дома, но не могут их накормить.)
9.
Вопрос: Как земноводные ловят добычу?
(Ответы
учеников: Их язык прикреплен во рту передним концом и способен далеко
выбрасываться.)
10
Вопрос: Могут ли лягушки летать?
(Ответы
учеников: Древесная лягушка, обитающая на о. Ява, может совершать планирующие
прыжки с дерева на дерево.)
11
Вопрос: В Париже перед зданием Пастеровского университета, установлен памятник
лягушке. Второй памятник был воздвигнут в Токио на деньги, собранные
студентами-медиками. За что лягушка удостоена такой чести?
(Ответы
учеников: Памятники – дань уважения и признания заслуг лягушек перед наукой.
Огромное количество этих животных погибло под лабораторным скальпелем, помогая
человеку понять причины многих болезней.)
12
Вопрос: Как ученый - зоолог, ответьте на вопрос: нужны ли нам земноводные?
Согласны ли вы с тем, что это удивительные и загадочные существа? (Высказывают
свое мнение)
Ученик
в роли «Ученого-эколога»
Экология,
как вы все уже знаете, это наука о доме, доме для всего живого – растений,
животных и, конечно же, человека. Этот дом – среда обитания живых организмов –
обширен и разнообразен. В нем и живут главные герои нашего урока – земноводные.
На них мы уже посмотрели сточки зрения простого человека, ученого-зоолога.
Пришло время определить значение земноводных в природе и жизни человека с точки
зрения ученого-эколога.
Ведь
именно экологи занимаются изучением всех проблем нашего общего дома, имя
которому Планета Земля.
Учитель:
1.
Вопрос: Чем питаются земноводные?
(Ответы
учеников: Мухи, комары, жучки, слизни, улитки, черви.)
2.
Вопрос: Для каких животных они сами служат пищей?
(Ответы
учеников: Аисты, журавли, цапли, головастиками – хищные рыбы, выдры.)
3.
Вопрос: Представьте себе, что с лица Земли исчезли все земноводные. Что тогда
произойдет?
(Ответы
учеников: Разрушение цепей питания, вредных насекомых никто не будет поедать.)
Учитель:
Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее
посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда. Но, если лягушку
посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав
этого.
4.
Вопрос: В связи с чем, именно экологи упоминают эту особенность?
(Ответы
учеников: Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в
отравленной окружающей среде. Ведь, если нас поместить сразу в ядовитую
атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но, если все так и будет
ухудшаться, только медленно, то человек может погибнуть, даже не осознав
этого.)
5.
Вопрос: Как ученый - эколог, ответьте на вопрос: нужны ли нам земноводные?
Согласны ли вы с тем, что это удивительные и загадочные существа?
III.
Рефлексия. Подведение итогов
Итак,
все согласны с тем, что земноводные – это загадочные животные?
Побывав
в роли простого человека, ученого-зоолога и ученого-эколога, вы ответили на вопрос:
«В чем кроится загадка земноводных?»
Учитель
задает вопросы: «Чего мы достигли на уроке? Что нового узнали?»
Подводя
итоги работы, отмечает вклад каждой группы в решение проблемы, выдвинутой в
начале урока. Отмечает работу наиболее активных учащихся.
Свободный
обмен мнениями и впечатлениями о рабочем процессе урока, удовлетворенности
полученным результатом и отношениями сотрудничества.
IV.
Домашнее задание
§
24
·
Составить кроссворд по теме «Многообразие земноводных»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.