Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока "Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа."

Конспект урока "Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа."

Скачать материал

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лебедянский педагогический колледж»

(ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»)

 

 

 

 

Конспект открытого урока

по МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников

Группа 32

Тема. Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа.

 

Преподаватель Е.В. Малышева

 

http://detskisad-1.klasna.com/uploads/editor/964/69958/sitepage_66/images/77065650_2374021_0_53973_f5cd2448_l_1__2.png

 

 

 

 

Лебедянь

2014

Учебное занятие №                   24 октября                               32 группа

Тема. Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа.     

Цель: дать знания студентам об особенностях организации экологической тропы, актуализировать знания о формах организации экологического образования, продолжать учить определять цели экологического образования дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста, развивать способности студентов обобщать, сравнивать и анализировать полученную информацию, проецировать и интерпретировать полученные ранее знания в контексте изучаемой темы; воспитывать интерес к  изучаемой проблеме и сфере деятельности; продолжать формировать ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников, ПК 5.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, ПК 5.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и ОК 1-11.

Тип учебного занятия: изучение новых знаний.

Вид учебного занятия: лекционно-практическое

Оборудование: формы для рефлексии «ПМИ», экран, компьютер, проектор.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.


 

Ход учебного занятия

 I фаза «Вызов» 

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Слайд 1 Обратите  внимание на название темы урока «Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве» (на экране) и ответьте на вопрос:

• Актуален ли этот вопрос для студента колледжа?

• Почему?

-  Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах.

-  Переход ДОУ из режима функционирования в режим поиска и развития. Потребность повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов  педагогических учебных заведений.

 - В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

- Информатизация дошкольного образования. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. 

 

Повторение материала:

Слайд № 2   Фронтальная беседа

1. Каковы формы работы в детском саду по экологическому образованию детей? (экскурсии, занятие, наблюдение, коллекционирование, экологический музей и т.д.)

2. Как называется форма организации образовательной деятельности в детском саду, где решаются общедидактические задачи под руководством воспитателя и формируется способность обучаться, развиваться, интеллектуальная и творческая активность? (занятие)

3. Какие задачи решает воспитатель, применяя разные формы экологического образования?

Результаты диагностики уровня экологической культуры и грамотности детей и их родителей. Слайд № 3

Проблема состоит в том у детей и родителей недостаточно сформированы экологическая культура и  экологическая  компетентность взаимодействия детей и их родителей с природой. Слайд №4 И поэтому мы продолжаем изучать формы экологического образования в ДОУ, и сегодня познакомимся еще с одной формой работы – «Экологическая тропа».

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

 Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно).(см. Приложение 2) Слайд №5

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

 Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, ведущий специалист в области развития практических навыков мышления.

Цель использования таблицы - формирование разнообразного отношения к тексту.

В графу П («плюс») вписывают все те факты, элементы текста, которые либо вызвали положительные эмоции, либо могут считаться «хорошими» для чего-то, для какой-то цели и т. п.

В графу М («минус») вписывают все то, что не понравилось, вызвало неприязнь (может, скуку), осталось непонятным (неприятно непонятным), либо является недостатком для осуществления некоей цели.

В графу И («интересно») вписывают все, о чем бы хотелось узнать поподробнее, что было бы интересно проверить, т. е. все интересное.

Некоторые записывают интересное в графы П и М. Подобное возможно, но следует напомнить, что в графе И должно быть «больше любопытства».

Студенты ведут краткую запись материала,  делают пометки в табличках по методике ПМИ (плюс-минус-интересно)

Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа.       

1. Экологическая тропа, как один из важнейших компонентов экологической развивающей среды.        Слайд №6

Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

2.     Цели экологической тропы:      Слайд № 7

•        воспитание начал экологической культуры, бережного отношения к природе у дошкольников.

•        Развитие наблюдательности, познавательной активности.

•        Воспитание трудолюбия.

    

Экологическая тропа помогает реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой, позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.

С детьми младшего возраста организовываются  наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом,  ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их  части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы  наблюдают  за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

3.     Формы и методы работы на экологической тропе: Слайд № 8

•        экологические беседы;

•        экологические экскурсии;

•        уроки доброты;

•        уроки мышления;

•        экологические конкурсы;

•        экологические акции;

•        обсуждение и проигрывание ситуаций;

•        трудовой десант;

•        зелёный патруль;

•        лаборатория юного эколога;

•        коллекционирование;

•        экологические выставки и экспозиции;

•        экологические праздники;

•        экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

•        экологические сказки;

•        экологические тренинги;

•        инсценировки, театрализации и т. д.

Слайд № 9

4.     Этапы (последовательность) создания экологической тропы.

-                       детальное обследование территории;

-                       выделение наиболее интересных объектов; Слайд № 10

-                       составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения). Для малышей можно сделать яркие крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов;

-                       выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

-                       фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); Слайд № 11

-                       изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

-                       составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми

III фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

Слайд № 12 Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблицы (ответы студентов)

Проверка опережающих заданий: презентация в  программе «PowerPoint» «Экологическая тропа», Проекты «Экологическая тропа», «Экологический музей».

IV. Домашнее задание. Составить конспекты «Экологическая тропа»


 

Приложение 1

Технология «Развитие критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы

I фаза 
Вызов
  
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
  Рефлексия

(осмысление, рождение новых направлений)

Задачи каждого этапа технологии:

1.Актуализировать имеющиеся у студентов знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

2.Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

3. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства:

-              сбор данных

-              анализ текстов

-              сопоставление альтернативных точек зрения

-              коллективное обсуждение

-              разные виды парной и групповой работы

-              дебаты

-              дискуссии

Преподаватель:

-         направляет усилия учеников в определенное русло

-         сталкивает различные суждения

-         создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

-         дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

-         подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Приложение 2

ТЕХНИКА «ПМИ» (ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

 Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Им написано 45 книг.

Цель использования таблицы - формирование разнообразного отношения к тексту.

В графу П («плюс») вписывают все те факты, элементы текста, которые либо вызвали положительные эмоции, либо могут считаться «хорошими» для чего-то, для какой-то цели и т. п.

В графу М («минус») вписывают все то, что не понравилось, вызвало неприязнь (может, скуку), осталось непонятным (неприятно непонятным), либо является недостатком для осуществления некоей цели.

В графу И («интересно») вписывают все, о чем бы хотелось узнать поподробнее, что было бы интересно проверить, т. е. все интересное.

Проанализируйте факты и явления с точки зрения положительных сторон («плюс» - П), отрицательных сторон («минус» – М) и интересных, перспективных моментов (И). По окончании работы с табличкой сделайте вывод.

П

 

М

 

И

 

 

Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Список литературы:

1.      Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2.      Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

3.      Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М. : AcademiA, 2006.

Боно Эдвард Де, Нестандартное мышление: учебник - Издательство: Попурри, 2013

 

Интернет-ресурсы:

http://ext.spb.ru/index.php

http://c-redpanda.ru/stati-nashikh-psikhologov/22-metod-pmi

http://900igr.net/prezentatsii/filosofija/Razvitie-kriticheskogo-myshlenija

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников.

Цель учебного занятия: дать знания студентам об особенностях организации экологической тропы,актуализировать знания о формах организации экологического образования, продолжать учить определять цели экологического образования дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста.

В ходе проведения учебного занятия используется методика ПМИ (плюс-минус-интересно). Она реализуется в технологии «Развитие критического мышления». Обучающиеся учатся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Цель использования таблицы - формирование разнообразного отношения к тексту.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 221 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 499
    • DOCX 246.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Малышева Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Малышева Елена Викторовна
    Малышева Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 25489
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе