Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Лебедянский педагогический
колледж»
(ГОБПОУ «Лебедянский педагогический
колледж»)
Конспект открытого урока
по МДК.03.03. Теория и методика экологического
образования дошкольников
Группа 32
Тема.
Своеобразие форм и методов работы по
воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая
тропа.
Преподаватель Е.В. Малышева
Лебедянь
2014
Учебное
занятие № 24 октября 32 группа
Тема.
Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в
дошкольном детстве. Экологическая тропа.
Цель: дать знания студентам об особенностях организации экологической тропы, актуализировать знания о формах
организации экологического образования,
продолжать учить определять цели экологического образования дошкольника в
зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей
возраста, развивать способности
студентов обобщать, сравнивать и анализировать полученную информацию,
проецировать и интерпретировать полученные ранее знания в контексте изучаемой
темы; воспитывать интерес к изучаемой проблеме и сфере деятельности;
продолжать формировать ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе
примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников, ПК
5.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области дошкольного образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов, ПК 5.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений и ОК 1-11.
Тип учебного занятия: изучение новых знаний.
Вид учебного занятия: лекционно-практическое
Оборудование: формы для
рефлексии «ПМИ», экран, компьютер, проектор.
Формы работы: фронтальная,
парная, индивидуальная.
Ход учебного занятия
I
фаза «Вызов»
(пробуждение имеющихся
знаний интереса к получению новой информации)
Слайд 1 Обратите внимание
на название темы урока «Своеобразие форм и методов работы по воспитанию
начал экологической культуры в дошкольном детстве» (на экране) и
ответьте на вопрос:
•
Актуален ли этот вопрос для студента колледжа?
•
Почему?
-
Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах.
- Переход ДОУ из
режима функционирования в режим поиска и развития. Потребность
повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения,
студентов педагогических учебных заведений.
- В
настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования
к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих
десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей
рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все
больше требований предъявляется к образовательным программам основного и
дополнительного образования.
- Информатизация
дошкольного образования. В детских садах формируется новая образовательная
среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и
развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного
образования к этим технологиям и возможностям использования в своей
профессиональной деятельности.
Повторение
материала:
Слайд № 2 Фронтальная беседа
1.
Каковы формы работы в детском саду по экологическому образованию детей? (экскурсии,
занятие, наблюдение, коллекционирование, экологический музей и т.д.)
2.
Как называется форма организации образовательной деятельности
в детском саду, где решаются общедидактические задачи под руководством
воспитателя и формируется способность обучаться, развиваться, интеллектуальная
и творческая активность? (занятие)
3.
Какие задачи решает воспитатель, применяя разные формы экологического
образования?
Результаты
диагностики уровня экологической культуры и грамотности детей и их родителей. Слайд № 3
Проблема
состоит в том у детей и родителей недостаточно
сформированы экологическая культура и экологическая компетентность
взаимодействия детей и их родителей с природой. Слайд №4 И поэтому мы продолжаем изучать формы
экологического образования в ДОУ, и сегодня познакомимся еще с одной формой
работы – «Экологическая тропа».
II
фаза «Осмысление содержания» (получение
новой информации)
Знакомясь
с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по
методике ПМИ (плюс-минус-интересно).(см. Приложение 2) Слайд №5
Она
используется в технологии «Развитие критического мышления»
Мы
учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Эту
таблицу придумал Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в
области творческого мышления, доктор медицинских наук, доктор философии
Кембриджского университета, ведущий специалист в области развития практических
навыков мышления.
Цель
использования таблицы - формирование разнообразного отношения к тексту.
В
графу П («плюс») вписывают все те факты, элементы текста, которые либо
вызвали положительные эмоции, либо могут считаться «хорошими» для чего-то, для
какой-то цели и т. п.
В
графу М («минус») вписывают все то, что не понравилось, вызвало
неприязнь (может, скуку), осталось непонятным (неприятно непонятным), либо
является недостатком для осуществления некоей цели.
В
графу И («интересно») вписывают все, о чем бы хотелось узнать
поподробнее, что было бы интересно проверить, т. е. все интересное.
Некоторые
записывают интересное в графы П и М. Подобное возможно, но следует напомнить,
что в графе И должно быть «больше любопытства».
Студенты
ведут краткую запись материала, делают пометки в табличках по методике
ПМИ (плюс-минус-интересно)
Своеобразие
форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном
детстве. Экологическая тропа.
1. Экологическая
тропа, как один из важнейших компонентов экологической развивающей среды. Слайд №6
Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в
природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих
маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и
животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике
природоохранную деятельность.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных
объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые
архитектурные формы.
2. Цели экологической тропы: Слайд
№ 7
• воспитание начал экологической культуры, бережного
отношения к природе у дошкольников.
• Развитие наблюдательности, познавательной активности.
• Воспитание трудолюбия.
Экологическая тропа помогает реализовать очень важную педагогическую
идею – воспитание ребенка через общение с природой, позволяет дошкольнику
наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе,
изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки
простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне
местные экологические проблемы и по-своему решить их.
Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети
играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что
их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки
ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них
развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство
прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.
С
детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными
листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они
любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.
Ребята
средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за
подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер,
запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые,
гладкие, ворсистые и т. п.).
В
старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя
сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными
свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части
растений применяются для лечения болезней.
3. Формы
и методы работы на экологической тропе: Слайд № 8
• экологические
беседы;
• экологические
экскурсии;
• уроки доброты;
• уроки мышления;
• экологические
конкурсы;
• экологические
акции;
• обсуждение и проигрывание
ситуаций;
• трудовой десант;
• зелёный патруль;
• лаборатория
юного эколога;
• коллекционирование;
• экологические
выставки и экспозиции;
• экологические
праздники;
• экологические
игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем;
соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
• экологические
сказки;
• экологические
тренинги;
• инсценировки,
театрализации и т. д.
Слайд №
9
4.
Этапы (последовательность) создания экологической
тропы.
-
детальное обследование территории;
-
выделение наиболее интересных объектов; Слайд № 10
-
составление картосхемы тропы с нанесением
маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов;
могут быть составлены картосхемы разного назначения). Для малышей можно сделать
яркие крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов;
-
выбор вместе с детьми «хозяина» тропы –
сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в
гости;
-
фотографирование объектов (или рисунки) и
описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); Слайд № 11
-
изготовление табличек с рисунками,
подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
-
составление рекомендаций по использованию
объектов тропинки для работы с детьми
III
фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)
Слайд № 12 Предлагает
объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблицы (ответы студентов)
Проверка
опережающих заданий: презентация в
программе «PowerPoint» «Экологическая тропа», Проекты «Экологическая
тропа», «Экологический музей».
IV.
Домашнее задание. Составить конспекты
«Экологическая тропа»
Приложение 1
Технология «Развитие
критического мышления»
Цель данной технологии - развитие
мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учебе, но и в обычной
жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,
анализировать различные стороны явлений и т.п.).
В основе данной
технологии – трехфазовая структура урока
Технологические этапы
I
фаза
Вызов
(пробуждение
имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
|
II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)
|
III фаза
Рефлексия
(осмысление, рождение новых направлений)
|
Задачи
каждого этапа технологии:
1.Актуализировать имеющиеся
у студентов знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный
интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся
самим определить направление в изучении темы
2.Помочь активно
воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести
старые знания с новыми
3.
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый
материал
Помочь самостоятельно
определить направления в дальнейшем изучении материала
Формы и средства:
-
сбор данных
-
анализ текстов
-
сопоставление альтернативных точек зрения
-
коллективное обсуждение
-
разные виды парной и групповой работы
-
дебаты
-
дискуссии
Преподаватель:
-
направляет усилия учеников в определенное
русло
-
сталкивает различные суждения
-
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных
решений
-
дает учащимся возможность самостоятельно
делать выводы
-
подготавливает новые познавательные
ситуации внутри уже существующих
Приложение 2
ТЕХНИКА «ПМИ» (ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО)
Она
используется в технологии «Развитие критического мышления»
Мы
учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Эту
таблицу придумал Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в
области творческого мышления, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского
университета, ведущий специалист в области развития практических навыков
мышления. Им написано 45 книг.
Цель
использования таблицы - формирование разнообразного отношения к тексту.
В
графу П («плюс») вписывают все те факты, элементы текста, которые либо
вызвали положительные эмоции, либо могут считаться «хорошими» для чего-то, для
какой-то цели и т. п.
В
графу М («минус») вписывают все то, что не понравилось, вызвало
неприязнь (может, скуку), осталось непонятным (неприятно непонятным), либо
является недостатком для осуществления некоей цели.
В
графу И («интересно») вписывают все, о чем бы хотелось узнать
поподробнее, что было бы интересно проверить, т. е. все интересное.
Проанализируйте
факты и явления с точки зрения положительных сторон («плюс» - П), отрицательных
сторон («минус» – М) и интересных, перспективных моментов (И). По окончании
работы с табличкой сделайте вывод.
Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Список
литературы:
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания
дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - М.:
Издательский центр «Академия», 2013.
2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического
воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном
возрасте. – М. : AcademiA, 2006.
Боно Эдвард Де, Нестандартное мышление: учебник - Издательство:
Попурри, 2013
Интернет-ресурсы:
http://ext.spb.ru/index.php
http://c-redpanda.ru/stati-nashikh-psikhologov/22-metod-pmi
http://900igr.net/prezentatsii/filosofija/Razvitie-kriticheskogo-myshlenija
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.