- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
- Тема: § 1. Роль экономики в жизни общества
- 06.10.2020
- 1760
- 150
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Создание отношений между людьми.
1. Цели урока в соответствии с линиями развития.
1-я линия развития. Умение понимать связи между людьми в обществе – определять понятие «межличностные отношения», «малая группа». Определять роль личности в группе.
2-я линия развития. Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям.
3-я линия развития. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами.
2. Содержание урока.
Элементы необходимого минимума содержания
Формируемые и используемые учебные действия
Межличностные отношения. Малая группа. Личность в группе. Межличностные отношения в группах.
Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.
Составление плана действий.
Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.
Умение определять собственную точку зрения и объяснять своё отношение к правовым нормам.
Умение аргументированно оценивать свои и чужие поступки.
3. План проведения урока.
Проблема урока.
Почему отношения между людьми складываются по-разному?
Поиск решения проблемы:
1. Какие бывают отношения?
2. Что влияет на возникновение разных взаимоотношений?
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
1) Знания о межличностных отношениях.
2) Применение знаний о межличностных отношениях при решении жизненных задач.
Вывод по проблеме урока:
Межличностные отношения могут складываться по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры.
4. Рекомендации.
Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.
При работе с учебником ты, наверное, заметил, что объём изучаемого материала и его сложность постепенно возрастают. Для того чтобы лучше разобраться в новых темах и основательнее их усвоить, пригодятся навыки классификации и систематизации. В пройденном материале тебе уже встречались примеры их использования, только предложены они были авторами учебника. Например, давалась классификация взглядов человека на мир и видов деятельности; была представлена систематизация сфер жизни общества и элементов сознания человека. Теперь тебе предстоит освоить самостоятельное выполнение этих действий.
Классификация – расположение (группировка) объектов изучения в соответствии с присущими им признаками. Предполагая разделение объектов по группам, она подчёркивает различия между ними.
Систематизация – объединение изучаемых объектов в определённую систему на основе существующих между ними связей. Выделяя отдельные элементы объекта, она подчёркивает их связанность воедино. (Информация из рабочей тетради.)
5. Ход урока.
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Сегодня мы с вами начинаем изучать второй раздел учебника. Прочитайте его название.
– Скажите, а в чём, по вашему мнению, здесь проблема?
– Все ли люди одинаково общаются? Приведите примеры.
Здесь важно спровоцировать ребят на приведение разных примеров.
– Да, действительно, иногда люди общаются как друзья, а иногда – как враги. Так в чём здесь возникает противоречие? Какой проблемный вопрос к главе 2 можно сформулировать?
Наводящими вопросами учитель подводит к главному вопросу:
«Человек человеку – друг или волк?» (Слайд 1)
– «Проблема понимания общества».
Высказывают свои версии.
Приводят разные примеры общения, свидетелями которых они были.
Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который ребята сравнивают с формулировкой авторов учебника.
Личный опыт. Слайд 1. Фронтальная.
Формулирование проблемного вопроса.
– К какой сфере общества относятся вопросы, изучаемые во 2-й главе?
– Какие вопросы относятся к социальной сфере общества?
– Решать эту трудную проблему мы будем на протяжении изучения всей главы, из урока в урок добывая информацию.
– А тема сегодняшнего урока – «Создание отношений между людьми».
– Откройте § 11 и прочитайте, с какими проблемами столкнулись наши друзья. (Слайды 2, 3.)
– Что общего у двух новичков – Димы и Пети? В чём отличие их положения в классе?
– В чём вы видите противоречие?
На доске записывается:
1. Дима – сложились отношения.
2. Петя – отношения не сложились.
– Какой вопрос может возникнуть, если исходить из этого противоречия?
Проблема: «Почему отношения между людьми складываются по-разному?»
– Сравните свой ответ с вариантом авторов.
– К социальной сфере общества.
– Она включает вопросы общественного деления и общения.
Читают начало § 11 (можно по ролям).
– Оба мальчика приехали из одного города почти в одно и то же время. Но у Димы быстро появились друзья, да и учителя его любят, а Петя оказался без друзей и становится всё угрюмее.
– Изначально они были в одном положении, но Дима быстро сумел установить отношения с другими, а Петя так и не смог.
Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который ребята сравнивают с формулировкой авторов учебника.
Личный опыт и ранее изученный материал. Слайды 2, 3. Фронтальная.
Формулирование проблемного вопроса.
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Фиксирует на доске от проблемы стрелками ключевые слова версий
(выделенные самими авторами версий.)
Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).
Вопросы и проблема, записанные на доске или в презентации.
Фронтальная.
Выдвижение гипотез.
– Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. Для этого проведём проверку знаний терминов.
Работу можно провести по слайду 4 или выполнить задание 1 в рабочей тетради.
Ребята самостоятельно выполняют работу.
Слайд 4. Самостоятельная работа.
Умение группировать информацию.
– Как будем с вами решать проблему урока?
Слайд 5.
План:
1. Какие бывают отношения?
2. Что влияет на возникновение разных взаимоотношений?
– Надо выяснить, какими могут быть взаимоотношения и что на них оказывает влияние.
Вопросы и проблема, записанные на доске. Презентация,
слайд 5.
Фронтальная.
Составление плана действий.
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
Используя материал в рабочей тетради на с. 54 «Обучение учебному действию» и слайд 6, знакомит учащихся с умением классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию. Можно обратить внимание ребят на то, что подобные действия они и ранее уже выполняли, например, задание 1 в рабочей тетради. Поэтому достаточно ознакомиться только с тремя абзацами информации в рабочей тетради (если класс сильный).
Читают и отвечают на вопросы учителя.
Презентация, слайд 6, рабочая тетрадь, с. 54;
работа фронтальная.
Умение анализировать информацию.
– Теперь, работая с текстом учебника, вы будете учиться применять новое умение.
–Прочитайте текст на с. 95–96 и, выделив ключевое понятие, систематизируйте информацию.
Читают вслух и все вместе выделяют ключевое понятие, а затем систематизируют его признаки.
Презентация, слайд 7, учебник, с. 95–96.
Работа фронтальная.
Умение систематизи-ровать общество-ведческую информацию.
–Прочитайте текст на с. 95–96 до конца и составьте классификацию видов межличностных отношений.
Можно ещё раз обратить внимание на то, что классифицировать - это значит надо найти различия признаков. Можно вернуться к слайду 6.
– Сформулируйте своими словами, что такое «межличностные отношения».
– Проверьте себя по словарю (или слайд 9). Выделите в определении ключевые (главные) слова.
– Какой ответ на проблему урока мы можем дать?
– Почему отношения между людьми складываются по-разному?
– Приведите примеры из жизни межличностных отношений.
– Как вы думаете, ваш класс можно назвать дружным? Аргументируйте свой ответ.
Продолжите беседу, в зависимости от их ответа.
– Почему вы считаете, что ваш класс недружный?
– Почему возникают конфликты?
– Что надо сделать, чтобы ваш класс стал более дружным?
Работают в группах или парах, а затем представляют результаты работы и сравнивают с авторским вариантом на слайде 8.
– Это взаимоотношения, которые возникают между людьми в процессе взаимодействия.
– Межличностные отношения складываются по-разному, потому что у людей различные интересы и цели.
– Например, наши отношения в классе.
Обычно дети считают, что их класс недружный.
Презентация, слайд 8–9, учебник, с. 95–96;
работа групповая или парная.
Умение классифициро-вать общество-ведческую информацию.
– Читая второй пункт § 11, систематизируйте информацию о малой группе и выполните задание 4 в рабочей тетради (или слайд 10).
Работают самостоятельно, выбирая уровень сложности. Представляя свою работу, сравнивают со слайдом 10.
Презентация, слайд 10, учебник, с. 96.
Самостоятельная работа.
Умение систематизи-ровать общество-ведческую информацию.
– Как воздействует малая группа на человека?
– Как человеку противостоять негативному влиянию малой группы?
– Как вы понимаете понятия «самооценка», «самоконтроль», «самоанализ»?
– Откройте в учебнике схему «Отношения в малой группе» (с. 97) и выполните задание 5 в рабочей тетради.
– Опишите словами, что такое малая группа.
– Проверьте себя по словарю. Выделите ключевые (главные) слова в определении. (Слайд 11)
Читают данные из таблицы (с. 98).
– Это возможно только в том случае, если человек способен управлять собой. Для этого надо не просто иметь сознание, волю и мышление – необходима способность к самооценке, самоконтролю, самоанализу.
Объясняют значения этих слов, опираясь на собственный опыт.
Выполняют самостоятельно, а затем представляют результаты.
Самостоятельно формулируют определение.
Презентация, слайд 11, учебник, с. 97–98.
Самостоятельная работа.
Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.
Умение класси-фицировать и систематизиро-вать общество-ведческую информацию.
– Так какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
– Межличностные отношения могут складываться по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры.
Знания, полученные на уроке.
Фронтальная работа.
Умение сравнивать.
Формулирование вывода.
Этап урока: применение нового знания, домашнее задание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
Если есть время, то можно предложить решить жизненную задачу. Работу лучше организовать в группах и предложить инсценировать, чтобы ребята прочувствовали эту ситуацию.
Также можно выполнить задание 8 в рабочей тетради.
Работа в группах.
Работают самостоятельно.
Учебник, с. 99, слайды 13–14 и знания, полученные на уроке.
Групповая и самостоятельная работа.
Умение определять собственную точку зрения и объяснять своё отношение к правовым нормам.
Умение аргументированно оценивать свои и чужие поступки.
– Подведём итоги урока. Цель урока достигнута?
– Какую проблему мы решали на уроке?
– Какой ответ можно дать по проблеме урока?
– Чьи гипотезы подтвердились?
Проводят рефлексии.
Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.
Умение обобщать информацию и выделять главное.
– Какой вопрос мы поставили в начале изучения главы 2?
– Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
Слайд 16.
– Человек человеку – друг или волк?
– Человек человеку может быть другом, если будут правильно выстраивать межличностные взаимоотношения.
Знания, полученные на уроке.
Выделение главного.
Формулирование вывода.
– Дома предлагаю вам выполнить задание 9 в рабочей тетради.
Записывают в дневник задание.
Рабочая тетрадь.
Умение систематизиро-вать информацию.
6 656 973 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Минина Ольга Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.