Урок математики в 5 классе
Тема «Решение уравнений»
Цель:
-
закрепить знание правил нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого, множителя, делимого, делителя;
-
формировать и отработать умения и навыки применения правил решения уравнений
при решении задач.
Планируемые результаты:
- предметные умения: знать
теоретический материал по данной теме, уметь применять правила для решения
уравнений и задач;
- познавательные УУД: умение
выявлять сущность, особенности объектов, умение обобщать и классифицировать уравнения,
проводить умозаключения и делать выводы, умение строить речевые высказывания в
соответствии с поставленными задачами;
- личностные УУД:
умение
контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности, умение
высказывать самые простые правила, формирование устойчивой мотивации к
обучению;
- регулятивные УУД: целеполагание,
планирование, саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что ими уже
усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативные УУД: умение
организовывать свои учебные действия в парах и команде; умение высказывать свою
точку зрения; высказывать свое мнение, умение слушать и понимать других, умение
определять цель деятельности на уроке.
Тип урока: урок
обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Оборудование:
компьютерная презентация, проектор, учебник.
ХОД
УРОКА
Учитель.Сегодня на
уроке математики нам предстоит совершить необычное космическое путешествие на
различные планеты нашей школьной галактики. Валерий Чкалов говорил: «Полет –
это математика», и, действительно покорение космоса не обошлось без
математических расчетов. Чтобы летать, нужно создать корабль. А мы создадим
свой корабль, расположив числа в порядке убывания:
105
12 27 99 78 69 85
В 5 К О Т О С
Учащиеся
располагают числа в заданной последовательности и получают название ракеты.
Итак,
мы отправляемся в полет на корабле «Восток -5». Чем же мы будем заниматься в
полете? Решим задачу: «Света потратила на школьные принадлежности в 3 раза
больше денег, чем ее сестра, второклассница Алла. Сколько денег потратила
каждая девочка, если вместе они израсходовали 800 рублей?». Можно ли
решить эту задачу арифметически?
Ученики.Нет,
так как мы не знаем, сколько израсходовала любая из девочек.
Учитель.Как
же решить эту задачу?
Ученики.
С помощью уравнения.
Учитель.
Значит, надо нам уметь решать уравнения?
Ученики.
Надо, чтобы уметь решать задачи с помощью уравнений.
Учитель.
За свою жизнь вам придется решить много всяких задач с помощью уравнений. И от
класса к классу уравнения будут усложняться. Это очень важная тема. Так чем же
мы сегодня будем заниматься?
Ученики.
Будем решать уравнения, повторять правила решения
уравнений.
Учитель.Наша
ракета «Восток -5»на старте. Но прежде, чем ракета взлетит, мы должны
проверить вашу готовность к полету.У вас на столе лежат конверты. В них
действия и названия компонентов, в том числе лишние. Вы должны найти компоненты
для своего действия.
За
время полета нам предстоит заполнить карту нашего звездного маршрута. Учащиеся
выполняют задания, тем, кто затрудняется - оказывается помощь. Подводятся
итоги выполнения задания.
Учитель.
Успешно стартовав, мы летим с вами к планете «Теоретическая».
-
Что называется уравнением?
-
Что называется корнем уравнения?
-
Что значит решить уравнение?
-
Как найти неизвестное слагаемое?
-
Как найти неизвестное уменьшаемое?
-
Как найти неизвестное вычитаемое?
-
Как найти неизвестный множитель?
-
Как найти неизвестное делимое?
-
Как найти неизвестный делитель?
На
вопросы отвечают дети поочередно из каждой команды. Исправляют ошибки или
допущенные неточности члены этой же команды.
Подводятся
итоги.
Учитель.
Летим на соседнюю планету - «Познавательную».Здесь
нам предстоит разгадать кроссворд.
1.Результат
деления.
2.
Число, которое делим.
3.
Результат вычитания.
4.Число,
на которое делим.
5.Число,
из которого вычитаем.
6.Значение
буквы, которое обращает уравнение в верное числовое равенство.
7.Результат
умножения.
8.Равенство,
содержащее неизвестную величину.
9.Результат
сложения.
Ответы
дают учащиеся по праву первой поднятой руки.
Учитель. Прочитайте
по вертикали фамилию.
Ученики.
Терешкова.
Учитель. Кто это?
Ученик. Это
космонавт.
Учитель. Да, это
первая женщина космонавт - Валентина Владимировна Терешкова.16 июня 1963 года,
чуть более 50 лет назад, стартовал космический корабль «Восток - 6» и весь мир
узнал о первой в мире женщине-космонавте. Она стала шестым по счету
космонавтом. Некоторые подробности ее полета мы узнаем на следующей планете - «Математической».
Решив следующие уравнения, мы узнаем, сколько часов и минут длился полет
Терешковой.
1 вариант 2
вариант
3х
+ 4х =490 7а - 3а =
200
х
= 70 а =
50
70 часов 50 минут
длился полет первой женщины-космонавта.
70 час.
50 мин. = 2 сут. 22 час. 50 мин.
Подводятся
итоги разгадывания кроссворда и решения уравнений.
Учитель.
Этот
полет был большим достижением нашей науки, труда наших русских людей. А для
космонавтов - настоящим подвигом. Человек, находясь в космосе, испытывает
большие перегрузки, а это отражается на самочувствии. Но Валентина Терешкова
неизменно отвечала Земле, что полет проходит нормально. Она мужественно перенесла
все трудности полета, получив травму при посадке, и не ушла из отряда
космонавтов. Даже стоял вопрос о втором полете в космос. А мы с вами летим на
планету «Спортивная».
Учитель. Как вы
думаете, ребята, чтобы стать космонавтом надо заниматься спортом?
Ученики. Да.
Учитель.
Вот
и В.В.Терешкова до зачисления в отряд космонавтов занималась парашютным спортом
и совершила очень много прыжков - 163. А в отряде космонавтов ее ожидали
многочисленные физические тренировки. А мы проводим физкультминутку.
Ученик проводит
зарядку.
Быстро
встали, улыбнулись.
Выше
- выше потянулись.
Ну-ка,
плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо,
влево повернитесь,
Рук
коленями коснитесь.
Сели,
встали, сели, встали
И
на месте побежали.
Учитель.
А
у нас по курсу планета - «Занимательная».
Вставьте
пропущенный знак в уравнении и дорешайте его.
у...20 = 28, если а...12 = 4
у = 28 + 20 а = 12 ∙ 4
Учащиеся
в ответах получают 48.
Учитель.48 витков
вокруг Земли сделал корабль «Восток - 6», пилотируемый Терешковой. Почти
2000000 км пролетел он вокруг Земли.
Подводятся
итоги выполнения заданий на маршрутных листах.
Учитель.А мы с
вами летим к планете «Самостоятельных работ».
Учащиеся
самостоятельно решают уравнения и выписывают полученный ответ в таблицу на
доске.
2х
+ 5 =17 (Я) 7х-5х = 14 (Л)
3х - х =16
(Р) 8х + 9х =34 (А)
15х + 27 =72 (О)
40 + 20х = 60 (В)
40 + 4х = 60 (С)
15 х - 12х = 12 (Л)
57 - 5х = 12
(Ь)
Вписав в таблицу
ответов буквы, ученики получают - Ярославль.
Учитель. На
Ярославской земле родилась Валентина Терешкова, здесь прошло ее детство и
юность. Здесь она окончила школу, техникум, работала и сделала первые шаги к
космосу.
Подводятся
итоги выполнения самостоятельной работы.
Последняя
наша планета - «Творческая». Мы решим задачу, которую я вам задала в
начале урока. Ее придумала Бардина Света: «Света потратила на школьные
принадлежности в 3 раза больше денег, чем ее сестра, второклассница Алла.
Сколько денег потратила каждая девочка, если вместе они израсходовали 800
рублей?». На доске ее решает один из учеников.
Итак,
наше космическое путешествие подходит к концу и нас ждет небольшой сюрприз на
планете«Литературная».
Ученик
читает
стихотворение о космосе.
Хочу
как Терешкова,
Я
в космос полететь.
И
на все планеты
Сразу
посмотреть.
На
Плутоне приземлиться,
На
Венере погулять,
На
Луне повеселиться
А
на Марсе пострелять.
На
Нептуне искупаться,
На
Юпитере скакать.
Сквозь
кольца Сатурна прорваться
И
на Землю вернуться опять.
Учитель. Мы
вернулись на нашу планету Земля. Вам понравилось наше путешествие?
Ученики
отвечают, используя фразы:
сегодня
я узнал ...
мне
было интересно...
было
трудно, но я .....
я
выполнил задания....
я
понял .....
теперь
я могу...
я
научился...
у
меня получилось....
я
смог....
я
попробую....
меня
удивило...
я
узнал...
мне
захотелось...
Домашняя
работа. Составить задачу, решаемую с помощью уравнения.
Итог
урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.