Урок № _____ предмет _____________________________ класс _____
дата _______
Тема. НЕ с причастием
Цель: знать условия выбора слитного
и раздельного написания не с причастиями, прилагательными,
существительными, глаголами.
Задачи:
·
уметь правильно писать не с причастиями;
·
графически обозначать условия выбора правильных написаний;
·
разграничивать приставку не- и частицу не с
причастиями;
·
определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным
написанием не со словами других частей речи;
·
находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и
раздельным написанием не с разными частями речи
(существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).
Тип:
знакомство с новой темой
Форма:
урок с использованием ИКТ
Ход урока
1.
Оргмомент. Целеполагание.
Работа по фонетике
На доске.
Назовите глухие согласные звуки в выделенных словах. Сколько
их?
Двадцать четвертое
октября
[ц] [т] [ч]
[т] [т]
Назовите звонкие согласные звуки в выделенных словах.
Сколько их?
Двадцать четвертое
октября
[д] [в] [в] [р]
[й]
В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
Классная работа
– Итак, мы сегодня будем знакомиться с новой орфограммой, но
сначала необходимо вспомнить то, что изучали. Поэтому синтаксическая
разминка. На интерактивной доске.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,
распространённое, осложнено причастным оборотом.)
– Подберите синоним к слову неистовая – СТРАШНАЯ.
– Назовите способ образования слова разбуженная – разбудить
СУФФИКСАЛЬНЫЙ.
- В чем особенность слова?
- Что такое причастие?
- Какие разряды причастий по значению вы знаете?
- Что вы можете сказать о причастии «разбуженная»?
– Как вы думаете, какая орфограмма вызывает затруднение при
написании причастий?
Правописание Н и НН в суффиксах причастий.
– Давайте вспомним правило
2.
Повторение.
Правописание НЕ с существительными
1.
(Не)былица
2.
(Не)правда, а лож…
3.
(Не)друг
4.
(Не)в…димка
5.
(Не)приятель
6.
(Не)смерть страшна, а твоя (не)милость.
7.
(Не)пишущий письмо
8.
(Не)вн…мательность
Правописание НЕ с прилагательными
1.
(Не)взрач…ный
2.
(Не)чес…ный, а лживый
3.
(не)интересующийся
4.
(Не)верный ответ
5.
(Не)чёрств, а свеж…
6.
(Не)навистный
7.
(Не)ясные огни
8.
Река (не)глубокая, но широкая
9.
Далеко (не)робкий
Правописание НЕ с глаголами
1.
(Не)годовать
2.
(Не)понять
3.
(Не)сделать
4.
(Не)волить
5.
(Не)успеть
6.
(Не)истовствовать
7.
(Не)записанный
8.
(Не)волноваться
9.
(Не)доумевать
– Итак, с какой орфограммой работали?
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.
– Сформулируйте правила. Заполним таблицу “Правописание НЕ с
существительными, прилагательными, глаголами”.
Правописание НЕ с существительными, прилагательными,
глаголами
|
Слитно
|
Раздельно
|
1) слово
не употребляется без НЕ
Недоучка
Несуразный
Нелепо
Недоумевать
|
1) есть
или подразумевается противопоставление
Не
правда, а ложь
Не весёлый, а грустный
Не далеко, а близко живёт
|
2) есть
синоним без НЕ, то есть с помощью НЕ образовано
новое слово
Нездоровье
(болезнь)
Невесёлый (грустный)
Не высоко (низко)
|
2) есть
слова, усиливающие отрицание
Далеко
не интересный
Нисколько не весёлый
Ничуть не скучный
Вовсе не горячий
Совсем не новая рубашка
|
|
3) с
глаголами
Не
испортил
Не нарушил
|
–Какое слово является лишним в каждой группе? Выписать в тетрадь
“лишнее” слово
Правописание НЕ с причастиями
Проблемная ситуация.
Как пишется НЕ с выписанными словами? (Варианты ответов учеников.)
Определите часть речи.
Вспомните, в чем особенность этой части речи? (Совмещает признаки глагола и
прилагательного.)
Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет
подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ? (Варианты ответов
учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет
основана на морфологических признаках причастия.)
– Проанализируйте примеры и попробуйте сформулировать правило,
используя объяснения лингвистической сказки учебника. (Ученики, анализируя
данные словосочетания, формулируют правило правописания НЕ с причастиями.)
Ненавидевший писать сочинения
Ненаписанное сочинение
Не написанное, а списанное сочинение
Не написанное мною сочинение
Сочинение не написано
3.
Видеолекция электронного учебника с записью алгоритма.
4.
Закрепление
1.
Интерактивные задания № 4, 8
2.
Упражнение учебника 138
3.
Разноуровневые задания
4.
Тест-тренажёр*
5.
Итоги. Заполнение технологической карты урока
Назовите тему
сегодняшнего урока.
Продолжите фразу:
НЕ с причастиями пишется
слитно, если… ;
НЕ с причастиями пишется
слитно, если…;
С краткими причастиями НЕ
пишется…;
С полными причастиями ,
при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом А НЕ пишется…
6.
Домашнее задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.