Районный конкурс «Учитель года – 2014»
Урок русского языка в 5 классе «Написание
сочинения-ассоциации»
Цель: Создать
условия для написания учащимися сочинения-ассоциации.
Образовательные задачи:
Способствовать усвоению учащимися алгоритма
написания сочинения-ассоциации.
Учащиеся должны знать, что такое
ассоциации;
владеть алгоритмом написания сочинения;
научиться писать сочинение-ассоциация;
Развивающие задачи: Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.
Способствовать развитию УУД:
познавательных УУД: умений перевода
текстовой информации (стихотворение, рассказ) в ассоциации и сочинение -
ассоциацию;
регулятивных УУД: умений целеполагания и
рефлексии;
личностных УУД: умений осознания
личностного смысла изучения данной темы;
коммуникативных УУД: умений размышлять и
оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии
с нормами русского языка;
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию чувства патриотизма,
Ход урока:
Слайд 1. Звучит стихотворение Геннадия
Шпаликова
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелища
Выглядят вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.
Путешествия в обратно
Я бы запретил,
И тебя прошу, как брата,
Душу не мути!
А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятый угадаю,
Там, где (Боже мой!)
Будет мама молодая
И отец живой...
Какие чувства вы испытали, когда слушали
стихотворение?
Слайд 2. Какой год прозвучал в этом стихотворении? (1945)
Кто знает, чем знаменателен этот год для
нашей страны? (закончилась Великая Отечественная война)
Когда отмечается этот праздник? (9 Мая)
Как он называется? (День Победы)
А как вы думаете, что в то далекое время в
этот день ощущали люди, ваши бабушки и дедушки или уже прабабушки и прадедушки?
(радость; счастье; горе, что кто-то не дожил до Победы; боль от потери
близких)
Молодцы!
А вот у меня День победы ассоциируется с
мужеством, геройством, любовью к своей Отчизне.
Слайд 3. И сегодня на уроке мы с вами
будем писать сочинение-ассоциацию. (Слайд с названием темы урока «Написание
сочинения-ассоциации»)
Все ли слова в названии темы урока для вас
понятны?
Как вы думаете, какая будет цель
нашего урока?
Слайд 4. Какие задачи вы поставите
для себя на урок для достижения следующей цели: научиться писать
сочинение-ассоциацию?
- Надо узнать, что такое ассоциация.
- Научиться подбирать ассоциации.
- Как писать сочинения-ассоциации…
- Узнать, зачем нам нужно писать такие
сочинения…
Итак, для того чтобы написать
сочинение-ассоциацию, нам нужно узнать, что означает это слово. Может, кто-то
из вас уже знает, что такое
ассоциация? (Это связи,
возникающие в нашем сознании при восприятии слов. Наши впечатления, воспоминания
– слуховые, зрительные.)
Тогда заглянем в словарь (Слайд 5.)
(Значение слова Ассоциация по Ожегову:
Ассоциация - связь между отдельными
представлениями, при которой одно из
представлений вызывает другое )
слайд 6. с задачами –
Какую задачу выполнили? (узнали определение)
А теперь мы немного отдохнем и попробуем
назвать слова-ассоциации:
Война – боль,
горе, слезы, смерть, раны, потери, бомбежка, медсанбаты, сестры милосердия,
сражения, плен, гибель близких и т.д.
Солдат – защитник, мужество,
отвага, храбрость, надежность и т.д.
Весна – цветы, тепло, радость,
хорошее настроение, окончание учебного года, Победа, парад и т.д.
А к какому слову ассоциациями будут
слова: война, солдат, весна? (День Победы )
Слайд 7. Война
→ Солдат → Весна → День Победы
Какие еще ассоциации подберете к слову День
Победы?
Молодцы!
слайд 8. с задачами – Какую задачу
выполнили? (научились подбирать ассоциации)
Ассоциации могут вызвать не только слова,
но и фильмы, песни, фотографии, рассказы. Посмотрите слайд-шоу и подумайте,
какие ассоциации День Победы вызывает у художников и фотографов.
Слайд-шоу 9.
Какой вывод мы можем сделать по данным
слайдам? (дети называют ассоциации: флаг над рейхстагом, встреча с родными,
парад, ветераны, георгиевские ленточки, могила неизвестного солдата, обелиски,
встречи ветеранов с молодым поколением, сохранение памяти о прошлом)
Молодцы!
Итак, различные ассоциации у нас могут
возникнуть и при просмотре фотографий и картин.
Слайд 10. А сейчас я предлагаю вам послушать
стихотворение Ольги Фокиной «Подснежники» в исполнении Кеинашвили Дианы,
ученицы 5 класса Нижнекулойской сош.
Подснежники О.Фокина
(слайд с подснежниками)
Рос мальчишка далеко не неженкой,
Матери, отца почти не помнил.
Помнил он пожары, толпы беженцев,
Мертвецов, которых не хоронят.
Помнил виселицу - там на площади.
При нужде умел, хоть и не вор был,
Из-под носа утащить у лошади
Ячменём наполненную торбу.
И машину бешенно летящую,
Мог догнать и намертво вцепиться
В жёсткий борт, чтоб унести на кашу
Под рубашкой пригоршни пшеницы.
Рос мальчишка дерзким и насмешливым.
С малолетства зная лишь потери,
Не терпел ни нытиков , ни вежливых
В доброе добро совсем не верил.
И не шутки ради, а сознательно
Жёг себя, угрюмо стиснув губы:
Он и солнце делал истязателем,
Наводя на кожу через лупу.
Знал, как все дружки его вихрастые,
Разрезаясь в кровь осколком банки:
Будут пятки осенью распластаны
Льдом - больней, чем нынче от стекляшки.
Приходил в порезах и царапинах,
Плакала, над ним склоняясь, бабка,
А мальчишка только зябко вздрагивал,
В камешек сжимался, но не плакал.
Рос мальчишка далеко не неженкой!
Но чего не встретишь в царстве сонном!
Слайд 11. И приснились раз ему подснежники -
Синие бубенчики со звоном.
Будто бы бежал он к ним сугробами,
Силою неведомой влекомый,
Листьями какими-то особыми,
Запахом, до радости знакомым.
Будто, издеваясь над мальчишкой,
Бил его, царапал, жёг щиповник,
И в лицо бросали сосны шишками,
Будто бы мальчишка был разбойник.
Слайд 12. И на снег упал он, обессиленный,
Не способный больше к обороне.
А подснежник, глазоньками синими,
Будто, как живой, мальчишку понял.
Слайд 13. Стебельком качая над
сугробами,
Сам пришёл к мальчишке близко-близко:
С листьями, как руки папы, добрыми,
С голосом забытым материнским:
"Милый, твои ножки не устали ли?
Сыт ли ты? Твои рубашки чисты ли?" -
"Мама!"
...и подснежники растаяли.
"Папа!"
...ни бубенчиков ни листьев.
Только ветер где-то хлопнул ставней,
Только бабка охнула тревожно...
С этой ночи вовсе дома стало
Удержать мальчишку невозможно:
Следом за апрельскими ветрами
Убегал за город в одиночку,
Снег в лесу раскапывал руками,
Каждую осматривая кочку.
Он искал подснежники, конечно, -
Синие бубенчики со звоном,
Чтобы пережить любовь и нежность
Наяву, как в дивном царстве сонном.
...Солнце всё светлее улыбалось,
Ручейки текли из-под ладоней.
А когда и снега не осталось:
"Нет таких цветов!" - мальчишка понял.
Жизнь мальчишке показалась горше,
И себя мальчишке стало жальче:
Слёзы покатились, как горошины,
На мальчишкин "хлеб" - сосновый пальчик...
Всё! Он больше чудесам не верит!
Он уйдёт из сладостного плена, -
Слишком велика его потеря,
Чтобы можно ей найти замену.
Слайд 14. Только всё ж на солнечной опушке
Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,
Чтобы дома спрятать под подушку
Голубые, простенькие - эти.
Горсть цветов, наверно, безымянных,
Он сорвал бездумно и небрежно:
Для чего мальчишке имена их?
Не под снегом - значит, не подснежники,
Значит, не звенят они, не пахнут,
Листьями мальчишку не погладят...
Он не знал, что дома, как шальные,
Прямо к потолку его подбросят,
Что ему простят все-все вины его,
Где он был, что делал он, - не спросят.
"Наш родной, любимый! Наш упрямый!"
...Две шинели брошены на стулья.
Руки папы. Губы, голос мамы!
Кончилась война. Они вернулись!
И у этой неизбывной ласки
Быть в долгу мальчишка не захочет:
Он подаст цветы - не без опаски...
Слайд 15. "Господи, подснежники...
сыночек!"
Какие ассоциации вызвало у вас это
стихотворение? (печаль, разочарование, весна, цветы, радость от возвращения
мамы и папы - когда они смогли вернуться домой? – когда наступила Победа, День
Победы)
Молодцы!
Таким образом, мы увидели, что ассоциации
может вызвать и стихотворение.
Работа со словом (в тетради ?)
1) А сейчас подберите, пожалуйста,
однокоренные слова к слову Победа (Слайд: победитель, победный, побеждать)
2)составьте с ними словосочетания
(воин-победитель, победный салют, победный марш, побеждать врага)
3) подберите эпитеты к слову Победа и
запишите их в тетради (Слайд: долгожданная, трудная, выстраданная, счастливая)
4) какие качества
проявили воины-победители во время Великой Отечественной войны? (Слайд: мужество, героизм, отвага, бесстрашие, патриотизм,
выдержка, стойкость)
Физминутка «Как солдаты»
А сейчас послушайте, пожалуйста, текст и
запишите в тетради, какие ассоциации вызывает День Победы у автора.
День Победы – великий праздник, который
начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 22
июня 1941– 9 мая 1945 года. Это день окончания страшной, безмерно жестокой
войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник
был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к
победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством
и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой
партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом
работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и
антифашистского движения.
По приказу И. Сталина в этот день в Москве
был дан грандиозный салют из тысячи орудий. Указом Президиума Верховного Совета
СССР в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны
советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных
исторических побед Красной армии, 9 мая было объявлено Днем Победы.
– Какие ассоциации связаны у автора текста с Днем Победы?
Слайд 16. великий праздник, день окончания
жестокой кровопролитной войны, мужество, героизм, самоотверженная борьба
подпольщиков и партизан, каждодневный трудовой подвиг работников тыла, усилия
антигитлеровской коалиции и антифашистского движения…
А сейчас продолжите предложение: День
Победы …
Молодцы!
Слайд 17. с задачами: какие задачи уже
выполнили? Чего не хватает для достижения цели?)
Слайд 18. Незабудки
Итак, каким образом можно рассказать о
своих ассоциациях? (в рассказе, в стихотворении, на картине, на фотографии)
Сочинение-ассоциацию можно написать как
сочинение-размышление или сочинение-эссе, но с этим вы будете знакомиться в
более старшем возрасте, а сегодня мы напишем мини-сочинение или стихотворение
(если у кого-то есть такой талант) о Дне Победы, вы расскажете, какие
ассоциации у вас вызывает этот праздник.
Слайд 19. С задачами
Слайд 20. Незабудки
На работу вам – 10 минут!
Написание сочинения-ассоциации.
Учащиеся по желанию зачитывают свои
работы. Молодцы!
Зачитываю лучшее сочинение учеников своего
класса (если останется время)
Подумайте, пожалуйста, а зачем нужно писать
такие сочинения? (создается цельный образ, подготовка к экзаменационному
сочинению)
Слайд 21. Возвращаемся к слайду с целями и
задачами. Делаем вывод, что задачи все решили, урок цели достиг. Молодцы!
Сегодня мы с вами говорили о Дне Победы, и
одной из ассоциаций этого дня является салют, я тоже предлагаю вам сейчас
создать «Салют настроения”: (Лист ватмана, звездочки из картона
цветные, пластилин)
(Слайд
22.) если вам понравился урок,
прикрепляете красную звездочку,
если у
вас все получилось – желтую звездочку,
если
было интересно – зеленую,
неинтересно,
скучно – синюю,
урок не
понравился – черную.
Слайд
23. слайд с салютом – это мой салют в честь вас и вашей активной работы на
уроке и в честь приближающегося праздника Дня Победы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.