Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока "Написание сочинения-ассоциации" 5 класс

Конспект урока "Написание сочинения-ассоциации" 5 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Шутова Е А Сочинение .pptx

Скачать материал "Конспект урока "Написание сочинения-ассоциации" 5 класс"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 104.05.2022

    1 слайд

    1
    04.05.2022

  • 2

    2 слайд

    2

  • Написание сочинения-ассоциацииШутова Елена Александровна, 
учитель русского...

    3 слайд

    Написание
    сочинения-
    ассоциации
    Шутова Елена Александровна,
    учитель русского языка и литературы
    04.05.2022
    МБОУ "Нижнекулойская сош"

  • Цель: научиться писать сочинение-ассоциациюЗадачи: 
Узнать, что такое ассоци...

    4 слайд

    Цель: научиться писать
    сочинение-ассоциацию
    Задачи:
    Узнать, что такое ассоциации;
    Научиться подбирать ассоциации;
    Узнать, как писать сочинения-ассоциации;
    Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

    4

  • Ассоциация (по Ожегову)Ассоциация - связь между отдельными представлениями, п...

    5 слайд

    Ассоциация (по Ожегову)
    Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое;
    Ассоциации – воспоминания, образы


    5

  • Цель: научиться писать сочинение-ассоциациюЗадачи: 
Узнали, что такое ассоци...

    6 слайд

    Цель: научиться писать
    сочинение-ассоциацию
    Задачи:
    Узнали, что такое ассоциации;
    Научиться подбирать ассоциации;
    Узнать, как писать сочинения-ассоциации;
    Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

    6

  • 7

    7 слайд

    7

  • Цель: научиться писать сочинение-ассоциациюЗадачи: 
Узнали, что такое ассоци...

    8 слайд

    Цель: научиться писать
    сочинение-ассоциацию
    Задачи:
    Узнали, что такое ассоциации;
    Научились подбирать ассоциации;
    Узнать, как писать сочинения-ассоциации;
    Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

    8

  • 9

    9 слайд

    9

  • Ольга Фокина «Подснежники»10

    10 слайд

    Ольга Фокина «Подснежники»
    10

  • И приснились раз ему подснежники -Синие бубенчики со звоном.Будто бы бежал...

    11 слайд

    И приснились раз ему подснежники -
    Синие бубенчики со звоном.
    Будто бы бежал он к ним сугробами,
    Силою неведомой влекомый,
    Листьями какими-то особыми,
    Запахом, до радости знакомым.

    11

  • И на снег упал он, обессиленный,Не способный больше к обороне.А подснежник,...

    12 слайд

    И на снег упал он, обессиленный,
    Не способный больше к обороне.
    А подснежник, глазоньками синими,
    Будто, как живой, мальчишку понял.

    12

  • Стебельком качая над сугробами,Сам пришёл к мальчишке близко-близко:С листь...

    13 слайд

    Стебельком качая над сугробами,
    Сам пришёл к мальчишке близко-близко:
    С листьями, как руки папы, добрыми,
    С голосом забытым материнским
    13

  • Только всё ж на солнечной опушкеОн, вздохнув, нарвал цветов букетик,Чтобы д...

    14 слайд

    Только всё ж на солнечной опушке
    Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,
    Чтобы дома спрятать под подушку
    Голубые, простенькие - эти.
    Горсть цветов, наверно, безымянных,
    Он сорвал бездумно и небрежно:
    Для чего мальчишке имена их?
    Не под снегом - значит, не подснежники,
    Значит, не звенят они, не пахнут,
    Листьями мальчишку не погладят...

    14

  • 15"Господи, подснежники...сыночек!"
 

    15 слайд

    15
    "Господи, подснежники...
    сыночек!"
     

  • День ПобедыВеликий праздник,
день окончания жестокой кровопролитной войны,...

    16 слайд

    День Победы
    Великий праздник,
    день окончания жестокой кровопролитной войны,
    мужество,
    героизм,
    самоотверженная борьба подпольщиков и партизан,
    каждодневный трудовой подвиг работников тыла,
    усилия антигитлеровской коалиции и антифашистского движения…
    16

  • Цель: научиться писать сочинение-ассоциациюЗадачи: 
Узнали, что такое ассоци...

    17 слайд

    Цель: научиться писать
    сочинение-ассоциацию
    Задачи:
    Узнали, что такое ассоциации;
    Научились подбирать ассоциации;
    Узнать, как писать сочинения-ассоциации;
    Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

    17

  • 18

    18 слайд

    18

  • Цель: научиться писать сочинение-ассоциациюЗадачи: 
Узнали, что такое ассоци...

    19 слайд

    Цель: научиться писать
    сочинение-ассоциацию
    Задачи:
    Узнали, что такое ассоциации;
    Научились подбирать ассоциации;
    Узнали, как писать сочинения-ассоциации;
    Понять, зачем нужно писать такие сочинения…

    19

  • 20

    20 слайд

    20

  • Цель: научиться писать сочинение-ассоциациюЗадачи: 
Узнали, что такое ассоци...

    21 слайд

    Цель: научиться писать
    сочинение-ассоциацию
    Задачи:
    Узнали, что такое ассоциации;
    Научились подбирать ассоциации;
    Узнали, как писать сочинения-ассоциации;
    Поняли, зачем нужно писать такие сочинения…

    21

  • 22Не очень интересно!У меня всё получилось!Было интересно!Всё понравилось!Не...

    22 слайд

    22
    Не очень интересно!
    У меня всё получилось!
    Было интересно!
    Всё понравилось!
    Не понравилось!
    Мы - молодцы!

  • Спасибо 
за урок!

    23 слайд

    Спасибо
    за урок!

  • 04.05.202224

    24 слайд

    04.05.2022
    24

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Районный конкурс.docx

Районный конкурс «Учитель года – 2014»

Урок русского языка в 5 классе «Написание сочинения-ассоциации»

 

Цель: Создать условия для написания учащимися сочинения-ассоциации.

Образовательные задачи:

Способствовать усвоению учащимися алгоритма написания сочинения-ассоциации.

Учащиеся должны знать, что такое ассоциации;

 владеть алгоритмом написания сочинения;

научиться писать сочинение-ассоциация;

Развивающие задачи: Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.

Способствовать развитию УУД:

познавательных УУД: умений перевода текстовой информации (стихотворение, рассказ) в ассоциации и сочинение - ассоциацию;

регулятивных УУД: умений целеполагания и рефлексии;

личностных УУД: умений осознания личностного смысла изучения данной темы;

коммуникативных УУД: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;

 Воспитательные задачи: способствовать  воспитанию чувства патриотизма,

 

Ход урока:

Слайд 1.  Звучит стихотворение Геннадия Шпаликова   

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелища
Выглядят вполне,
Не найти того, что ищешь,
Ни тебе, ни мне.

Путешествия в обратно
Я бы запретил,
И тебя прошу, как брата,
Душу не мути!

А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятый угадаю,
Там, где (Боже мой!)
Будет мама молодая
И отец живой...

Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?
Слайд 2. Какой год прозвучал в этом стихотворении? (1945)

 Кто знает, чем знаменателен этот год  для нашей страны? (закончилась Великая Отечественная война)

Когда отмечается этот праздник? (9 Мая)

Как он называется? (День Победы)

А как вы думаете, что в то далекое время в этот день ощущали люди, ваши бабушки и дедушки или уже прабабушки и прадедушки? (радость; счастье;  горе, что кто-то не дожил до Победы; боль от потери близких)

Молодцы!

А вот у меня День победы ассоциируется с мужеством, геройством, любовью к своей Отчизне.

 

 Слайд 3. И сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение-ассоциацию. (Слайд с названием темы урока «Написание сочинения-ассоциации»)

Все ли слова в названии темы урока для вас понятны?

Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

Слайд 4. Какие  задачи вы поставите для себя на урок для достижения следующей цели: научиться писать сочинение-ассоциацию?

- Надо узнать, что такое ассоциация.

- Научиться подбирать ассоциации.

-  Как писать  сочинения-ассоциации…

- Узнать, зачем нам нужно писать такие сочинения…

 

Итак, для того чтобы написать сочинение-ассоциацию, нам нужно узнать, что означает это слово. Может, кто-то из вас уже знает, что такое ассоциация? (Это связи, возникающие в нашем сознании при восприятии слов. Наши впечатления, воспоминания – слуховые, зрительные.)

Тогда заглянем в словарь (Слайд 5.)

 

(Значение слова Ассоциация по Ожегову:
 Ассоциация -
связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое
 )


слайд 6. с задачами – Какую задачу выполнили? (узнали определение)

 

 А теперь мы немного отдохнем и попробуем назвать слова-ассоциации:

Война – боль, горе, слезы, смерть, раны, потери, бомбежка, медсанбаты, сестры милосердия, сражения, плен, гибель близких и т.д.

 Солдат – защитник, мужество, отвага, храбрость, надежность и т.д.

 Весна – цветы, тепло, радость, хорошее настроение, окончание учебного года, Победа, парад и т.д.

   А к какому слову ассоциациями будут  слова: война, солдат, весна? (День Победы )

 

Слайд 7.   Война  → Солдат →  Весна  → День Победы 

Какие еще ассоциации подберете к слову День Победы? 

Молодцы!

 слайд 8. с задачами – Какую задачу выполнили? (научились подбирать ассоциации)

 

 Ассоциации могут вызвать не только слова, но и фильмы, песни, фотографии, рассказы. Посмотрите слайд-шоу и подумайте, какие ассоциации День Победы вызывает у художников и фотографов.

Слайд-шоу 9.

Какой вывод мы можем сделать по данным слайдам? (дети называют ассоциации: флаг над рейхстагом, встреча с родными, парад, ветераны, георгиевские ленточки, могила неизвестного солдата, обелиски, встречи ветеранов с молодым поколением, сохранение памяти о прошлом)

Молодцы!

Итак, различные ассоциации у нас могут возникнуть и при просмотре фотографий и картин.

 

Слайд 10. А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Ольги Фокиной «Подснежники» в исполнении Кеинашвили Дианы, ученицы 5 класса Нижнекулойской сош.

 

 Подснежники О.Фокина (слайд с подснежниками)

 Рос мальчишка далеко не неженкой,
Матери, отца почти не помнил.
Помнил он пожары, толпы беженцев,
Мертвецов, которых не хоронят.
Помнил виселицу - там на площади.
При нужде умел, хоть и не вор был,
Из-под носа утащить у лошади
Ячменём наполненную торбу.
И машину бешенно летящую,
Мог догнать и намертво вцепиться
В жёсткий борт, чтоб унести на кашу
Под рубашкой пригоршни пшеницы.
Рос мальчишка дерзким и насмешливым.
С малолетства зная лишь потери,
Не терпел ни нытиков , ни вежливых
В доброе добро совсем не верил.
И не шутки ради, а сознательно
Жёг себя, угрюмо стиснув губы:
Он и солнце делал истязателем,
Наводя на кожу через лупу.
Знал, как все дружки его вихрастые,
Разрезаясь в кровь осколком банки:
Будут пятки осенью распластаны
Льдом - больней, чем нынче от стекляшки.
Приходил в порезах и царапинах,
Плакала, над ним склоняясь, бабка,
А мальчишка только зябко вздрагивал,
В камешек сжимался, но не плакал.
Рос мальчишка далеко не неженкой!
Но чего не встретишь в царстве сонном!
Слайд 11. И приснились раз ему подснежники -
Синие бубенчики со звоном.
Будто бы бежал он к ним сугробами,
Силою неведомой влекомый,
Листьями какими-то особыми,
Запахом, до радости знакомым.

Будто, издеваясь над мальчишкой,
Бил его, царапал, жёг щиповник,
И в лицо бросали сосны шишками,
Будто бы мальчишка был разбойник.
Слайд 12. И на снег упал он, обессиленный,
Не способный больше к обороне.

А подснежник, глазоньками синими,
Будто, как живой, мальчишку понял.
Слайд 13. Стебельком качая над сугробами,
Сам пришёл к мальчишке близко-близко:
С листьями, как руки папы, добрыми,
С голосом забытым материнским:

"Милый, твои ножки не устали ли?
Сыт ли ты? Твои рубашки чисты ли?" -
"Мама!"
...и подснежники растаяли.
"Папа!"
...ни бубенчиков ни листьев.
Только ветер где-то хлопнул ставней,
Только бабка охнула тревожно...
С этой ночи вовсе дома стало
Удержать мальчишку невозможно:
Следом за апрельскими ветрами
Убегал за город в одиночку,
Снег в лесу раскапывал руками,
Каждую осматривая кочку.
Он искал подснежники, конечно, -
Синие бубенчики со звоном,
Чтобы пережить любовь и нежность
Наяву, как в дивном царстве сонном.
...Солнце всё светлее улыбалось,
Ручейки текли из-под ладоней.
А когда и снега не осталось:
"Нет таких цветов!" - мальчишка понял.
Жизнь мальчишке показалась горше,
И себя мальчишке стало жальче:
Слёзы покатились, как горошины,
На мальчишкин  "хлеб" - сосновый пальчик...
Всё! Он больше чудесам не верит!
Он уйдёт из сладостного плена, -
Слишком велика его потеря,
Чтобы можно ей найти замену.
Слайд 14. Только всё ж на солнечной опушке
Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,
Чтобы дома спрятать под подушку
Голубые, простенькие - эти.
Горсть цветов, наверно, безымянных,
Он сорвал бездумно и небрежно:
Для чего мальчишке имена их?
Не под снегом - значит, не подснежники,
Значит, не звенят они, не пахнут,
Листьями мальчишку не погладят...

Он не знал, что дома, как шальные,
Прямо к потолку его подбросят,
Что ему простят все-все вины его,
Где он был, что делал он, - не спросят.
"Наш родной, любимый! Наш упрямый!"
...Две шинели брошены на стулья.
Руки папы. Губы, голос мамы!
Кончилась война. Они вернулись!
И у этой неизбывной ласки
Быть в долгу мальчишка не захочет:
Он подаст цветы - не без опаски...
Слайд 15. "Господи, подснежники...
сыночек!"

 

Какие ассоциации вызвало у вас это стихотворение? (печаль, разочарование, весна, цветы, радость от возвращения мамы и папы -  когда они смогли вернуться домой? – когда наступила Победа, День Победы)

Молодцы!

Таким образом, мы увидели, что ассоциации может вызвать и стихотворение.

 

Работа со словом (в тетради ?)

 1) А сейчас подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову Победа (Слайд: победитель, победный, побеждать)

2)составьте с ними словосочетания (воин-победитель,  победный салют, победный марш, побеждать врага)

3) подберите эпитеты к слову Победа и запишите их в тетради (Слайд: долгожданная, трудная, выстраданная, счастливая)

4) какие качества проявили воины-победители во время Великой Отечественной войны? (Слайд: мужество, героизм, отвага, бесстрашие,  патриотизм, выдержка, стойкость)

Физминутка «Как солдаты»


Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
Скоро сочинение  писать нам нужно.


 

А сейчас послушайте, пожалуйста, текст и запишите в тетради, какие ассоциации вызывает  День Победы у автора.

День Победы – великий праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 22 июня 1941– 9 мая 1945 года. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

 

 По приказу И. Сталина в этот день в Москве был дан грандиозный салют из тысячи орудий. Указом Президиума Верховного Совета СССР в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной армии, 9 мая было объявлено Днем Победы.


– Какие ассоциации связаны у автора текста  с  Днем Победы?

Слайд 16. великий праздник, день окончания жестокой кровопролитной войны,  мужество, героизм, самоотверженная борьба подпольщиков и партизан,  каждодневный трудовой подвиг работников тыла, усилия антигитлеровской коалиции и антифашистского движения…

А сейчас продолжите предложение: День Победы …

Молодцы!

Слайд  17. с задачами: какие задачи уже выполнили? Чего не хватает для достижения цели?)

Слайд 18. Незабудки

Итак, каким образом можно рассказать о своих ассоциациях? (в рассказе, в стихотворении, на картине, на фотографии)

Сочинение-ассоциацию можно написать как сочинение-размышление или сочинение-эссе, но с этим вы будете знакомиться в более старшем возрасте, а сегодня мы напишем мини-сочинение или стихотворение (если у кого-то есть такой талант) о Дне Победы, вы расскажете, какие ассоциации у вас вызывает этот праздник.

Слайд 19. С задачами

Слайд 20. Незабудки

На работу вам – 10 минут!

 

Написание сочинения-ассоциации.

 

 Учащиеся по желанию зачитывают свои работы. Молодцы!

 

Зачитываю лучшее сочинение учеников своего класса (если останется время)

Подумайте, пожалуйста, а зачем нужно писать такие сочинения? (создается цельный образ, подготовка к экзаменационному сочинению)

Слайд 21. Возвращаемся к слайду с целями и задачами. Делаем вывод, что задачи все решили, урок цели достиг. Молодцы!

Сегодня мы с вами говорили о Дне Победы, и одной из ассоциаций этого дня является салют, я тоже предлагаю вам сейчас создать «Салют  настроения”:  (Лист ватмана, звездочки из картона цветные, пластилин)

(Слайд 22.) если вам понравился урок, прикрепляете красную звездочку,

если у вас все получилось – желтую звездочку,

если было интересно – зеленую,

неинтересно, скучно – синюю,

урок не понравился – черную.

 

Слайд 23. слайд с салютом – это мой салют в честь вас и вашей активной работы на уроке и в честь приближающегося праздника Дня Победы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Написание сочинения-ассоциации" 5 класс"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: Создать условия для написания учащимися сочинения-ассоциации.

Образовательные задачи:

Способствовать усвоению учащимися алгоритма написания сочинения-ассоциации.

Учащиеся должны знать, что такое ассоциации;

 владеть алгоритмом написания сочинения;

научиться писать сочинение-ассоциация;

Развивающие задачи: Способствовать развитию ассоциативного (образного) мышления.

Способствовать развитию УУД:

познавательных УУД: умений перевода текстовой информации (стихотворение, рассказ) в ассоциации и сочинение - ассоциацию;

регулятивных УУД: умений целеполагания и рефлексии;

личностных УУД: умений осознания личностного смысла изучения данной темы;

коммуникативных УУД: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;

 

 Воспитательные задачи: способствовать  воспитанию чувства патриотизма

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1408
    • RAR 6.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шутова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шутова Елена Александровна
    Шутова Елена Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6446
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе