Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока "Международные отношения в конце 20-х – 30-е годы. Причины Второй мировой войны"

Конспект урока "Международные отношения в конце 20-х – 30-е годы. Причины Второй мировой войны"

Скачать материал

                                           Конспект урока

Самсонова Елена Александровна

Г. В. – Уфалей, Челябинская обл. МБОУ «СОШ № 2»

История, 11 класс

Тема урока: Международные отношения в конце 20-х – 30-е годы.

 Причины Второй мировой войны

 урок изучения нового материала

 форма – ученическая конференция (2  часа)

Цель: Сформировать представление учащихся о международной обстановке в период между  двумя мировыми войнами. Определить роль СССР в международной политике накануне Второй мировой войны

Задачи:

- Выявить предпосылки и причины Второй мировой войны

- Определить можно ли было предотвратить Вторую мировую войну

- Продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения      критически оценивать информацию. Развивать способность противостоять фальсификации исторических фактов в ущерб интересам России.

- Формирование навыков отбора информации для составления презентации

-  Развитие коммуникативных навыков (работа в группах)

- Отработка умения формулировать проблему и самостоятельно решать её

- Умение оценивать полученную информацию

- Оценивать свою работу

Основные понятия и термины: Версальско–Вашингтонская система, политика умиротворения, ремилитаризация, экспансионизм, эскалация, экстремизм, реваншизм, репарации, «аншлюс», «польский коридор», военная доктрина, причины, предпосылки, гегемония.

Оборудование: доска (меловой рисунок, таблица), АРМ учителя, ученические презентации

Учебные пособия: Загладин Н.В. История России и мира в ΧΧ веке. 11 класс. – М.: «Русское слово», 2007

Сороко - Цюпа О.С и др. Мир в ΧΧ веке: Учеб. Для 11 класса – М.: Дрофа, 2000

Материалы интернет-сайтов.

Подготовка к уроку-конференции:

  1. На предыдущем уроке объявляется тема конференции. Учащимся предлагается сформулировать несколько проблемных вопросов к названной теме, они обсуждаются,выбирается наиболее важный из них, который принимается большинством. Например: «Была ли возможность предотвратить Вторую мировую войну?»
  2. На доске и в тетрадях изображается «древо предсказаний» на стволе, которого записывается проблемный вопрос. Учащиеся делают предположения, учитель записывает их на доске, изображая ветви дерева. Предположения могут быть противоположны друг другу. Для удобства, лучше предположения и аргументы, допускающие возможность предотвращения войны записать с одной стороны ствола, отрицающие – с другой. Например: левая сторона

- войну нельзя было предотвратить т. к. Лига Наций не справилась со своей основной задачей, её организаторы защищали свои интересы, а не заботились о всеобщей безопасности;

- Гитлер был одержим идеей завоевания «жизненного пространства», остановить его было невозможно;

- Версальско-вашингтонская система не устраивала многие страны Европы.

Правая сторона:

- войну можно было предотвратить, если бы страны, победившие в Первой мировой войне относились к побеждённым более корректно;

- если бы вовремя была создана эффективная система коллективной безопасности.

Могут быть высказаны и другие предположения. Все они должны быть зафиксированы.

 

  1. Для проверки предположений необходимо разносторонне изучить обозначенную тему, для этого класс делится на 6 групп, каждая из которых получает определённое задание. Принцип формирования групп зависит от уровня подготовленности класса. Следует учесть, что задания группы № 5 и группы экспертов более сложные.

Учитель помогает организовать работу групп. Даёт консультации по источникам информации, напоминает алгоритм составления презентации. На подготовку даётся 1 неделя

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Вызов: Использование приёма «древо предсказаний». Возвращение к древу, которое выстроено на прошлом уроке
  3. Осмысление:

3.1. Выступление группы № 1 по вопросу «Международная обстановка в 20е – 30е годы», презентация, выводы. Повторение понятий «предпосылки» и «причины»

3.2. Выступление группы № 2  по вопросу «Традиционный взгляд на причины Второй мировой войны», презентация

3.3. Выступление группы № 3 по теме «Альтернативный подход к вопросу о причинах Второй мировой войны», презентация

3.4. Выступление группы № 4 по вопросу « Причины Второй мировой войны с точки зрения профессиональных военных (советских генералов)», презентация

3.5. Выступление группы № 5 по вопросу «Причины Второй мировой войны с точки зрения наших современников (политиков, писателей, представителей неформальных групп)», презентация

3.6. Работа с «древом предсказаний», проверка предположений сделанных на предыдущем уроке при подготовке к конференции. Работа экспертов. Решение проблемной задачи

 

  1. Рефлексия:

4.1. Подведение итогов урока – конференции, использование приёма «шесть          шляп»

4.1.  Заготовка таблицы для следующего урока на тему «Начало второй мировой    войны», инструктаж по подготовке домашнего задания

Ход урока:

Этап урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

время

1. Оргмомент

Открывают рисунок в тетради, проговаривают тему урока, называют основную проблему, настраиваются на представление информации, собранной во время предварительной работы в группах

Мобилизует внимание учеников, привлекая его к меловому рисунку – схеме «древа познания», предлагает сформулировать тему и основную проблему урока

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Осмысление

2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

Просматривают и называют гипотезы, предлагают план решения проблемы:

  1. Изложение группами найденной информации по ходу представления презентаций, включающих наиболее важные с их точки зрения моменты темы.
  2. Выяснение предпосылок войны.
  3. Сравнение различных взглядов на причины войны, формирование своей точки зрения
  4. Возвращение к гипотезам, установление, какие из них подтвердились, какие - нет. Обоснование выводов
  5. Решение основной проблемы, обоснование выводов.
  6. Анализ работы групп, самоанализ, итоги конференции
  7. Задачи следующего урока

 

Выступление групп с опорой на презентации. Класс фиксирует в тетради предпосылки войны, те причины, которые кажутся наиболее важными, понятия, которые требуют повторения, вопросы к выступающим. По окончании выступления группы задают вопросы. Для удобства записи вносятся в таблицу:

Предпосылки войны

Причины войны

Понятия требую- щие пояснения

Мои вопро-сы

 

 

 

 

 

Темы выступлений групп см. в разделе «План урока»

 

Экспертная группа подводит общий итог выступлений:

-Представитель группы экспертов называет основные предпосылки войны. Другие учащиеся дополняют или оспаривают заключение, используя записи из своих рабочих таблиц.

-Представители группы экспертов называют причины войны, которые встречаются в большинстве представленных источников, опираясь на мнение других учащихся формулируют причины Второй мировой войны.

-Учащиеся при необходимости дополняют свои рабочие таблицы.

 

 

 

Возвращение к схеме «Древо предсказаний»

 

 

 

 

Представители  экспертов, опираясь на полученную от групп информацию и уже сделанные выводы, вновь рассматривают, имеющиеся гипотезы и делают заключение о том, какие из них оказались верными. Скорее всего, подтвердятся те предположения, которые указывали на неизбежность войны, но может быть и наоборот. Это зависит от того, как интерпретируют материал сами учащиеся. Возможно, возникновение спора, который разрешит весомость приведённых аргументов.

 

 

Предлагает вспомнить гипотезы выдвинутые учащимися по основной проблеме урока

 

Корректирует план, предложенный учащимися

 

 

 

 

 

 

 

Ведёт конференцию

 

Задаёт уточняющие вопросы

 

Следит за соблюдением регламента выступлений

(хронометраж)

 

Координирует ход конференции

 

 

Контролирует работу класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель делает переход к завершающей стадии этапа осмысления материала:

зная предпосылки и причины войны, можно перейти к непосредствен-ному решению основной проблемы урока.

 

 

Констатирует факт завершения работы

 по вопросам конференции

 

Предлагает перейти к подведению итогов

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 мин.

(по 10 мин. на гр.) ре-зерв 3 мин.

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

 

3.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее

задание

 

Группа 1 – белая шляпа. Без эмоций и оценок называет факты, пройденные на уроке, перечисляет выводы, к которым пришли, например: одной из предпосылок новой мировой войны было становление нацизма в Германии.

- Некоторые историки считают что Вторая мировая война началась не в Европе, а в Азии.

- Вторую мировую войну предотвратить было невозможно и т. п.

Группа 2 – жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Выделяет в изученном материале позитивные стороны, например: Советский Союз признавался великой державой не только дружественными странами, но и врагами.

- Сегодняшнее руководство страны много делает для того чтобы противодействовать ревизии истории Второй мировой войны.

Группа 3 – чёрная шляпа. Определяет то, что было трудно, непонятно, негативно проблематично и объясняет, почему так произошло, например, трудно принять тот факт, что СССР также виновен в развязывании войны как и другие страны, т к. мы привыкли воспринимать свою страну как освободительницу народов от агрессора.

Группа 4 – красная шляпа – эмоциональное  состояние. Объясняет, что на уроке вызвало интерес, удивление, раздражение, улыбку и т. д., например: вызвал интерес взгляд на причины войны В.В. Путина, изложенный в его статье накануне визита в Польшу.

- Вызвала улыбку карикатура по поводу Договора о дружбе и границах в презентации группы №1.

Группа 5 – зелёная шляпа – творческое мышление. Что можно было сделать иначе и как именно? Например: можно было организовать вместо конференции «Брейн-ринг», разделив класс на 2е команды, которые защищали бы противоположные взгляды на возможность предотвращение войны.

Группа 6 – синяя шляпа философская, обобщающая. Лучше всего предложить её группе экспертов т.к. именно они с начала урока настроены именно на обобщение результатов и итоговую оценку всей работы проделанной на уроке

 

Ситуация сложившаяся в мире привела к тому что война началась. Как изменилась карта Европы с1сентября 1939 по 22 июня 1941года?

Проанализировать карту «Вторая мировая война с 1. ІΧ 1939 до 22.VІ 1941 г.» Результаты записать в таблицу «Территориальные изменения в Европе на первом этапе Второй мировой войны»

Название страны

Изменение границ и статуса

 

 

 

Параграф № 20

Предлагает группам учащихся взять по одной из разноцветных шляп, выполнить задания соответствующие им, таким образом подвести итог урока и оценить свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель высказывает своё мнение о работе групп и об уроке в целом, даёт оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нацеливает на изучение следующей

 темы, комментирует домашнее задание

 

15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

Литература

1.      Загладин Н.В. История России и мира в ΧΧ веке. 11 кл. – М. : «Русское слово», 2005

2.      Ивашко М.И., Чертищев А.В. Отечественная история  ΧΧ  век . Учебное пособие в схемах – М., 2006

3.      История СССР часть ІІ (1941 – 1955г.г.) под ред. Бутенко Г.С. Челябинск, 1990

4.      Сороко – Цюпа О.С. и др. Мир в ΧΧ веке: Учебник для 11 класса – М.: «Дрофа», 2000

5.      Суворов В. Ледокол. Кто начал Вторую мировую войну? – М.: АСТ, 2008

Приложение

Задания для групп

Группа № 1

Характеристика международной обстановки в 20 – начале 40-х годов XX века

l. 20-е годы

1. Европейские страны

2. США

3. Япония

4. СССР

ll. 30-е – начало 40-х годов

1. Европейские страны

2. США

3. Япония

4. СССР

Словарь

Презентация

Заключение по вопросу

Группа № 2

Причины Второй мировой войны

(традиционный подход)

1. Предпосылки войны

2. Ремилитаризация Германии

3. Становление нацизма в Германии

4. «Политика умиротворения» и её последствия

5. Советско – Германские отношения. Эскалация конфликта в Европе

6. Эскалация конфликта в Азии

Словарь

Презентация

Заключение по вопросу

Группа № 3

Военные историки о причинах Второй мировой войны

1. Кто подталкивал Гитлера к войне

2. Подготовка агрессии

3. Генеральная репетиция войны

4. Захват чужих земель

5. Военная доктрина СССР

6. Угроза войны на два фронта

Термины (словарь)

Личности

Презентация

Заключение по вопросу

Группа № 4

Причины  Второй мировой войны (Альтернативный подход)

1. Конфликт глобального масштаба

2. Начало войны в Азии в 1937 году

3. Экономические потрясения  20 -30-х годов

4. Борьба за «жизненное пространство»

5. Роль идеологий в развязывании войны

Словарь

Презентация

Заключение по вопросу

 Группа № 5

Причины Второй мировой войны

(Специфические подходы)

1. Антисемитская теория

2. У. Черчилль о причинах войны

3. В.В. Путин о причинах войны

Словарь

Презентация

Заключение по вопросу

Экспертная группа

1. Основные предпосылки войны

2. Причины войны, которые называются наиболее часто

3. Возможно, ли было избежать войны совсем? Какие пути для этого существовали?

4. Возможно, ли было не допустить перерастание локальных конфликтов в глобальный?

Общие выводы

Коррекция «древа предсказаний»

Комментарии к работе с группами

Во время подготовки группы могут обращаться за консультациями, некоторым нужно лишь помочь в поиске источников информации.

Возможно, потребуются разъяснения некоторых подходов к причинам войны группам №4 и 5, но нужно, все-таки постараться избежать подробных комментариев к материалу, выводов и высказывания учителем собственного мнения на этапе подготовки. Самостоятельные суждения ребят, оценки, выводы это наиболее ценно. Некоторую корректировку учитель может произвести во время урока, но это не должно выглядеть как навязывание его мнения.

В группу экспертов нужно включить ребят не просто хорошо подготовленных, а сильных аналитиков, так как они подробно знакомятся с материалами групп только на уроке.

Словарь выносить на слайды презентаций не обязательно, но каждая группа должна быть готова объяснить  любое понятие или термин которые они употребляют.

Примерные источники для подготовки групп

 

1.      Суворов Виктор  Ледокол;
 
http://thelib.ru/books/suvorov_viktor/ledokol-read.html

2.      Причины Второй мировой войны http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

3.      Черчилль У. О причинах Второй мировой войны http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cher/15.php

4.      Причины Второй мировой войны: альтернативная версия http://blogs.ruvr.ru/users/3394720/post109875630/

5.      Путин В.В. о причинах Второй мировой войны http://www.rb.ru/topstory/politics/2009/08/31/140716.html

6.      Бурутин А. первый заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил РФ  Атака на победу «Российская газета», №4963(139) http://www.rg.ru/2009/07/30/istoriya.html

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Международные отношения в конце 20-х – 30-е годы. Причины Второй мировой войны""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

История, 11 класс

Тема урока: Международные отношения в конце 20-х – 30-е годы.

 Причины Второй мировой войны

 урок изучения нового материала

 форма – ученическая конференция (2  часа)

Цель: Сформировать представление учащихся о международной обстановке в период между  двумя мировыми войнами. Определить роль СССР в международной политике накануне Второй мировой войны

Задачи:

- Выявить предпосылки и причины Второй мировой войны

- Определить можно ли было предотвратить Вторую мировую войну

- Продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения      критически оценивать информацию. Развивать способность противостоять фальсификации исторических фактов в ущерб интересам России.

- Формирование навыков отбора информации для составления презентации

-  Развитие коммуникативных навыков (работа в группах)

- Отработка умения формулировать проблему и самостоятельно решать её

- Умение оценивать полученную информацию

 

- Оценивать свою работу

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 682 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 587
    • DOCX 30 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Самсонова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Самсонова Елена Александровна
    Самсонова Елена Александровна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21660
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе