Приложение 1
Использование технологий в конструировании урока:
Технология
критического мышления:
- Это использование
когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения
желаемого конечного результата.
-Мышление,
предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их
возможного применения.
- Разумное,
рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые
возможности.
Основные
положения технологии критического мышления:
-умение находить
ключевые слова в тексте;
-умение
пересказывать текст целиком, по частям по вопросам учебника;
-умение отвечать на
вопросы, поставленные учителем;
-умение разбивать
текст на части;
-умение составлять
план текста;
-умение найти
ошибку и исправить ее;
Три фазы на
которых«держится» технология критического мышления
Первая фаза- «вызов».
Задачи фазы:
-Актуализация
имеющихся знаний, представлений;
-Пробуждение
познавательного интереса к изучаемой теме;
- Учащиеся
определяют направления в изучаемой теме;
Деятельность
учащихся
|
Возможные приемы
и методы
|
Учащиеся «вспоминают»,что им известно по
изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее
изучения, задают вопросы на которые хотели бы получить ответ. Ставят
собственные цели.
|
Составление списка «известной информации»,
рассказ – предположение по ключевым словам;
-систематизация материала (графическая)
кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические
цепочки и т.д.
|
Итог 1 фазы: Информация, полученная на первой
стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально
– в парах – группах.
2 фаза «реализация смысла» (осмысления).
Задачи второй фазы:
- Организация активной работы с текстом;
- Удовлетворение познавательных «запросов»;
- Формирование отношения к тексту;
Деятельность
учащихся
|
Возможные
приемы и методы
|
Учащиеся слушают читают, (слушают) текст,
используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки
на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Отслеживание своего понимания при работе с
изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения.
|
Методы активного чтения:
- Маркировка «INSERT»;
- Ведение различных записей типа двойного
дневника, бортового журнала;
- Поиски ответов на поставленные в первой
части занятия вопросы и т.д.
|
Итог 2 фазы: Непосредственный контакт с новой
информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется
индивидуально или в парах.
2.
3 фаза «рефлексия» Задачи фазы:
- Соотнесение старых и новых представлений;
- Обобщение изученного материала;
- Определение направлений для дальнейшего
изучения темы.
Деятельность
учащихся
|
Возможные
приемы и методы
|
Учащиеся соотносят «новую информацию» со
«старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор
информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также
наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они
выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно
выстраивают причинно –следственные связи. важно, чтобы учащиеся
самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию
|
Заполнение кластеров; таблиц, установление
причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым
словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы;
организация устных и письменных столов; организация различных видов
дискуссий; написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе);
исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
|
Итог 3 фазы: Творческая переработка, анализ,
интерпретация и т. д. изученной информации, работ ведется индивидуально – в
группах.
Функции
трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов
Мотивационная
(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
|
Осмысление содержания
Информационная (получение новой
информации по теме) Систематизационная (классификация полученной
информации по категориям знания)
|
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о
новой информации) Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка
собственной позиции,
оценка процесса)
|
Данная технология
-Позволяет
систематизировать имеющиеся у школьников знания
- Расширить запас
точных знаний
- Создать
предпосылки для организации работы на третьей стадии
Эффективность в
процессе обучения
- содержит такие
приемы, которые позволяют побуждать интерес к теме,
- работать
непосредственно с материалом и учат обобщать материал.
- у учащихся
повышается самооценка, развивается рефлексия, появляется потребность в познании
нового.
- Технология РКМ
выводит учителя на обучение учащихся решать проблему, а, следовательно,
происходит постепенный переход на возможность реализации проблемного обучения.
3
Синквейн
- прием технологии критического мышления
Определение
Синквейн – малая стихотворная форма,
используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих
впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Синквейн – короткое литературное произведение,
характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по
определённому плану.
Цели проведения:
- Обогащает словарный запас.
- Подготавливает к краткому пересказу.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Позволяет почувствовать себя хоть на
мгновение творцом.
- Получается практически у всех.
Правила написания:
1 строка – одно слово – название
стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или
причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия
относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза,
которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая
повторяет суть темы, обычно существительное.
Эффективность синквейна:
- Инструмент для синтезирования сложной
информации;
- Средство оценки понятийного багажа учащихся
- Средство творческой выразительности учащихся.
Пример синквейна:
Александр Невский
Старейший. Святой.
Отстоял. Защитил. Победил.
Великий полководец Древней Руси.
Имя Россия.
4
Приложение 2.
Урок – портрет, как урок погружения в историю.
Модернизация
российского образования предполагает принципиальное изменение отношения
учащихся к образованию: от иждивенческого восприятия системы образования – к
ответственному выбору и реализации собственной образовательной траектории.
Это положение
требует, и от учителя, постоянного совершенствования своего педагогического
мастерства и, в первую очередь к процессу подготовки, организации и проведения
уроков.
Урок - как основная
форма организации учебных занятий при классно – урочной системе обучения в
общеобразовательных школах постоянно
совершенствуется.
Появились понятия конструктор урока, современный урок, нетрадиционный урок,
урок-презентация, урок-исследование, урок-проект т.д. Все больше и больше учителем
используются нетрадиционные формы проведения урока.
Такой формой для
учителя истории, на взгляд автора, является урок – портрет, как урок
погружения в историю.
Данная форма
нетрадиционного урока позволяет глубже погрузиться в историю. Это очень важно.
Ведь именно история делает территорию страной, а население – народом. Изучение
истории, ее основных событий – это, прежде всего, череда постоянно
сменяющихся исторических деятелей: монархов, полководцев, руководителей
государств. И как бы ни трактовалась история, как история войн или как история
идей – главными в ней продолжают оставаться люди – исторические персонажи –
личности, они, их деятельность, социальный, экономический и идеологический
контекст определяют историю в целом.
История, особенно
вопросы о роли личности в истории должны быть близки и понятны, а поступки
людей объяснимы и оценены. Отступление от строгого поурочного планирования с
целью оптимизации учебного процесса дает объединение некоторых параграфов в
один урок, способствует этому проведение уроков – портретов.
Ведущей идеей
представленного опыта является конструирование и проведение урока - портрета
в различных формах как уроков погружения в историю.
Цель урока -
портрета:
- воссоздание
политических и психологических портретов правителей:
великих князей,
царей, императоров, и других исторических личностей для более полного
погружения в историю.
Задачи:
- Реализация
процесса формирования основных компетентностей:
а)
историко-познавательной компетентности - готовности к самообразованию, т. е.
умению самостоятельно осваивать знания через групповые, индивидуализированные
формы и системнодеятельностное обучение;
б)
историко-мировозренческой компетентности - формирование системы социальных
норм и ценностей через умение определять и обосновывать собственное мнение к
этим ценностям и через оценочные суждения о роли личности в истории, ее
знаковых фигурах;
в)
социально-коммуникативной компетентности – готовности к социальному
взаимодействию, формирование толерантности по отношению к другим людям и
позитивных установок;
г) информационной
компетентности – готовности к использованию информационных ресурсов:
извлечение, систематизация, переработка исторической информации через
использование ЦОР. (Формирование навыков анализа исторических событий и
личностей на основе исторических источников).
5
Типология урока
- портрета:
1.Портрет страны.
2.Портрет эпохи. 3.Портрет династии. 4.Портрет личности.
- Портрет страны – это собирательный образ,
политическая, экономическая, социальная характеристика, такой урок
целесообразно проводить как вводный по курсу истории или как обобщающий урок.
-Портрет эпохи – например: портрет эпохи
Просвещения, портрет эпохи Возрождения, портрет России в XX веке
-Портрет правящих династий: Рюриковичи,
Романовы.
Особенно интересным, на взгляд аврора может
быть, урок портрет на фоне эпохи: Сталин. Эпоха тоталитаризма.
-Портрет личности - наиболее используемый
автором в представленном опыте:
Формы проведения урока - портрет:
Урок-лекция. 2.Урок- панорама. 3 Урок диспут.
4. Урок-дискуссия.5. Урок-зачет.
-Урок
портрет- лекция может быть посвящен как одному персонажу истории, так и
династии в целом.
- Урок панорама –
это, прежде всего вводный урок, урок-обзор, урок – обобщения.
- Урок - диспут и
урок - дискуссия связаны с постановкой проблемных вопросов для обсуждения:
например
- «Грозный - это
черта характера или требование времени?»
-«Петр Великий -
это «Чудо или чудовище?».
4. Урок портрет –
зачет. Оценка деятельности того или иного исторического деятеля всегда очень
трудна и проблематична. Автор предлагает таблицы по теме «Созидания и
разрушения» правителей эпохи XX век
Итогом использования уроков портретов как средства погружения в историю в
системе, стало создание такого педагогического пространства, которое
обеспечивает:
- повышение
качества знаний, успешную сдачу ЕГЭ;
- познавательной
активности учащихся: участие в конкурсах и олимпиадах;
- осознанному выбору элективных курсов,
ориентированных на гуманитарный профиль и выбору профессий, в будущем
связанных с историей
Для изучения исторической личности предлагается алгоритм, реализация которого
позволяет оценивать любую личность.
Алгоритм изучения личности в
истории:
1. Запоминание фамилии, имени.
2. Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности.
3. Усвоение идейно-теоретических , политических, религиозных и т.п. платформ
изучаемой личности.
4. Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе выражала данная личность.
5. Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.
Работая по данному алгоритму, учащиеся в достаточной мере выдерживают научный
подход в изучении личностей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.