Машиностроение.
Цели урока: продолжить
формирование знаний по отраслям промышленности на примере
машиностроительного комплекса, формирование знаний о значении отрасли, видов
машиностроительного комплекса и особенности отрасли.
Планируемые
результаты
а) Личностные:
1. Интеллектуальная активность –
интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно
принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
2. Коммуникативные навыки –
владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного
общения.
3. Ответственность и адаптивность –
личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих
целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
б) Метапредметные:
1. Познавательные действия –
включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее
стрктурирования.
2. Коммуникативные действия –
обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать
товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться, выражать свои мысли в
речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.
3. Учебно-информационные умения – находить,
управлять, оценивать и предоставлять информацию.
в) Предметные :
1.Определить значение
машиностроительного комплекса России.
2.Определить главную задачу МСК и
найти пути её решения.
3.Познакомиться с отраслевым
составом машиностроительного комплекса России.
4.Познакомиться с факторами
размещения машиностроительных мероприятий.
5.Выявить особенности размещения
машиностроительного комплекса России.
6.Знакомство со специализацией
различных экономических районов России.
7. Овладение умениями работать с
различными источниками информации (текст, атлас, таблицы).
Оборудование:
Тип урока: актуализация
знаний, изучение нового материала.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
II.
Актуализация
опорных знаний. (Беседа по теме )
С детства
мы привыкли , что машина –это средство передвижения. На самом же деле это
понятие намного шире. К машинам относят и все транспортные средства, и все
бытовые приборы (телевизор, мобильный телефон, компьютер и т.д), и лифт. И все
это и многое другое выпускается на предприятиях машиностроения.
Значит, МСК
– это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и
оборудование.
1).Перечислите продукцию МСК и
заполните схему в тетради:
2).Докажите, что предприятия МСК
связаны с другими межотраслевыми комплексами. Укажите, какой продукцией они
обмениваются.
3).Подумайте! Машиностроение больше
использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую
очередь поставляет им свою продукцию?
4).Попробуйте, сформулировать значение
МСК в хозяйстве России.
5).Цель: определить главную задачу
МСК и найти пути её решения.
Ответьте на вопросы:
- Какова главная задача МСК в
хозяйстве России?
- Какие условия необходимы для
выполнения главной задачи?
Подумайте! Какие трудности развития
МСК характерны, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано?
Ответы на
вопросы запишите в тетрадь.
6).Цель: познакомиться с отраслевым
составом МСК России.
1.Рассмотрите предложенные две
схемы «Отраслевой состав МСК России», рис 61,с 124 учебника (Е.М Домогацких,
Н.И. Алексеевский) и схему на листах
2. Подумайте! По каким признакам
подразделены отрасли МСК?
3. Как должны соотноситься темпы
развития МСК и всего народного хозяйства?
4. Какие отрасли внутри МСК должны
развиваться наиболее динамично?
Схема на листах
7).Цель: познакомиться с факторами
размещения машиностроительных предприятий.
1.Прочитайте в учебнике с.127 (в
разделе главное) факторы размещения. Ответьте на вопросы:
- Какие
факторы влияют на размещение МСК по территории России?
- Какова
роль различных факторов в размещении отдельных отраслей МСК?
2.Составьте список терминов,
относящихся к параграфам 22-23. Всем ли терминам вы можете дать определение?
Проверьте себя.
3.Заполните таблицу, используя
карту атласа «Машиностроительный комплекс России».
Отрасль
машиностроения
|
Факторы
размещения
|
Примеры
районов и центров
|
Автомобилестроение
|
|
|
Станкостроительная
и инструментальная промышленность
|
|
|
Энергетическое
машиностроение
|
|
|
Сельскохозяйственное
машиностроение
|
|
|
4. В чём особенности
размещения МСК по территории России?
5. Почему машиностроительные заводы
имеются во всех регионах России?
6. В какой части России
машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?
8).Цель: выявить особенности
размещения МСК России.
Практическая работа.
А.Используя
текст параграф 22-23 учебника, карту атласа «Машиностроительный комплекс»,
самостоятельно выполните следующие задания:
Б.Какие
отрасли относятся к трудоёмкому машиностроению?
В.По карте
определите центры развития трудоёмкого машиностроения.
Г.Сопоставьте
размещение крупнейших центров трудоёмкого машиностроения и населения России.
Д.Какие
отрасли относятся к металлоёмкому машиностроению?
Е.По карте
определите центры развития металлоёмкого машиностроения.
Ж.В чём
различие машиностроения европейской и азиатской частей России?
З.Какие
отрасли относятся к наукоёмкому машиностроению?
И.Назовите
районы, в которых, по-вашему мнению, будут развиваться наукоёмкие отрасли,
докажите правильность своего ответа.
К.Сравните
карты, отражающие размещение отраслей машиностроения и чёрной металлургии.
Сделайте выводы о зависимости в размещении этих отраслей. Всегда ли они
совпадают?
Л.Подумайте!
Почему отрасли станкостроения, электротехнической и инструментальной
промышленностей обычно размещаются в районах с квалифицированными кадрами.
М.Запишите
в тетрадь общий вывод о принципах размещения металлоёмких, трудоёмких и
наукоёмких отраслей.
8)Цель: самоконтроль.
Определите уровень полученных
знаний по теме «Машиностроительный комплекс России».
Машиностроительный комплекс – это
совокупность отраслей
А) использующих разнообразные
машины;
Б) производящих разнообразные
машины;
В) осуществляющих ремонт и
проектирование машин.
Для всех отраслей машиностроения
важным фактором размещения является:
А) высококвалифицированные кадры;
Б) транспортные магистрали;
В) потребитель.
3.
Установите соответствие:
Отрасль
машиностроения: Главный принцип размещения:
1. Тяжёое
машиностроение. А) Близость металлургической базы.
2.
Автомобилестроение. Б) Близость
потребителя.
3.
Сельскохозяйственной машиностроение В) Наличие транспортных путей.
4.
Машиностроительные заводы России расположены:
А) во всех экономических районах;
Б) только на западе страны;
В) в основном в Центральной России.
Критерий
оценки:
Максимальное количество баллов
-10.«5» - 10 баллов.«4» - 8-9 баллов.«3» - 6-7 баллов.
Домашнее задание – решить задачу:
Коммерсант-посредник, занимающийся
покупкой и продажей легковых автомобилей, за минувший год совершил командировки
в следующие города СНГ: Брест, Екатеринбург, Запорожье, Ижевск, Москву,
Находку, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт – Петербург, Тольятти. Какие
операции (закупку или продажу) осуществлял коммерсант в каждом из городов?
Назовите марки интересовавших его в каждом городе автомобилей?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.