Инфоурок Технология Другие методич. материалыКонспект урока "История плетения из лозы"

Конспект урока "История плетения из лозы"

Скачать материал

Тема: История плетения из лозы (ивового прута)

Цели:

Образовательные:  повторить и обобщить знания о народных ремеслах, истоках и    распространении;  ознакомить с технологическим процессом плетения донышка из лозы.

 Воспитывать: уважение к труду, к традициям наших народов;  воспитывать уважение к работающему человеку.

 Развивающие цели:  способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности;

- создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, логического мышления, моторики рук;

- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Оборудование и оснащение:

Компьютер, проектор, экран, презентация, школьный краеведческий музей, наглядный материал кабинета технологии.

 

Тип урока:

• комбинированный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

• фронтальная

• индивидуальная

• групповая.

 

 

Ход урока:

1.                  Организационный момент: - проверка присутствующих;

                                                              - проверка готовности класса к уроку.

Просмотр видеофильма (Видеофильм: «Плетение из лозы»). См.сайт http://nauroke.narod.ru/

2.      Сообщение темы и цели урока.

3.      Изложение учителем нового материала  (презентация)

Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: Сначала делали плетеную из веточек емкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. Веточки конструкции обгорали на костре, а на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Люди умели плести верши и силки, технология плетения использовалась для возведения стен жилищ.

В эпоху Неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремесел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных емкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды: на черепках отчетливо видны следы характерного переплетения.

В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

В Древнем Риме войско гладиатора Спартака спустилось с вершины Везувия по сплетенным из виноградной лозы лестницам.

В Средние века техника лозоплетения была одной из самых распространенных. Многочисленные плетеные изделия изображены на полотнах художников эпохи Возрождения.

Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетенная из трав, - прообраз современных тканей. Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но принцип "основа - уток" в ткачестве остался.

Во все времена, у всех народов были популярны изделия, созданные мастерами, владеющими техникой лозоплетения. Ко второй половине XIX века этот вид прикладного искусства вошел в моду самых различных слоев общества. О широкой популярности плетеных изделий можно судить по ассортименту предлагаемых товаров: всевозможная мебель (стулья, столы, диваны, ширмы, этажерки и детские кроватки), газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, корзины (для бумаг, рукоделия, цветов, фруктов), детские игрушки, предметы сервировки стола (хлебницы, сухарницы), которые пользовались неизменным спросом. Древнее искусство органично входит в современность, сообщая окружающей действительности особую неповторимость и изысканность.

Плетение из лозы - одно из немногих занятий, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделий, что позволяет рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно-прикладного искусства. Научиться плести может каждый.

Стройная, веками отработанная система приемов и правил позволяет прийти к созданию практически любой вещи. Людям, настроенным на более серьезную перспективу, заметим, что изделия из лозы в наше время везде находят своих покупателей: и на простых сельских рынках, и в престижных художественных салонах.

Подкупает доступность материала - любое растение, имеющее длинные, тонкие и гибкие стебли, корни или листья. Такими свойствами обладают рогоз, ситник, тростник, виноградная лоза, корни хвойных деревьев, листья кукурузы, солома хлебных знаков и многие другие растения.

Приемы лозоплетения открывают широкий диапазон возможностей для объединения с другими техниками, в основе которых лежит использование природных материалов: резьба, роспись, флористика, икебана, - со всеми, которые подскажет Вам фантазия и творческий потенциал.

4. Закрепление знаний учащихся

- Какой принцип лежит в основе плетения?

- Назовите виды плетения?

5. Практическая работа. Изготовление плетеного донышка – оберега.

 1)Вводный инструктаж учителя:

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.

Предполагается, что корзиноплетение первоначально возникло в местах обитания человека вблизи рек и озер и служило для нужд рыболовства.

В наши дни плетеными изделиями пользуются, конечно же, реже, чем в древние времена. Важное место занимают корзины

 

Для работы нам потребуются: инструменты и материалы плетельщика.

Знакомство с технологией изготовления донышка с помощью презентации

Microsoft Power Point;

2)Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с острыми предметами

• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными инструментами

•  кладите лезвиями от себя.

• Следите за движением лезвий во время резания.

• Не оставляете  раскрытыми.

• Передавайте  кольцами вперед.

• Не машите , не подносите к лицу.

• Используйте  по назначению.

• Храните  всегда в определенном месте.

3) Самостоятельная работа учащихся по инструкционно -технологическим картам.

 

4) Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

Формирование новых умений:

• проверка организованности начала работы учащихся;

• проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

• соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

Усвоение новых знаний:

• проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

• инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы:

• инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

• оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

• рациональное использование учебного времени учащимися;

• правильность ведения самоконтроля.

Заключительный инструктаж учителя при изготовлении оберега:

• анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

- Какие сложности возникли при изготовлении изделия

- Какой этап изготовления вам показался наиболее сложным?

• разбор типичных ошибок учащихся;

• повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

 

- Согласить работа замечательная и интересная. Несложная и оригинальная, посильная любому возрасту. Идея дает простор для фантазии при выборе и формы, и размеров, и цвета корзинки, т.е. можно вполне проявить себя при плетении подобного шедевра.

6.  Уборка рабочих мест.

7. Итог урока.

 Получили ли вы удовольствие, выполняя эту работу?

Почему счастливы были наши предки?

Выведите формулу счастья.

Труд в удовольствие  –  это радость .

8. Домашнее задание.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "История плетения из лозы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Плетение - это одно из старинных ремёсел. Одним из видов народного ремесла является лозоплетение. Плетение из лозы, ивы и бересты древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей. Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ. Самые первые плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Из лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты. В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

 

В настоящее время плетением из лозы занимаются как отдельные мастера на дому, так и целые предприятия. Изделия из лозы очень прочные и при этом лёгкие и удобные. Они могут быть и ажурными, как кружева. Лучшие работы украшают различные выставки и музеи. Разнообразие плетёных изделий удивительно: колыбели, корзины, украшения, тара и мебель. Плетёные изделия широко применяют в быту и для декорации приусадебных участков и клумб. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 979 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1568
    • DOCX 40.5 кбайт
    • 27 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рязанцева Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рязанцева Светлана Алексеевна
    Рязанцева Светлана Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 26562
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 299 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 086 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 071 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека