Правописание
корней с чередованием гласных е - и (5
класс)
Цель:
1) Вспомнить фонетику,
фонетические процессы, происходящие в слове, морфемику.
2) Повторить правописание
проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных а
– о в корне слова.
3) Познакомиться с
чередованием гласных е - и в
корне слова.
4) Закрепить на письме
правописание чередующихся гласных е – и в
корне слова.
Ход
урока
I.Организационный
момент.
II.Повторение
изученного.
На доске даны слова. В каких
словах совпадает количество букв и звуков?
Коснусь,
заря, растение, положиться. (В слове
“заря” - 4 б.,4 зв.)
-Какой
фонетический процесс мы наблюдаем в слове “положиться”? (Стяжение и редукцию)
- Какой общий для всех слов
фонетический процесс наблюдаем в остальных словах? (Редукцию – ослабление
произношения гласных звуков в безударной позиции, что ведет к ошибкам в
написании)
-Что общего во всех этих
словах? Какие правила нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласных в
корнях данных слов?
-Давайте вспомним правописание
корней с безударными гласными. (Устное повторение)
- На доске один из
учащихся заполняет сводную таблицу с примерами “Безударные
гласные в корне слова”
Проверяемые
гласные
|
Непроверяемые
гласные
|
Чередующиеся
гласные
|
- Для остальных в
это время проводится эстафета “Самый
грамотный и быстрый ряд”.
С первой парты на последнюю
и обратно передается по рядам листок с заданной орфограммой. Чей ряд быстрее и
грамотнее запишет слова с заданной орфограммой, тот и победил. У каждого ряда
своя орфограмма.
1 ряд
|
2 ряд
|
3 ряд
|
4 ряд
|
5 ряд
|
6 ряд
|
проверяемые
|
непроверяемые
|
-лаг-
|
-кас-
|
-гар-
|
-раст-
|
безударные
гласные
|
безударные
гласные
|
( -лож- )
|
( -кос-)
|
(-гор-)
|
( -ращ-)
- рос-
|
- Подведение итогов
эстафеты, анализ допущенных ошибок. Выводы по таблице.
III.Изучение
нового материала.
- Конструирование
предложения. ( Запись предложения по ходу диктовки, один человек у доски).
- Из предложения На
стволе сосны были видны капельки смолы взять
подлежащее (“капельки”).
- Из предложения Утренняя роса - лучшее
лекарство от болезней взять
подлежащее, поставив его в родительном падеже (“росы”).
- Из предложения Снег
блестел в лучах зимнего солнца взять
сказуемое, согласовав его с подлежащим в роде и числе (“блестели”).
-Из предложения Зимой
солнце поднимается невысоко
над горизонтом взять подлежащее, употребив
как обстоятельство места с предлогом на (“на солнце”).
Полученное предложение: Капельки
росы блестели на солнце.
-Подберите однокоренные
глаголы к сказуемому предложения (блестели – блистали – блещут).
-Какие изменения заметили?
(Происходит чередование гласных и согласных в корне слова: и//е, ст//щ)
Вывод: В
корнях однокоренных слов чередуются не только гласные а -
о, но и гласные е – и.
- Работа с учебником
“Практика” (стр.201)
- На полях учебника указаны
корни, где происходит чередование гласных е -
и. Хором зачитать их.
- От чего зависит выбор
гласных е - и?
Вывод: В
корнях с чередованием гласных е – и пишется и, если
после корня идет суффикс –а-.
В остальных случаях пишется е.
- Работа в справочнике.
Раздел “Орфография”.
- На прошлых уроках в
лепесточках цветка мы записали наиболее часто употребляемые корни с
чередующимися гласными а - о. Давайте продолжим рисовать наш
орфографический сад. Какие будут предложения?
Дети предлагают дорисовать к
цветочку (орфограмма “Правописание корней с чередованием гласных а –
о”) стебелек с листочками.
В листочках размещаем
корни, в которых происходит чередование гласных е –
и. Обозначаем орфограмму. К каждому корню
подбираем глагол, записываем рядом с корнем, обозначая орфограмму и выделяя
корень. Делаем вывод.
(Образец рисуется учителем
на доске.)
На листке ниже дана
ксерокопия из справочника ученицы.
IV.Закрепление
изученного.
- Называются слова с
чередующимися гласными е – и в
корне слова. Если пишется и, встают
ребята, сидящие на 1 варианте; хлопок над головой. Если пишется е,
встают сидящие на 2 варианте; хлопок перед собой.
Блестеть, выжигание,
запереть, растереть, прижигание, расстелется, задирать, постелить, пробираться,
опереться, обмереть, замирать, запру.
- Почему никто не встал,
когда называлось последнее слово “запру”? (Беглая гласная)
·
Работа с учебником. Упражнение 619. При записи слов
комментируют их написание «по цепочке». Орфограмму обозначают.
- Даны 6 групп слов с
чередованием гласных в корнях слов. В распределении слов по видам орфограмм
допущены ошибки. Выписать слова с заданной орфограммой, добавить 2-3 своих
примера.
1)Сл..гаемое, пол..гаться,
предпол..жить, р..сток, з..ря,---;
2)подр..сли, ср..статься,
возр..ст, прир..сли, к..снуться,---;
3)к..снуться,
прил..жение,перег..реть,соприк..саться,прик..сновение, к..саться,---;
4)соб..рание, сд..рать,
подп..рать,предл..гать, ст..реть,---;
5)з..рницы, з..рька,
скл..нение, з..ревой, бл..стать, отр..сль, заг..рать, ---;
6)прог..реть, дог..рает,
соб..ру, выг..рать,приг..рать,к..сание,---.
1 ряд
|
2 ряд
|
3 ряд
|
4 ряд
|
5 ряд
|
6 ряд
|
-лаг-
(-лож-)
|
-раст-
( - ращ-)
-рос-
|
чередующиеся
- гласные и - е
|
-кас-
(-кос-)
|
-гар-
(-гор-)
|
-зор-
( -зар-)
|
- Диктант “Проверь себя”. (Автор –
учитель)
На пригорке росли акация и
куст крыжовника. Сюда пришел и расположился желтенький цыпленок Цып. Цыпленок
посмотрел на циферблат солнца и зажмурился. Внезапно раздался шорох и
послышался шепот. Цып замер. Это росток акации негромко переговаривался с
крыжовником. По жердочке прямо к Цыпу пробирались две черные ящерицы. Цып не
испугался, он узнал своих друзей.
- Графически обозначить
орфограммы: “ Чередующиеся гласные в корне слова”, “и – ы после
ц”, “е – о после
шипящих в корне слова”.
V. Итог
урока.
Домашнее
задание: с. 42 (справочник), п. 52 (“Теория”), упр. 628
(“Практика”).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.