- Учебник: «Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономарёвой И.Н.
- Тема: § 23. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом
- 02.10.2020
- 900
- 19
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Строение легких. Газообмен в легких и тканях
Цели:
Ø рассмотреть процессы газообмена в легких и тканях;
Ø показать, что газообмен это физико-химико-биологический процесс;
Ø формировать умения анализировать и делать выводы
Оборудование:
· Таблицы « Органы дыхания», « Гортань»
· Модели гортани и легких
· Колба, пробирка газоотводная трубка, известковая вода
· Видеофильм « Строение и работа органов дыхания»
Понятия и термины:
· Газообмен
· Атмосферный, вдыхаемый, выдыхаемый, альвеолярный воздух
· Диффузия
· Парциальное давление
Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный
Дыхательная система –
это «корень» нашей жизни,
начало нашей жизни, часы нашей жизни
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
Ø Что такое дыхание?
Ø В чем состоит биологическая роль дыхания для живых организмов?
Ø Какие виды дыхания существуют? Обоснуйте взаимосвязь между ними?
Ø Какая биологическая система обеспечивает эту связь?
2. Игра « Найди пару»
Задание. Установить соответствие между группой животных и особенностями дыхания (набор карточек)
«Эволюция дыхания»
Млекопитающие губчатые легкие
Птицы губчатые легкие, воздушные мешки
Пресмыкающиеся легкие с перегородками
Земноводные легкие и кожа
Рыбы жабры
Членистоногие жабры, трахеи, легочные мешки
Черви поверхность тела
Кишечнополостные поверхность тела
Простейшие оболочка клетки
3. Игра «Наведи порядок»
Задание. Расположить органы дыхательной системы в правильном порядке.
Объяснить взаимосвязь строения и функции выделенного органа:
1 группа:
носовая полость трахея носоглотка гортань легкие бронхи глотка
2 группа:
Гортань носовая полость носоглотка легкие глотка трахея бронхи
3 группа:
Носоглотка бронхи гортань легкие трахея глотка носовая полость
4 группа:
гортань глотка легкие бронхи носовая полость носоглотка трахея
III. Мотивация учебной деятельности
По мнению Достоевского, «человек – это тайна». С каждым уроком мы раскрываем тайны человеческого организма. Организм человека, как и другого живого существа, состоит из клеток, из клеток – ткани, из тканей – органы, которые друг без друга существовать не могут. Так и учителя без ученика не существует, и наоборот.
Поэтому мы сейчас объединим наши усилия, я рассчитываю на вашу активную работу и надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом, и мы справимся с задачами, которые перед нами стоят.
Сообщение темы и постановка целей урока
IY. Изучение нового материала - «НИЛ»
1.Строение и функции легких
Ø Анатомия дыхания
Ø Внешнее строение легких (работа с учебником с. 86)
· Где находятся легкие?
· Какой это орган?
· Из скольких долей состоит правое легкое?
· Из скольких долей состоит левое легкое?
· Чем покрыты снаружи легкие?
· Из чего состоит легочная плевра?
· Что находится между листками плевры?
· Какое это имеет значение?
Ø Внутреннее строение легких (работа с учебником с. 85)
· Чем заканчиваются бронхиолы?
· Чем заполнен легочный пузырек?
· Чем оплетен легочный пузырек?
· Из скольких слоев клеток состоит стенка альвеол и капилляров?
· Какое это имеет значение?
· Какую функцию выполняют альвеолы в связи со строением?
Ø Опыт. В одну колбу с водой кладем сырое легкое, во вторую колбу – вареное. Что наблюдаем?
Ø Проблемный вопрос.
Почему сырое легкое не тонет в воде?
Вывод. Легкие состоят из большого количества альвеол, заполненых воздухом который удерживает легкие на поверхности воды. При варке они разрушаются, воздух выходит и легкие становятся тяжелыми, и поэтому они опускаются на дно.
2. Валеологическая разгрузка
· Четыре вдоха через нос, один выдох через рот (трижды)
· Вдох – поднять правое плечо, выдох – исходное положение.
Вдох – поднять левое плечо, выдох исходное положение. (дважды)
3. Обмен газов в легких и тканях
Ø Химия дыхания
Легкие Ткани
Hb + O2 Hb O2 Hb O2 Hb + O2
HbCO2 Hb + CO2 Hb + CO2 HbCO2
ВК АК АК ВК
----------------------------------------------------------------------------------
Ca(OH)2 + CO2 CaCO3 + H2
Ø Физика дыхания
Диффузия
Легкие и Ткани
О О
О
О О О О
о о
о о
Парциальное давление
В легких В крови
РО2 = 100 мм рт.ст РО2 = 40 мм рт.ст
РСО2 = 40 мм рт.ст РСО2 = 46 мм рт.ст
Вывод: благодаря разнице парциального давления кислорода и углекислого газа по закону диффузии кислород из альвеол переходит в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолы. Направление и скорость диффузии определяется парциальным давлением (от большего к наименьшему )
Ø Биология дыхания
Изменение крови как следствие движения по двум кругам кровообращения.
Ø Проблемный вопрос.
Какой процесс дыхания по своей сути?
Физико-химико-биологический
4. Изменение состава воздуха в легких
Ø Проведение опытов, объяснение их результатов
Опыт 1. Ученик вдыхает воздух в холодную колбу. Что наблюдаем?
Вывод.
Опыт 2. Ученик вдыхает воздух через трубку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаем?
Вывод.
Ø Сравнение состава вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха
(работа с учебником с.88)
Y. Обобщение и систематизация знаний
Ø Биологический диктант
1. Где размещаются голосовые связки? (гортань)
2. Стенки, каких органов состоят из хрящевых полуколец? (трахея и бронхи)
3. Где согревается, увлажняется, обеззараживается воздух? (носовая полость)
4. Как называется оболочка покрывающая легкие? (плевра)
5. Какое легкое больше? Из скольких долей оно состоит? (правое, 3-х)
6. Сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри.(чихание)
7. Орган, в котором пересекаются дыхательные и пищеварительные пути. (глотка)
8. Какой орган называется «дыхательное горло», «хрящевая лейка»? (гортань)
9. Хрящевые пластинки, какого хряща образуют у мужчин кадык? (перстневидного)
10. Как называется соединение кислорода и гемоглобина крови? (оксигемоглобин)
11. Легочные пузырьки, в которых происходит газообмен. (альвеолы)
12. Какая кровь течет по легочным венам? (артериальная)
Ø Задача. Вычислить количество CO2 , выделяемого за 45 мин урока, если известно, что в среднем каждый ученик за 1 мин выдыхает 250 мл CO2 и приблизительно столько же вдыхает кислорода.
Ø Как сохранить воздушный режим класса и поддерживать работоспособность учащихся на уроке?
Ø Жизненная компетентность.
Ситуация. Если в вашей спальне много комнатных растений, то почему вы после сна чувствуете слабость или у вас болит голова?
Человек без еды может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без кислорода – не больше 5-6 минут. Почему?
YI. Итог урока
Игра «Отгадай слово»
1. Кислород в крови присоединяется к … (третья буква)
2. Отдел дыхательной системы воронковидной формы. (вторая буква)
3. Тонкая оболочка, покрывающая легкие и выстилающая грудную клетку. (вторая буква)
4. Отдел дыхательной системы, который ветвится и образует «дерево».( третья буква)
5. Процесс газообмена между клетками и окружающей средой.(первая буква)
6. Какая неведомая сила - давление, гонит кислород из легких в кровь, из крови в клетки (четвертая буква)
7. Воздух, содержащийся в альвеолах. (одиннадцатая буква)
ГеМоглобин, гОртань, пЛевра, брОнхи, Дыхание, парЦиальное давление, альвеолярнЫй
YI. Домашнее задание
· 32, стр.88 (три тестовых вопроса)
· Задача №2
· Конкурс «лжецов» подготовить текст с ошибками
YI. Рефлексия урока
Слова «Это нам нужно как воздух» показывают особенную необходимость воздуха для организма. Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни» как много в жизни человека связано с дыханием – и состав крови, и движения, и чувства, и мышление! Дыхание – это начало общения, речи и мелодии.
6 653 633 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Колядич Лариса Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.