Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока " Легкие.Газообмен"

Конспект урока " Легкие.Газообмен"

Скачать материал

Тема: Строение легких. Газообмен в легких и тканях

 

Цели:

Ø  рассмотреть процессы газообмена в легких и тканях;

Ø  показать, что газообмен это физико-химико-биологический процесс;

Ø  формировать умения анализировать и делать выводы

Оборудование:

·        Таблицы « Органы дыхания», « Гортань»

·        Модели гортани и легких

·        Колба, пробирка газоотводная трубка, известковая вода

·        Видеофильм « Строение и работа органов дыхания»

Понятия и термины:

·        Газообмен

·        Атмосферный, вдыхаемый, выдыхаемый, альвеолярный воздух

·        Диффузия

·        Парциальное давление

Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный

 

                                      Дыхательная система – это «корень» нашей жизни,

                                      начало нашей жизни, часы нашей жизни

 

Ход урока

I.       Организационный момент

II.     Актуализация опорных знаний

 

 1. Фронтальный опрос

Ø  Что такое дыхание?

Ø  В чем состоит биологическая роль дыхания для живых организмов?

Ø  Какие виды дыхания существуют? Обоснуйте  взаимосвязь между ними?

Ø  Какая биологическая система обеспечивает эту связь?

 

2.  Игра « Найди пару»

          Задание. Установить соответствие между группой животных и особенностями 

          дыхания (набор карточек)

 

                                                  «Эволюция дыхания»

 


                                      Млекопитающие       губчатые  легкие

                                   Птицы                                  губчатые  легкие, воздушные мешки

                               Пресмыкающиеся         легкие с перегородками

                           Земноводные                                      легкие  и кожа

                      Рыбы                                                                жабры

                   Членистоногие                                                      жабры, трахеи, легочные мешки

              Черви                                                                                 поверхность тела

            Кишечнополостные                                                              поверхность тела

         Простейшие                                                                                      оболочка клетки

 

3. Игра  «Наведи порядок»                     

               Задание. Расположить органы дыхательной системы в правильном порядке.                            

               Объяснить взаимосвязь строения и функции выделенного органа:

1 группа:                                                                                                                                            

 носовая полость      трахея          носоглотка       гортань         легкие         бронхи

глотка

2 группа:

 Гортань             носовая полость     носоглотка       легкие          глотка       трахея      

бронхи                         

3 группа:

Носоглотка        бронхи         гортань           легкие         трахея            глотка           носовая полость

4 группа:

гортань        глотка           легкие               бронхи           носовая полость        носоглотка      

трахея                        

 

III.   Мотивация учебной деятельности

 

            По мнению  Достоевского, «человек – это тайна».  С каждым уроком мы раскрываем тайны человеческого организма. Организм человека, как и другого живого существа, состоит из клеток, из клеток – ткани, из тканей – органы, которые друг без друга существовать не могут. Так и учителя без ученика не существует, и наоборот.

              Поэтому мы сейчас объединим наши усилия, я рассчитываю на вашу активную работу и надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом, и мы справимся с задачами, которые перед нами стоят.

Сообщение темы и целей урока

 

       IY.         Изучение нового материала  - «НИЛ»

1.Строение и функции легких

Ø  Анатомия дыхания

 

Ø  Внешнее строение легких (работа с учебником  с. 86)

·         Где находятся легкие?

·         Какой это орган?

·         Из скольких долей состоит правое легкое?

·         Из скольких долей состоит левое легкое?

·         Чем покрыты снаружи легкие?

·         Из чего состоит легочная плевра?

·         Что находится между листками плевры?

·         Какое это имеет значение?

 

Ø  Внутреннее строение легких (работа с учебником  с. 85)

·         Чем заканчиваются бронхиолы?

·         Чем заполнен легочный пузырек?

·         Чем оплетен легочный пузырек?

·         Из скольких слоев клеток состоит стенка альвеол и капилляров?

·         Какое это имеет значение?

·         Какую функцию выполняют альвеолы в связи со строением?

Ø  Опыт.  В одну колбу с водой кладем сырое легкое, во вторую колбу – вареное. Что наблюдаем?

Ø  Проблемный вопрос.

Почему сырое легкое не тонет в воде?

Вывод. Легкие состоят из большого количества альвеол, заполненых воздухом который удерживает легкие на поверхности воды. При варке они разрушаются, воздух выходит и легкие становятся тяжелыми, и поэтому они опускаются на дно.

 

2.  Валеологическая разгрузка

·       Четыре вдоха через нос, один выдох через рот (трижды)

·       Вдох – поднять правое плечо, выдох – исходное положение.

Вдох – поднять левое плечо, выдох исходное положение.  (дважды)

 

3. Обмен газов в легких и тканях

 

Ø  Химия дыхания

       Легкие                                                                 Ткани      

 

Hb + O2        Hb O2                                               Hb O2           Hb + O2

HbCO2             Hb + CO2                                                   Hb + CO2                  HbCO2

ВК                 АК                                             АК              ВК 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ca(OH)2 + CO           CaCO3     + H2O

 

Ø      Физика дыхания

Диффузия

 

                      Легкие    и        Ткани   

О               О

    О

          О        О        О                 О     

о    о    

    о   о         

 

 

 

 

 

Парциальное давление

В  легких                                                                               В   крови

РО2 =   100 мм рт.ст                                                  РО2 =   40 мм рт.ст          

РСО2 =  40 мм рт.ст                                                   РСО2 =  46 мм рт.ст

Вывод: благодаря разнице парциального давления кислорода и углекислого газа по закону диффузии кислород из альвеол переходит в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолы. Направление и скорость диффузии определяется парциальным давлением (от большего к наименьшему ).

 

Ø  Биология дыхания

Изменение крови как следствие движения по двум кругам кровообращения.

Ø  Проблемный вопрос.

Какой процесс дыхания по своей сути?

Физико-химико-биологический

 

 

4.  Изменение состава воздуха в легких

Ø  Проведение опытов, объяснение их результатов

Опыт 1. Ученик вдыхает воздух в холодную колбу. Что наблюдаем?

Вывод.

Опыт 2. Ученик вдыхает воздух через трубку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаем?

Вывод.

Ø  Сравнение состава вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

(работа с учебником с.88)


        
Y.  Обобщение и систематизация знаний

 

Ø          Биологический диктант

1.  Где размещаются голосовые связки? (гортань)

2.  Стенки, каких органов состоят из хрящевых полуколец? (трахея и бронхи)

3.  Где согревается, увлажняется, обеззараживается воздух? (носовая полость)

4.  Как называется оболочка покрывающая легкие? (плевра)

5.  Какое легкое больше? Из скольких долей оно состоит? (правое, 3-х)

6.  Сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри.(чихание)

7.   Орган, в котором пересекаются дыхательные и пищеварительные пути. (глотка)

8.  Какой орган называется «дыхательное горло», «хрящевая лейка»? (гортань)

9.  Хрящевые пластинки, какого хряща образуют у мужчин кадык? (перстневидного)

10.  Как называется соединение  кислорода и гемоглобина крови? (оксигемоглобин)

11.  Легочные пузырьки, в которых происходит газообмен. (альвеолы)

12.  Какая кровь течет по легочным венам? (артериальная)

 

Ø  Задача. Вычислить количество CO2 , выделяемого за 45 мин урока, если известно, что в среднем каждый ученик за 1 мин выдыхает 250 мл CO2 и приблизительно столько же вдыхает кислорода.

Ø  Как сохранить воздушный режим класса и поддерживать работоспособность учащихся на уроке?

Ø  Жизненная компетентность.

Ситуация.  Если в вашей спальне много комнатных растений, то почему  вы после сна чувствуете слабость или у вас болит голова?

Человек без еды может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без кислорода – не больше 5-6 минут. Почему?

 

           YI.    Итог урока

Игра «Отгадай слово»

1.      Кислород в крови присоединяется к … (третья буква)

2.      Отдел дыхательной системы воронковидной формы. (вторая буква)

3.      Тонкая оболочка, покрывающая легкие и выстилающая грудную клетку. (вторая буква)

4.      Отдел дыхательной системы, который ветвится и образует «дерево».( третья буква)

5.      Процесс газообмена между клетками и окружающей средой.(первая буква)

6.      Какая неведомая сила - давление, гонит кислород из легких в кровь, из крови в клетки (четвертая буква)

7.      Воздух, содержащийся в альвеолах. (одиннадцатая буква)

ГеМоглобин, гОртань, пЛевра, брОнхи, Дыхание, парЦиальное давление, альвеолярнЫй

 

            YI.    Домашнее задание

·       32, стр.88 (три тестовых вопроса)

·       Задача №2

·       Конкурс «лжецов» подготовить текст с ошибками

 

    YI.    Рефлексия урока

 

         Слова «Это нам нужно как воздух» показывают особенную необходимость воздуха для организма. Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни» как много  в жизни человека связано с дыханием – и состав крови, и движения, и чувства, и мышление! Дыхание – это начало общения, речи и мелодии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока " Легкие.Газообмен""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Строение легких. Газообмен в легких и тканях

 Цели:

Ø  рассмотреть процессы газообмена в легких и тканях;

Ø  показать, что газообмен это физико-химико-биологический процесс;

Ø  формировать умения анализировать и делать выводы

Оборудование:

·         Таблицы « Органы дыхания», « Гортань»

·         Модели гортани и легких

·         Колба, пробирка газоотводная трубка, известковая вода

·         Видеофильм « Строение и работа органов дыхания»

Понятия и термины:

·         Газообмен

·         Атмосферный, вдыхаемый, выдыхаемый, альвеолярный воздух

·         Диффузия

·         Парциальное давление

Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный

 

                                                      Дыхательная система –

                                             это «корень» нашей жизни,

                        начало нашей жизни, часы нашей жизни

 

Ход урока

I.                    Организационный момент

II.                  Актуализация опорных знаний

 

 1. Фронтальный опрос

Ø  Что такое дыхание?

Ø  В чем состоит биологическая роль дыхания для живых организмов?

Ø  Какие виды дыхания существуют? Обоснуйте  взаимосвязь между ними?

Ø  Какая биологическая система обеспечивает эту связь?

 

2.  Игра « Найди пару»

          Задание. Установить соответствие между группой животных и особенностями дыхания (набор карточек)

 

                                                  «Эволюция дыхания»

                                      Млекопитающие       губчатые  легкие

                                   Птицы                      губчатые  легкие,                                                                                       воздушные мешки

                     Пресмыкающиеся                легкие с перегородками

                           Земноводные                                   легкие  и кожа

                      Рыбы                                                              жабры

                   Членистоногие                                                      жабры,                                                                       трахеи, легочные мешки

              Черви                                                                                 поверхность тела

   Кишечнополостные                                                                                                                                                                                                                                                                        поверхность тела

         Простейшие                                                                                                                                                                                                                                                                     оболочка клетки

 

3. Игра  «Наведи порядок»                    

Задание. Расположить органы дыхательной системы в правильном порядке.                            

Объяснить взаимосвязь строения и функции выделенного органа:

1 группа:                                                                                                                                            

 носовая полость      трахея        носоглотка       гортань        легкие         бронхи     глотка

2 группа:

 Гортань             носовая полость   носоглотка       легкие         глотка       трахея     бронхи                         

3 группа:

Носоглотка        бронхи         гортань           легкие         трахея            глотка           носовая полость

4 группа:

гортань        глотка           легкие            бронхи           носовая полость        носоглотка      трахея                        

 

III.                Мотивация учебной деятельности

 

            По мнению  Достоевского, «человек – это тайна».  С каждым уроком мы раскрываем тайны человеческого организма. Организм человека, как и другого живого существа, состоит из клеток, из клеток – ткани, из тканей – органы, которые друг без друга существовать не могут. Так и учителя без ученика не существует, и наоборот.

              Поэтому мы сейчас объединим наши усилия, я рассчитываю на вашу активную работу и надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом, и мы справимся с задачами, которые перед нами стоят.

Сообщение темы и постановка целей урока

       IY.         Изучение нового материала  - «НИЛ»

1.Строение и функции легких

Ø  Анатомия дыхания

Ø  Внешнее строение легких (работа с учебником  с. 86)

·         Где находятся легкие?

·         Какой это орган?

·         Из скольких долей состоит правое легкое?

·         Из скольких долей состоит левое легкое?

·         Чем покрыты снаружи легкие?

·         Из чего состоит легочная плевра?

·         Что находится между листками плевры?

·         Какое это имеет значение?

Ø  Внутреннее строение легких (работа с учебником  с. 85)

·         Чем заканчиваются бронхиолы?

·         Чем заполнен легочный пузырек?

·         Чем оплетен легочный пузырек?

·         Из скольких слоев клеток состоит стенка альвеол и капилляров?

·         Какое это имеет значение?

·         Какую функцию выполняют альвеолы в связи со строением?

Ø  Опыт.  В одну колбу с водой кладем сырое легкое, во вторую колбу – вареное. Что наблюдаем?

Ø  Проблемный вопрос.

Почему сырое легкое не тонет в воде?

Вывод. Легкие состоят из большого количества альвеол, заполненых воздухом который удерживает легкие на поверхности воды. При варке они разрушаются, воздух выходит и легкие становятся тяжелыми, и поэтому они опускаются на дно.

2.  Валеологическая разгрузка

·         Четыре вдоха через нос, один выдох через рот (трижды)

·         Вдох – поднять правое плечо, выдох – исходное положение.

Вдох – поднять левое плечо, выдох исходное положение.  (дважды)

3. Обмен газов в легких и тканях

Ø  Химия дыхания

       Легкие                                                                 Ткани      

 

Hb + O2        Hb O2                                                     Hb O2           Hb + O2

HbCO2     Hb + CO2                                            Hb + CO2                  HbCO2

ВК                АК                                             АК              ВК 

----------------------------------------------------------------------------------

Ca(OH)2 + CO2             CaCO3     + H2

Ø  Физика дыхания

Диффузия

        Легкие    и        Ткани   

О               О

    О

          О        О        О                 О     

о    о    

    о   о         

 

 

 

 

 

Парциальное давление

В  легких                                                                  В   крови

РО2 =   100 мм рт.ст                                            РО2 =   40 мм рт.ст    

РСО2 =  40 мм рт.ст                                             РСО2 =  46 мм рт.ст

Вывод: благодаря разнице парциального давления кислорода и углекислого газа по закону диффузии кислород из альвеол переходит в кровь, а углекислый газ – из крови в альвеолы. Направление и скорость диффузии определяется парциальным давлением (от большего к наименьшему )

Ø  Биология дыхания

Изменение крови как следствие движения по двум кругам кровообращения.

Ø  Проблемный вопрос.

Какой процесс дыхания по своей сути?

Физико-химико-биологический

4.  Изменение состава воздуха в легких

Ø  Проведение опытов, объяснение их результатов

Опыт 1. Ученик вдыхает воздух в холодную колбу. Что наблюдаем?

Вывод.

Опыт 2. Ученик вдыхает воздух через трубку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаем?

Вывод.

Ø  Сравнение состава вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

(работа с учебником с.88)

        Y.  Обобщение и систематизация знаний

Ø  Биологический диктант

1.  Где размещаются голосовые связки? (гортань)

2.  Стенки, каких органов состоят из хрящевых полуколец? (трахея и бронхи)

3.  Где согревается, увлажняется, обеззараживается воздух? (носовая полость)

4.  Как называется оболочка покрывающая легкие? (плевра)

5.  Какое легкое больше? Из скольких долей оно состоит? (правое, 3-х)

6.  Сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри.(чихание)

7.   Орган, в котором пересекаются дыхательные и пищеварительные пути. (глотка)

8.  Какой орган называется «дыхательное горло», «хрящевая лейка»? (гортань)

9.  Хрящевые пластинки, какого хряща образуют у мужчин кадык? (перстневидного)

10.  Как называется соединение  кислорода и гемоглобина крови? (оксигемоглобин)

11.  Легочные пузырьки, в которых происходит газообмен. (альвеолы)

12.  Какая кровь течет по легочным венам? (артериальная)

 

Ø  Задача. Вычислить количество CO2 , выделяемого за 45 мин урока, если известно, что в среднем каждый ученик за 1 мин выдыхает 250 мл CO2 и приблизительно столько же вдыхает кислорода.

Ø  Как сохранить воздушный режим класса и поддерживать работоспособность учащихся на уроке?

Ø  Жизненная компетентность.

Ситуация.  Если в вашей спальне много комнатных растений, то почему  вы после сна чувствуете слабость или у вас болит голова?

Человек без еды может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без кислорода – не больше 5-6 минут. Почему?

           YI.    Итог урока

Игра «Отгадай слово»

1.      Кислород в крови присоединяется к … (третья буква)

2.      Отдел дыхательной системы воронковидной формы. (вторая буква)

3.      Тонкая оболочка, покрывающая легкие и выстилающая грудную клетку. (вторая буква)

4.      Отдел дыхательной системы, который ветвится и образует «дерево».( третья буква)

5.      Процесс газообмена между клетками и окружающей средой.(первая буква)

6.      Какая неведомая сила - давление, гонит кислород из легких в кровь, из крови в клетки (четвертая буква)

7.      Воздух, содержащийся в альвеолах. (одиннадцатая буква)

ГеМоглобин, гОртань, пЛевра, брОнхи, Дыхание, парЦиальное давление, альвеолярнЫй

 

            YI.    Домашнее задание

·         32, стр.88 (три тестовых вопроса)

·         Задача №2

·         Конкурс «лжецов» подготовить текст с ошибками

 

    YI.    Рефлексия урока

         Слова «Это нам нужно как воздух» показывают особенную необходимость воздуха для организма. Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни» как много  в жизни человека связано с дыханием – и состав крови, и движения, и чувства, и мышление! Дыхание – это начало общения, речи и мелодии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 633 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 483
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 498
    • DOCX 79.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колядич Лариса Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колядич Лариса Павловна
    Колядич Лариса Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65497
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 489 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 513 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе